Элективный курс по экологии 11 класс
рабочая программа по экологии (11 класс) по теме

Быкова Людмила Викторовна

Элективный курс по экологии включает в себя необходимые и интересные материалы для изучения состояния природы и влияние человека на окружающую природу,а также взаимосвязи факторов окружащей среды и здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_ekologii_11_klass.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________ Быкова Л.В.

Протокол № 1 от

28 августа 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МБОУ «Новошешминской СОШ»

__________Холина Н.Н.

28 августа 2013 г

«Утверждено»

                 Директор МБОУ Новошешминской СОШ

                 _____________ Лазарева О.И.

                   Приказ №153 от  2 сентября 2013 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  элективному курсу для 11 класса  «Экология для всех»

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новошешминская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

Быковой Людмилы Викторовны,

учителя первой  квалификационной категории

                                                                                                              Рассмотрено на заседании

                                                                                                              педагогического совета

                                                                                                              протокол № 1

2013-2014 учебный год                                                                                   от 28 августа  2013 г.

Программа элективного курса «Экология для всех» 11 класс»

 

Пояснительная записка

 

        Программа элективного курса «Экология для всех» рассчитана на 17 часов-по1 часу в неделю и предназначена для учащихся 11 -го класса. Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии  и предполагает углубленное изучение предмета экология.

 

         Цель курса:  сформировать представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания   

                     

         Задачи курса:

•   научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

•   расширить знания о  влияние абиотических, биотических, антропогенных факторов среды на состояние здоровья и общую продолжительность жизни человека в данном регионе;

•   познакомить учащихся с  реакциями адаптации к неблагоприятным условиям среды;

•   исследовать генотипические и фенотипические особенности высшей нервной деятельности;

•   рассмотреть основные стрессогенные факторы среды;

•   определить хронобиологический тип учащихся.

•   познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

•   ознакомить учащихся о воздействии растений, цвета на организм человека;

•   развивать навыки и приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение,  навыки частичного поиска, исследовательской работы, логического мышления.

           

           Основная идея курса: практическое осмысление экологии человека как науки, изучающей взаимодействие человека с окружающей средой.

 

            Содержание элективного курса включает совокупность сведений, обеспечивающих необходимый уровень знаний о негативных тенденциях в состоянии здоровья,

обусловленных воздействием различных антропогенных факторов.

Знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным климато-географическим и антропогенным факторам среды позволяет разработать мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой.

Выполнение лабораторных  и практических работ и наблюдений позволяет выработать умение формулировать познавательные задачи, выявлять причинно-следственные связи.

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом биологии и химии.

              Исходя из задач обучения элективный курс, с одной стороны, должен способствовать формированию особых экологических, необходимых в повседневной жизни, с другой стороны, данный курс должен заложить фундамент для дальнейшего совершенствования экологических знаний в старших классах общеобразовательной школы. Решению этих задач служат разнообразные методы и организационные формы работы. При изучении данного курса целесообразно использовать следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции, беседы, доклады и рефераты учеников, дискуссии, конспектирование, анализ таблиц и схем, видеофильмы, проведение опытов.

Большая роль в изучении данного курса принадлежит эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений.

             Предполагается использовать следующие методы контроля за усвоением знаний: фронтальный опрос,  тесты, диктанты, практические  работы. Предлагается использовать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при выполнении творческих заданий.

            В завершении курса учащимся предлагается выполнить исследовательскую или творческую работу.

            Элективный курс включает материал, в процессе изучения которого открывается возможность реализовать систему обобщений, что позволяет учащимся понять роль экологии среди других наук о природе, её значение для человечества.         

 

            Программа курса «Экология для всех» учитывает региональные особенности Республики Татарстан. С этой целью необходимо привлекать к учебным занятиям публикации из местной прессы, радио и телевидения, статистические данные и материалы местных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора

 

Основные требования к знаниям и умениям

 

Учащиеся должны знать:

•   факторы, влияющие на здоровье;

•   факторы, разрушающие здоровье;

•    пути решения экологических проблем, связанных с автотранспортом;

•    влияние факторов среды на генофонд человека;

•    роль микроэлементов в организме человека;

•    роль биоритмов на жизнедеятельность;

•    особенности квартиры как экосистемы

•   классификация отходов и способы избавления от них;

•   особенности производственной среды и профессиональные заболевания, связанные с ней;

 

            Учащиеся должны уметь:

 

•   выявлять позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;

•   соотносить свойства фитонцидных растений со своим состоянием здоровья, эстетическим восприятием;

•   характеризовать влияние антропогенных факторов на организм человека;

•   оценивать типологические свойства личности, сформировавшейся в результате взаимодействия организма с окружающей средой;

•   выявлять основные стрессогенные факторы среды

•   определять свой хронобиотип;

•   анализировать с экологической точки зрения состояние квартиры;

•   соблюдать правила применения препаратов бытовой химии

•   предлагать способы улучшения экологической обстановки в доме

•   использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных вещей;

•   выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия на здоровье человека;

•   применять знания о влиянии на организм растений и цвета;

•   осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности

•   «смягчать» последствия научно-технической революции

•   оценивать свои потенциальные возможности и использовать их в условиях экологического бедствия

•   анализировать, делать выводы;

•  грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;

•  определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;

•   использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями.

 

 

Содержание курса

 

Общее количество часов-17

 

Введение (1 ч.)

 Предмет экологии человека. Человек как биосоциальное существо. Влияние условий жизни на организм человека. Антропосистемы, антропоэкосфера.

Разделы экологии: урбоэкология, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология.

Экология человека. Социальная экология. Синэкология.

Социально-экономическая экология человека. Антропоэкология. Экология культуры.

 

Раздел 1.

 

Влияние абиотических факторов на организм человека (3 ч.)

 

Тема 1

Воздух и человек (1 ч)

 

Характеристика атмосферы в границах РТ. Особенности загрязнения воздушного бассейна в городах. Кислотные дожди и их последствия. Аллергизация населения. Важнейшие пути предупреждения гибели атмосферы.

 

Тема 2

Роль света и цвета в жизни человека (1 ч)

Световой климат внутри зданий. Санитарно-гигиенические требования к освещённости учебных помещений. Общее и местное освещение в жилых помещениях.

Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цвет в трудовой и учебной деятельности. Ионизация воздуха.

Цвет и возраст. Цвет и настроение. Цвет и имя. Цвет и характер. Биоэнергетика в цвете.

 

Практическая работа. «Изучение естественной освещённости помещения»

 

Раздел 2

 

. Влияние биотических факторов среды на организм человека (2  ч.)

 

Тема 1

Мир растений – источник жизни на Земле (1 ч)

Растения как источник пищи для человека, кислорода, фитонцидов. Растения – декор планеты. Уникальные способности растений, полезные для человека. Лекарственные растения. Уникальные лесные массивы.  Ботанический сад.

Влияние комнатных растений на микроклимат помещения, здоровье человека.

Эстетическая и гигиеническая роль комнатных растений. Стимулирующее и угнетающее действие комнатных растений на органы и системы органов человека.

Астрология растений. Зодиакальные свойства комнатных растений, их биоэнергетическая роль, воздействие на человека и домашних животных.

Фитонциды. Бактерицидные, фунгицидные  летучие вещества. Ионизация воздуха. Изучение свойств оранжерейных и комнатных растений. Теория фитодизайна.

 

Практическая работа. «Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере»

 

Человек и животные. (1 ч.)

Роль животных в физическом и нравственном излечении людей. Примеры «собачьей» преданности. Животные в городе. Энергетические барометры. Энергетика животных.

Актуальность борьбы с вредными бытовыми животными. Приспособление к ядохимикатам. Паразиты домашних животных и человека.

 

 

Раздел 3

 

Влияние антропогенных факторов среды на организм человека (9 ч.)

 

Тема 1

Экотоксиканты.(1 ч)

Основные источники поступления экотоксикантов.

 Влияние токсичных металлов на организм. (свинец, ртуть, алюминий,

кадмий.) Биологическая роль марганца, железа, меди, цинка в физиологических процессах. Индекс Е на продуктах питания. Влияние консервантов и эссенций на здоровье человека.

 

Тема 2

Транспорт и человек (1 ч)

Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека

Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы. Экологичность городского транспорта. Гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях и анализ их причин. Решение экологических проблем на транспорте.

 

Тема 3

Воздействие шума на организм (1 ч.)

Источники шума. Характеристики шума. Естественный шумовой фон. Гигиеническая оценка шума. Механизм действия шума. Механизм профессионального снижения слуха. Адаптация к шуму. Степени потери слуха. Изменения нервной и сердечно-сосудистой систем у лиц, работающих в условиях шума.

Санитарно-гигиенические нормы шумов в различных производственных условиях.

Тяжесть и диапазон последствий вредного воздействия шумов и вибрации на мужской и женский организм. Эффективные пути решения проблемы борьбы с шумом.  Практическая работа «Определение степени шума в школе и на территории школы»

 

Тема 4

Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека (1 ч.)

            Источники неионизирующего электромагнитного излучения. Последствия электромагнитного излучения на организм человека. Практическая работа «Определение степени ионизации в школе и на территории школы»

 

Тема 5

Ионизирующие и элекромагнитные излучения (1 ч.)

Положительное влияние и неблагоприятные последствия ультрафиолетового оптического излучения. Меланома кожи. Профессиональные заболевания глаз.

Рациональное освещение производственных помещений. Монохроматическое лазерное излучение. Биологическое действие лазерного излучения.

Применение электромагнитных полей радиочастотного диапазона. Биологическое действие электромагнитных излучений.

Профилактика производственного травматизма

 

Тема 6

Препараты бытовой химии (1 ч.)

            Применение синтетически моющих средств, средств личной гигиены, препаратов для борьбы с насекомыми. Правила применения ПБХ.

            Способы улучшения экологической обстановки в доме. Возможность замены безвредными средствами и способы снятия вредного влияния неблагоприятного фактора среды.

 

Тема 7

Проблема бытового мусора (1 ч.)

Причины увеличения количества мусора. Переработка твёрдых бытовых отходов. Захоронение. Сжигание. Сортировка и переработка. Специально оборудованные свалки.

Потенциальная эпидемическая  опасность свалок.

Мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы.

Способ компостирования. Вторичное использование отходов.

Особо опасные вещества в отходах (спецотходы). Правила и нормы ликвидации жидких и твёрдых спецотходов.

 

Проекты:

1.Вторая жизнь ненужных вещей.

2.Синдром нездорового помещения.

3.Экологически чистая квартира.

4. Экология дома.

5. Город без отходов.

Тема 8

Влияние строительных материалов на здоровье человека ()

Прессованные плиты на синтетических смолах, искусственные ковровые покрытия, пластик, оргалит. Присутствие примесей

Тема 9

Токсические вещества (1 ч.)

            Производственные яды и их действие. Меры борьбы с профессиональными отравлениями.

            Фиброгенная пыль. Причины возникновения «пылевых» заболеваний.

 

Раздел 4.Экология генофонда. (1 ч.)

 

Тема 1

Человек и наркотики

            История пристрастия человека к наркотическим веществам Причины возникновения пристрастий к наркотикам. Признаки наркотического опьянения. Юридический и нравственный аспекты потребления наркотиков. Наркомания. Нейро- и психотропные свойства наркотиков. Группа опиоидных препаратов (морфин, героин), препараты конопли (гашиш, марихуана, анаша). Кокаин. Экстази. Амфетамин. Абстиненция («ломка»). Профилактика наркомании и токсикомании.

 

Курение и его вред для здоровья 

            История распространения табака. Свойства никотина. Последствия курения для организма. Курение и онкозаболевания. Психология и мотивы курения. Физиологические последствия отвыкания от курения. Профилактика курения.

 

Алкоголь и его вред для здоровья 

            История пристрастия человека к алкогольным напиткам. Русские антиалкогольные бунты. Токсичность алкоголя. Механизм  и стадии алкоголизма. Последствия употребления алкоголя и суррогатов алкоголя для нации. Профилактика  алкоголизма.

 

 

.

 

Раздел 4

Тема 1.

.Состав и качество питьевой воды (1ч.)

            Присутствие химических веществ в воде. Использование специальных фильтров.

Вещества в составе чая. Травяные лечебные чаи (витаминные). Составление смеси трав для витаминного чая. Лечебные чаи. Рецепты приготовления чая. Рецепты витаминных и лечебных чаёв.

            Практическая работа « Исследование качества питьевой воды (цвет, прозрачность, мутность, запах) в школе»

 

Тема 2.

Пищевые добавки (1 ч)

Применение пищевых добавок. Пищевые красители (кармин, куркума, карамель, цветорегулирующие материалы – нитрит и нитрат калия, бромат калия).

Подслащивающие вещества: мёд, солодовый экстракт, лактоза, цикломаты.

Консерванты: сернистый газ, сульфиты, органические кислоты и соли.

пищевые антиокислители.

 

 

Основная литература

     1.Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции.- М.:1994.

     2.Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. - М.: Новая школа, 1997.

     3.Высоцкая М.В.Экология. Элективные курсы. 9 класс. Волгоград: Учитель, 2006. 

     4.Губарева Л. И., Мизирёва О.М.,Чурилова Т.М.Экология человека: Практикум для вузов. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

 

Дополнительная литература

     1.Азон Б.Стресс излечим. - М.:1994

     2.Акимова Т.А., Хаскин В.В Экология.-М.:1998.

     3.Белов С.В., Барбинов Ф.А.и др. Охрана окружающей среды. - М.:1991.

     4.Васильев В.Н.Здоровье и стресс. - М.:1991.

     5.Гартинский Г.Б, Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате. М.:1993.

     6.Данилова Н.Н., Крылова А.Л.Физиология высшей нервной деятельности. - М.:1997.

     7.Кукушин В. С. Профильные классы в средней школе: организация и функционирование. – Ростов на Дону: Феникс ,2006

     7.Моисеева Н.И Биоритмы жизни. -СПб.:1997.

     8.Моисеева Н.И.Время в нас и время вне нас. - Л.:1991.

     9.Петров. К.М.Общая экология - СПб.:1998.

     10.Прохоров Б.Б.Экология человека. Социально-демографические аспекты. - М.:1991

     11.Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для  учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по экологии для 6 класса

Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...

Элективный курс по экологии 7 класс

Актуальность программы обусловлена неблагоприятными условиями жизни на планете...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

Программа элективного курса по экологии 9 класс «Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»

Программа элективного курса по экологии9 класс«Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»...

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...