«Фитодизайн как метод эстетического, экологического воспитания и оздоровления детей»
план-конспект по экологии на тему

Краткосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovtunova_s.yu_proekt_po_fitodizaynu.docx77.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Краткосрочный проект

«Фитодизайн как метод эстетического, экологического воспитания и оздоровления детей»

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\антуриум-уход.jpg

Руководитель проекта: С.Ю. Ковтунова,

 воспитатель  группы  «Олененок»

с. Газ – Сале

2016 г.

Содержание

I.  Введение_______________________________________________________3

1. Актуальность___________________________________________________ 3

2. Цель и задача проекта__________________________________________ 3-4

3. Адресная направленность_________________________________________4

4. Форма, содержание и участники проекта____________________________ 5

II. Направления

1. Теоретическая часть______________________________________________5

2. Практическая часть______________________________________________5

III. Этапы реализации проекта _______________________________________6

1. Подготовительный этап___________________________________________6

2. Проектировочный этап ___________________________________________6

3. Практический этап _____________________________________________7-8

4. Аналитический, диагностический этап ______________________________9

5. Заключительный этап ____________________________________________9

6. Предполагаемый результат ________________________________________9

IV. Список литературы____________________________________________10

Введение

    С глубокой древности и до наших дней комнатные растения пользуются неизменной любовью у всех народов. Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как комнатные растения. Без них пусто и холодно даже в самой богато обставленной квартире. Их красота и польза делают жизнь человека совершеннее и полнее. Если в жилище человека  есть комнатные растения, то это делает воздух чище, способствует укреплению здоровья и украшает жизнь людей. 

Актуальность и важность проекта

        Одним из направлений деятельности интерната является экологическое и трудовое воспитание школьников. Учебная комната и спальни могут стать эффективным средством формирования экологической культуры воспитанников, становления их нового гражданского сознания. Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков замысел данного проекта. Школа и интернат для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

        Дети пришкольного интерната являются представителями коренных национальностей Севера. Эти дети – особенные, они живут в природе и являются ее неотъемлемой частью. Очень важно условия проживания в интернате максимально приблизить к естественным и комфортным условиям.

        Целостное восприятие природы открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. Становясь участниками проекта, воспитанники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект является эффективным средством формирования активной гражданской позиции детей и их экологической культуры.

        Экологическое воспитание – одно из актуальных направлений воспитания личности ребенка. Поэтому работа над этим проектом является частью системы социального становления личности.

Проект «Фитодизайн как метод эстетического, экологического воспитания и оздоровления детей»  является эффективным средством формирования активной гражданской позиции воспитанников и их эстетической культуры.

Цель:

  • расширение знаний и формирование представлений о разнообразии комнатных растений и их значимости в  нашей жизни;
  • получение трудовых навыков через вовлечение учащихся в практическую работу по озеленению групповой комнаты.

Задачи:

- научить детей жить в гармонии с окружающей средой через их собственную деятельность, расширять представление детей о разнообразии мира цветов;

- наблюдать за жизнью комнатных растений и делать выводы;

- обобщить и систематизировать знания о разнообразии комнатных растений и выявить условия, необходимые для жизни растений;

- формировать активную гражданскую позицию воспитанников и их экологическую культуру через участие в социально-значимой деятельности.

Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в устройстве зеленого уголка здоровья с учетом фитонцидных свойств комнатных растений.

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся 4 класса, которые способны реализовать данную идею за период – 2 месяца (10 февраля – 10 апреля).

Проект предполагает:

1. Проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди воспитанников группы и интерната экологической  культуры и понимания ценности уголка природы.
2. Проведение исследования, сбор информации, беседа со знатоками цветоводства.

3. Разведение комнатных  растений, создание зеленых уголков в группе.

4. Создание воспитанниками листовок, стенда, создание мультимедийных презентаций.

Форма – коллективное творческое дело, познавательная игра через разнообразные виды исследовательской деятельности, которая соответствует особенностям учащихся данного возраста, уровню развития детского коллектива и является одним из основных направлений воспитательной работы группы.

Содержание проекта

Приступая к работе, мы проведём анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. После того, как будут определены проблемы, будет проведена работа по выявлению наиболее важной из них - художественное оформление части групповой комнаты.

Участники проекта:

  1. Воспитанники группы «Олененок» - 16 человек
  2. Воспитатели и младшие воспитатели группы
  3. Цветоводы-любители
  4. Администрация интерната

Механизмы реализации проекта:

Выполнение проекта будет осуществляться по следующим направлениям:

п/п

Направление

Виды деятельности

1.

Теоретическое

- приобретение воспитанниками знаний, необходимых для успешной реализации проекта;
- распространение информации среди детей и педагогов интерната.

2

Практическое

- организация и проведение практической работы по озеленению групповой комнаты.

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

1.

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта.

 1 неделя

2.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

2-3 неделя

3.

Практический

Реализация проекта

4-5 неделя

4.

Аналитический, диагностический этап

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

6- 7 неделя

5.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.

7-8 неделя

1. Подготовительный этап.

  • Составление предварительного плана проведения проекта.
  • Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, загадок и стихов о комнатных растениях.
  • Подготовка презентации для привлечения детей к проекту.
  • Разработка анкеты для проведения опроса учащихся, с целью выявления знаний детей о комнатных растениях.
  • Приобретение методической литературы.

2.  Проектировочный этап.

  • Для начала предлагается посмотреть, как оформляются внутренние помещения в других учреждениях. (Просмотр через проектор образцов оформления школьных помещений).
  • Теперь, методом мозгового штурма, давайте посмотрим, что можно сделать (рассказывается детям, что такое “Мозговой штурм”, чем полезна эта работа, какие правила).
  • Даются самые невероятные предложения, никто их не критикует;
  • После этого разбирается каждое предложение по плану:

Предложения

Материальные затраты, ресурсы

Кто может выполнить?

Что может нам помешать?

Как это можно исправить?

Сделать полочки и подставки

Материал дадут спонсоры

Шефы и спонсоры

Материал сырой

Используем то, что есть

Купить цветочные горшки

20 штук

Администрация интерната

Не будет денег на эти цели

Используем те, что есть, а потом купим горшки разных размеров, но одной формы

Найти хорошую почву

Без затрат

Попросить у сотрудников интерната, в других организациях (ДЮЦ, школа и др.)

Не сможем определить под какие цветы, какая почва нужна, как сделать смесь

Попросить помощь у знатоков - цветоводов

Купить семена или рассаду

500 руб.

Заведующая интернатом, директор

Не будет денег на эти цели

Возьмём черенки тех цветов, которые есть, размножим

Посадить цветы

Без материальных затрат

Все участники проекта

-

-

Правильно разместить в групповой комнате

Без материальных затрат

Все участники проекта

Интерьер групповой комнаты

Сделать перестановку с учетом санитарных требований

Уход за цветами

Без материальных затрат

Все участники проекта

Кто-то из детей забудет

Назначить ответственного

3. Практический этап (основной этап).

  • Организация проектной деятельности воспитанников.
  • Сбор информации по теме проекта. Беседа с цветоводами - любителями. Подготовка агитационного материала. Сочинение листовок, фотоматериалов.
  • Оформление стенда в групповой комнате «Озеленим наш интернат».
  • Оформление зеленых уголков в групповой комнате.

Мероприятие

Форма

1.

Анкетирование стартовое.

групповая

2.

Исследовательская работа «Комнатные растения – польза и вред».

КТД

3.

Знакомство с комнатными растениями.  Игра «Угадай растение по описанию», «Найди растение по названию».

 досуговая деятельность

4.

Беседа «Комнатные растения – наши друзья».

совместная деятельность

5.

Беседа «Что такое фитонциды?».

совместная деятельность

6.

Изготовление цветов из бумаги, бисера.

занятие по творчеству

7.

Рисуем комнатные растения (занятие по ИЗО).

занятие по творчеству

8.

Выполнение заданий и отгадывание кроссвордов, ребусов (творческие задания).

досуговая , самостоятельная деятельность

9.

Беседа «Необычные цветы».

 совместная деятельность

10.

Сбор книг о растениях, стихов, загадок, пословиц и поговорок, разыгрывание сценок. Чтение книги Верзилина «Путешествие к комнатным растениям».

совместная деятельность

11.

Беседы: «Растения в нашей жизни»; «Помоги растениям». Чтение книги Верзилина «Путешествие к комнатным растениям».

совместная деятельность

12.

Беседа «Учусь ухаживать за комнатными растениями».

практическая деятельность

13.

Познавательные беседы: «Комнатные растения – друзья или враги?».

 совместная деятельность

14.

Экскурсия в    ДЮЦ. Зимний сад детских садов.

ДОО с педагогами ДЮЦ

15.

Викторина  «Знаешь ли ты комнатные растения».

совместная деятельность

16.

Беседы – обсуждения: «Что необходимо растениям для жизни?»; «Как поливать комнатные растения?».

занятие

17.

Итоговая игра  «Комнатные растения». Выставка работ. Паспорт комнатных растений класса.

совместная деятельность

18.

 Итоговая анкета по проекту. Мастер-класс по фитодизайну.

групповая

4. Аналитический, диагностический этап.

  • Организация деятельности творческой группы.
  • Планирование работы по проекту.
  • Диагностика и изучение мотивационной сферы воспитанников в области экологической грамотности.

5. Итоговый этап.

  1. Овладение воспитанниками универсальными компетенциями: познавательными и исследовательскими, коммуникативными.
  2. Самореализация каждого ребёнка на основе проектной деятельности; сплочение детского коллектива.
  3. Развитие творческих способностей воспитанников группы.
  4. Оформление отчётов исследовательских работ. Оформление  альбома работ  на данную тему,  выставка рисунков и фотографий комнатных  растений, поделок. Выполнение  паспорта комнатного растения.
  5. Внеклассное  отчётное мероприятие - игровая программа «Комнатные растения».
  6. Подготовка и проведение мастер-класса по теме.
  7. Обобщение опыта по итогам реализации проекта.

Проект должен помочь (предполагаемый результат):

  • изучить роль комнатных растений;
  • исследовать знания воспитанников о целебных свойствах комнатных растений, областях их применения;
  • рассмотреть целебные свойства комнатных растений;
  • составить перечень растений, опасных для здоровья и способных улучшить микроклимат в помещении;
  • составить правила безопасности при уходе за растениями;
  • оценить роль  комнатных растений  в повседневной жизни человека;
  • способствовать формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей;
  • научить проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, на экскурсии, в интернете, из рассказов взрослых;
  • учить работать в коллективе, в группе.


Список литературы:

1. Веретенникова С. А. Методика ознакомления детей с природой. – М., 1995;

2. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе» М., 2011;

3. Олма- пресс «Цветы в интерьере» М., 2001;

4. Хессайонов Д. Г., «Все о комнатных растениях» М., 2007;

5. Киселева Н.С. ,«Анатомия и морфология растений» – Минск, ВШ, 1976;

6. «Комнатные растения». Сборник – АСТ, ТОО «Внешсигма», 2000;

7. Рэворт Д., Берри С. «Аранжировка цветов», М., 2000;

8. Фокина Л.В. «Орнамент. Учебное пособие» – Феникс, 2000;

9. «Цветы круглый год», – Лик-пресс, 1998;

10. Шостаковский С.А. «Систематика высших растений» – ВШ, 1997;

11. Юдина И.А. «Комнатное цветоводство», – 2002;

12. Якушкина Н.И «Физиология растений – М., Просвещение, 1980;

Журналы

 «Интерьер & дизайн». Журнал – Издательство ОВА-Пресс, № 10/1997;

«Лиза». Журнал – № 4/2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Туризм как средство оздоровления и пропаганды здорового образа жизни и экологического воспитания»

Краткое описание проекта:Проектная деятельность направлена на детей школьного возраста и их родителей. В рамках реализации проекта проведены мероприятия, способствующие приобщению школьников к ценност...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»

Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...

Метод. рекомен. Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание на уроках биологииЛ.А. Лопсан, учитель биологии, МБОУ СОШ с. Эрзин Эрзинского района РТНа современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является эколог...

экологическое воспитание. занятие для детей 5-6 лет. "Рыбка зовет на помощь"

занятие для детей 5-6 лет, на формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, водным ресурсам. в занятии также закрепляются знания детей о свойствах воды....

программа по экологическому воспитанию не слышащих детей в коррекционной школе

привитие неслышащим детям чувство любви и уважения к окружающему нас миру....

Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста через игру

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ   ИГРУ...