экологическое воспитание. занятие для детей 5-6 лет. "Рыбка зовет на помощь"
план-конспект на тему

Осенникова Ирина Анатольевна

занятие для детей 5-6 лет, на формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, водным ресурсам. в занятии также закрепляются знания детей о свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбка зовет на помощь!

Игровое занятие по экологии для детей 5—6 лет

Программное содержание:

Познавательное развитие:

Познание:

·        Конкретизировать представления о свойствах воды: форма, цвет, запах, вкус, агрегатное состояние воды.

·        Обобщать знания о значении воды в жизни живых организмов.

·        Развивать поисково-познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.

·        Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь  воду.

Речевое развитие:

·         Закреплять употребление в речи конструкций простых и сложных предложений.

·        Умение самостоятельно делать выводы

Социально-коммуникативное  развитие.

·        Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать высказывания до конца.

Физическое развитие:

·        Активизация мышечного тонуса и моторно- координаторных систем

Материал:

Картинки или слайды изображающие превращения леса и реки

Модели: рот, нос, руки, форма, цвет

Лимон, сахар, соль, краска, ложечка для каждого ребенка, стаканчики по количеству детей, горелка или сухой спирт, емкости различной формы(стакан, колба, бутылка, графин, тарелочка и т.д.), лед, салфетки.

Банка с игрушками, тяжелыми, чтобы утонули

Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку — новую сказку «О Золотой Рыбке». А вот и наш герой! (Воспитатель достает куклу.) Давайте с ним познакомимся. (Кукла голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: «Здравствуй! Как тебя зовут?»)

А нашего героя, ребята, зовут Человек. Просто человек. А теперь слушайте сказку.

«Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.

Слайд или картинка с изображением избушки на берегу реки возле леса.

Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил…»

Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения.)

«Смотрит Человек — перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: «Ты — Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку». «Ладно! — говорит Человек. — Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу».

Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения.)

«Надоело мне жить в деревянной избушке, — говорит Человек, — хочу дом каменный с электричеством и отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит.

Слайд или  картинка с изображением каменного дома.  Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились.

Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения.)

«Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет». Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?»

Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало. Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить: «Сделай так, — приказывает, — чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать». Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними — других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит.

Слайд или  картинка  — с изображением завода.

Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.

«Будет тебе завод, — ответила ему Золотая Рыбка, — но помни: это твое последнее желание».

Возвратился Человек, видит — завод огромный работает. Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым».

А утром проснулся Человек, поглядел в окно — вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке — земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать. картинка с изображением загрязненной воды,дымом….

— Что же я наделал? — думает.

Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся».

Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.) Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Но мы можем рыбке помочь, для этого мы отправимся в лабораторию к профессору Водичкину.

Физминутка:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали,

Дружно – дружно хлопаем,

Дружно – дружно топаем

Глазки закрываем и к профессору Водичкину мы попадаем.

(Воспитатель одевает белый халат и колпак – превращается в профессора Водичкина)

Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?

Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.

Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде.

Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Профессор Водичкин:

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить.

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте!

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

Профессор Водичкин: Молодцы! Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы. Исследовательская деятельность

Воспитатель: Скажите, для чего нам нужны глаза, нос, рот, пальчики? Это наши органы чувств, они нам рассказывают о том, что происходит в окружающем мире. И мы, используя наши органы чувств, будем познавать воду, исследовать, мы с вами будем исследователями Нам будут помогать модели.

Воспитатель: Первая модель, что мы узнаем?  (модель носа)

Дети: Запах

Воспитатель: Чем пахнет вода? Возьмите стаканчики с водой и понюхайте.

 Что вы почувствовали? А теперь закройте глаза руками (в это время подливаю сок лимона)

 Воспитатель: Чем теперь пахнет вода?

Дети: Лимоном

 Воспитатель: Скажите, какой запах имеет чистая вода?

Воспитатель: А если в нее добавить сок лимона, какой у нее запах?

Дети: Лимонный

Воспитатель:  Давайте выложим с помощью моделей, что мы узнали о запахе воды.

Воспитатель: Посмотрите на следующую модель, что на ней нарисовано?

Дети: Рот (выставить модель рта)

Воспитатель: О чем нам расскажет ротик?

Дети: О вкусе

Воспитатель: Что нам нужно, чтобы узнать вкус?

Дети: Попробуйте воду.

Воспитатель:  Какого вкуса чистая вода?

Дети: Никакого

Воспитатель: Возьмите, высыпите из пакетиков содержимое в воду, перемешайте. Попробуйте воду, что вы можете сказать о вкусе воды?

Дети: Соленая, сладкая

 Воспитатель: Давайте с помощью моделей выложить какого вкуса вода.

Воспитатель: Следующая модель, что мы узнаем?

Дети: Форму (выставляю модель)

 Воспитатель: Как вы думаете, какую форму имеет вода?

Дети: высказывания

Воспитатель: Возьмите сосуды и наполните их водой, что вы можете сказать о форме воды?

Дети: Она становится такой формой, какую имеет сосуд

Воспитатель: А теперь вылейте воду в пакет. Какую форму имеет вода, давайте выложим модель, что мы узнали о воде.

Воспитатель: А сейчас закройте глазки, а я спрячу игрушку. Где игрушка? Как вы ее увидели?

Дети: Вода прозрачная

 Воспитатель: Что можно сказать о цвете воды?

Дети: вода бесцветная

Воспитатель:  Возьмите краски и кисти и добавьте в воду. Что можно сейчас сказать про цвет воды?

Дети: Вода красная и зеленая

 Воспитатель: Давайте с помощью моделей выложим,   что мы узнали про цвет.

Воспитатель: Последняя модель, что мы будем делать? (модель рук )

Дети: Трогать воду

 Воспитатель: Что мы узнаем о воде, если ее потрогаем?

Дети: Холодная вода, горячая

 Воспитатель: Расскажите, какая вода?

Дети: теплая, мокрая, жидкая

Воспитатель:Но это еще не все о воде. Вода в природе можно встретить в трех состояниях. Я хочу предложить послушать стихотворение:

«Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьешь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода,

То ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду

Будешь мокрый ты до нитки –

Летом лед бывает жидким.

Вот  такая чехарда:

То здесь лед, а то вода.

Зачерпнем воды из речки

И поставим греть у печке,

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдем.

Вот такая чехарда:

То здесь пар, а то вода.

И вода, и лед, и пар –

Скажет вам и млад, и стар –

Это все- таки вода,

Ты запомни навсегда.

 Воспитатель: Кто догадался, что за три состояния воды?

Дети: лед, вода, пар

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы вода была твердой?

 Воспитатель: Для вас приготовила кусочки льда, возьмите их. Какой лед?

Дети: Холодный, скользкий, мокрый

Воспитатель: Что будет, если мы долго, будем держать в руках?

Дети: растает

Воспитатель:  Как вы думаете, если мы возьмем кусочек льда и нагреем его, что с ним случится?

Дети: растает

 Воспитатель: Давайте проверим  (нагреваем на горелке или сухом спирте)

    Опыт: лед нагревается на горилке, наблюдается, как он становится    водой, и затем, как вода становится паром. Каждое состояние воды фиксируется моделями

Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья!

А теперь немного разомнемся и вернемся в нашу сказку.

Гимнастика:

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Воспитатель (показывает детям новые картинки или слайд): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, . Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке.

В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги – мы ведь на планете не одни.

 А чтобы люди не забывали о правилах поведения в природе, мы с вами нарисуем экологическую книгу и всегда будем помнить правила бережного отношения к воде.

Дети садятся за столы, рисуют экологические картинки о сохранении воды на Земле… позже создается экологическая книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»

Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР. "На помощь Лесовичку".

Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. В подгруппе 4 человека. Занятие проводилоясь в начале учебного года для закрепления признаков осени и дифференциации гласных...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

программа по экологическому воспитанию не слышащих детей в коррекционной школе

привитие неслышащим детям чувство любви и уважения к окружающему нас миру....

Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста через игру

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ   ИГРУ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с ОВЗ «Путешествие муравья»

Конспект занятия по экологическому  воспитанию «Путешествие муравья» обобщает представления детей о многообразии насекомых, уточняет знания о пользе насекомых.  Даёт предста...