Технологическая карта урока географии.
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему


Тема: «Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия».

Тип: урок систематизации знаний (урок-практикум)

Цель урока: Создание условий для формирования навыков и умений систематизации тематического материала.

Продолжить формирование умения работы с контурной картой и атласом

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии.

Предмет: География

Класс:     5в

Учитель: Копыркина И.А.

Тема: «Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия».

Тип: урок систематизации знаний (урок-практикум)

Цель урока: Создание условий для формирования навыков и умений систематизации тематического материала.

Продолжить формирование умения работы с контурной картой и атласом

Задачи:

  • Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных путешественниках, географах-исследователях и их вкладе в развитие науки.
  • Систематизировать знания по данным вопросам.
  • Развивать умение работать с картой, анализировать, делать выводы; умение использовать различные источники информации.
  • Развивать интерес к предмету, взаимопониманию в совместной деятельности.
  • Воспитывать чувство патриотизма (вклад русских ученых в изучение Земли).

Предметные: выявлять и знать географические объекты при изучении темы;

 знать основные правила работы на уроке.

уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты.

называть основные результаты географических открытий и путешествий

Метапредметные: Активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения в поставленном вопросе.

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

Оценивать работу одноклассников;

Получать различную информацию из различных источников.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт.

формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные:

проявление учебно-познавательного интереса к географической науке;

развитие эстетических чувств, гордости за выдающихся географов;

создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Ресурсы урока: физическая  карта мира, атласы, контурные карты, карточки с заданиями, маршруты путешествий, учебник И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, презентация, цветные карандаши.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

3мин

Здравствуйте! Давайте проверим все ли у вас на партах (дневник, учебник, пенал, атлас, маршрутный лист –подпишите его). Все готовы присаживаетесь. 
Первым делом гоним лень 
И работать целый день!!!!!!!

Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

2. Актуализация знаний

Введение нового материала

- Посмотрите на карту?

- Что можете сказать? (старая)

- Что отличает от новой? (не хватает материков)

- Почему не хватает 4 материка?

- Сразу ли все материки были известны человечеству и были открыты? (не были открыты).

- Как вы думаете, благодаря кому на карте появились новые материки и части света. (Путешественникам).
- Как называется путь следования путешественника? (Маршрут)

-Как называется лист, в котором вы будете вести записи? (Маршрутный)

- Как вы думаете открытие материков это незначительные или великие открытия?

 - Как назвать путешественников, не раз отважившихся на дальние плавания? (Великими, отважными)

А теперь из ваших ответов сформулируйте тему нашего урока.

Маршруты великих путешественников.

(Важнейшие географические открытия)

Запишите тему в маршрутный лист.

Давайте с вами вспомним имена некоторых путешественников и их открытия.

 Давайте установим соответствие между именем      путешественника и его открытием.

Откройте приложение 1 и подпишите.

Эратосфен

Его называют отцом географии

Джеймс Кук
Открыл Австралии

Фернан Магеллан

Совершил первое в мире кругосветное путешествие, на которое ушло три года. Сам он не вернулся из путешествия. Погиб на Филиппинских островах.

Христофор Колумб

Его считают первооткрывателем Америки. В честь него названа страна в Южной Америке.

Афанасий Никитин

Тверской купец, написавший книгу «Хождение за три моря»

М.П. Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен

Открыли Антарктиду

Виллем Янсзон

Открыл остров Новая Гвинея

- Для чего нужно знать об открытиях?

(путешествовать)

Где могут пригодиться эти знания?

 (расширить кругозор на других предметах)

Обратите внимание, что открывали данные в тесте путешественники? (материки и части света?

Восстановите последовательность открытия материков.

Европа, Азия и Африка уже значились на картах, а Америка появилась на карте гораздо позже и была открыта: по ошибке!

С открытием новых частей света начинается новый период в истории географии – изучение и исследование внутренних территорий этих материков.

 - Благодаря кому на карту было нанесено более 20 горных хребтов, целый ряд рек и озёр?

- Кто первым достиг Южного полюса?

Обратите внимание на маршрутный лист и заполните таблицу.

Как вы думаете, где можно найти ответы на данные вопросы? (учебник стр.38-39)

-Узнайте и запишите открытия оставщившихся в маршрутном листе в таблице путешественников.

Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.

Участвуют в диалоге

Сравнивают карты

С помощью учителя формулируют тему урока

Желающие выходят к доске и соотносят карточки путешественников и их открытия.

Работа учащихся с текстом учебника.

Заполняют таблицу в маршрутном листе.

Самопроверка

Самооценка

Целеполагание                                                                                                                          

Что бы вам хотелось узнать по теме урока?
Какой ожидаете результат?

- Подумайте и запишите в маршрутный лист. (Опрос учащихся)

-Таким образом вы сформулировали цель урока: Систематизировать знания о великих географических открытиях.

3.Каким географическим методом исследования вы будете пользоваться на уроке?

-  Подчеркните название метода в маршрутном листе и озвучьте.(картографический)

.

Формулируют цель урока.

Самооценка (кто поставил для себя цель «+»)

Самооценка

Физминутка. 

 Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения.

Выполнение практической работы.

Закрепление

 С чего начнем наше путешествие?

 Приготовьте атлас и приложение№2    контурная карта

- Пройдем путь, которым прошли великие путешественники.

1.Сейчас мы с вами в команде Магеллана.

- Какова цель нашего путешествия? (Индия)

- Достиг ли своей цели Магеллан? (Да, нет)

Обратите внимание на контурную карту внизу даны даты путешествий.

Найдите на карте дату путешествия Магеллана.

- На карте найдите 1519г. (черный цвет), подпишите фамилию путешественника (Магеллан).

- Почему линия прерывается?

– Кто довел путешествие до конца? (Х.Элькано)

- Назовите и подпишите какие океаны пересёк? (Атлантический, Тихий, Индийский)

- Подпишите их.

- Какой по цвету ручкой(карандашом)вы это сделаете?

- А знаете ли вы как Тихий океан получил свое название?

Какое значение имело его путешествие для людей? (Шарообразность Земли, целостность океана)

2.Атеперь мы членами команды Христофора Колумба.

- Вспомните какова была цель нашего путешествия? (Индия)

- Достиг ли своей цели Колумб? (Нет)

Из какой точки мы начнем маршрут?

- А где же мы окажемся? (в последствии Америки)

- На контурной карте найдите 1492г. Красной ручкой(карандашом).

 - Выделите и подпишите стрелку Х.Колумб.

- Какой океан пересек Колумб? (Атлантический)

- Подпишите его.

Игра – викторина (если будет время)

Каких результатов вы добились?

Сравните с маршрутным листом.

Достигли ли цели?

При помощи чего вы результатов? (атласа, учебника, контурной карты)

Отвечают на вопросы, приходят к единому мнению.

Записывают в графе «условные знаки» использование цветовой гаммы.

Самопроверка

Самооценка

Работа с атласом, контурной картой

Самопроверка

Самооценка

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

А теперь давайте с вами оценим себя по критериям в маршрутном листе. Вы отмечали на каждом этапе на полях «+» подсчитайте «+»

Критерии оценки:

Максимально набранное количество:

7-8 - «+»;

Активность на уроке: «+»  

Итог: «5» – 6-8 «+»

          «4» -  4-5«+»

- Вы сегодня были не только мореплавателями, но и картографами

– прокладывали маршрут(путь) путешественников.

- Поработали на славу.

- Все сегодня молодцы!!!

Оцените весь урок, поставьте галочку под смайликом, который показывает ваше состояние на уроке.

-Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

.

Дети осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и деятельности класса в целом.

Домашнее задание

1.Повторить п.

2.Составить Кроссворд с 10 великих путешественниками.(по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...