Рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса. Разработана из расчета 2 часа в неделю к учебнику Л.С.Атанасяна и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9-го класса.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии Л.С. Атанасяна.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели:
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи курса:
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
- изучить многоугольники и их свойств, научить находить их площади;
- ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
- ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
- ввести понятие вектора, суммы векторов, разности и произведения вектора на число;
- ознакомить с понятием касательной к окружности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 9 классах. Из них на геометрию по 2 часа в неделю, 68 часов в 9 классе.
Программа 9-го класса разработана согласно БУП 2004 года.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения геометрии в курсе 9 класса школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
- самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Нормативные документы
- Программы по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл./Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.- 320с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике//Вестник образования России. – 2004-№12
- Оценка качества образования по математике.
- Закон об образовании//Вестник образования.-2004.--№12
Содержание изучаемых разделов, тем.
Главы IX, X. Векторы. Метод координат. (20 часов, из них 1 контрольная работа)
Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Координаты вектора Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать: определение вектора, различать его начало и конец виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;
- уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- выполнять операции над векторами в геометрической и в координатной форме;
- увидеть применение вектора к решению простейших задач.
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (15 часов, из них 1 контрольная работа)
Синус, косинус и тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;
- уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- знать теоремы о площади треугольника, теорему синусов и теорему косинусов; скалярное произведение векторов и его свойства
- уметь решать треугольники; применять скалярное произведение при решении задач
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 часов, из них 1 контрольная работа)
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;
- уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- знать определение правильного многоугольника, теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник, формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны, и радиуса окружности, формулы длины окружности, площади круга и кругового сектора;
- уметь решать задачи, применяя эти теоремы и формулы.
Глава XIII. Движения (9 часов, из них 1 контрольная работа)
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;
- уметь: решать задачи, используя определения видов движения.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;
- уметь: решать задачи, используя определения видов движения.
Об аксиомах планиметрии. (2 часа)
Повторение. Решение задач. (8 часов, из них 1 контрольная работа)
Тематическое планирование составлено к УМК Л.С.Атанасян и др. «Геометрия, 9», М. «Просвещение», 2007 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в журнале «Математика в школе » №1, 2005.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Вводное повторение | 2 |
2. | Векторы | 9 |
3. | Метод координат | 11 |
4. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 15 |
5. | Длина окружности и площади круга | 12 |
6. | Движения | 9 |
7. | Об аксиомах планиметрии | 2 |
8. | Повторение. Решение задач | 8 |
Итого: (в том числе 5 контрольных работ) | 68 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны
знать / понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
- возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики.
уметь:
- распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
- изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развертках;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень литературы.
Основная литература.
Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Дополнительная литература.
1. Атанасян Л. С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. _ М, : Просвещение, 2003.
2. Атанасян Л.С.Геометрия: рабочая тетрадь /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.-М.: Просвещение, 2008.
3. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2005.
4. Методические рекомендации к учебнику математики для 9 класса, журнал «Математика в школе» №1-2005 год;
5. Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии.7-11 класс. - С.-Петербург, 1995. НПО «МИР И СЕМЬЯ-95», изд-во «Акация»
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Виды контроля:
СР — самостоятельная работа.
ПР — практическая работа.
МД — математический диктант.
ФО – фронтальный опрос
КР- контрольная работа
ИРД — индивидуальная работа у доски.
УО- устный опрос
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата прохождения | Виды, формы контроля | ||
Планир. | Фактическ. | |||||
I четверть (18 часов) | ||||||
Вводное повторение ( 2часа) Основная цель – вспомнить с учащимися сведения, необходимые при изучении геометрии в 9 классе. | ||||||
1 | Повторение. Треугольники | 1 | ФО | |||
2 | Повторение. Четырехугольники | 1 | Работа по карточкам с самопроверкой | |||
Векторы (9 часов) векторов к решению простейших задач. Основная цель – сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение | ||||||
3 | Понятие вектора. Равенство векторов | 1 | Проверка задач самостоятельного решения | |||
4 | Откладывание вектора от данной точки | 1 | ФО, СР | |||
5 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. | 1 | ПР | |||
6 | Сумма нескольких векторов | 1 | СР | |||
7 | Вычитание векторов | 1 | ПР | |||
8 | Произведение вектора на число | 2 | Проверка домашнего задания, ПР | |||
9 | ||||||
10 | Применение векторов к решению задач | 1 | Индивидуальная проверка домашнего задания | |||
11 | Средняя линия трапеции | 1 | СР | |||
Метод координат (11 часов) Основная цель- расширить и углубить представления учащихся о методе координат, развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач. | ||||||
12 | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам | 1 | ФО | |||
13 | Координаты вектора | 1 | СР | |||
14 | Решение задач | 1 | ФО | |||
15 | Контрольная работа №1 | 1 | КР №1 | |||
16 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. | 1 | УО | |||
17 | Простейшие задачи в координатах. | 1 | ИРД | |||
18 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности | 1 | МД | |||
II четверть (14 часов) | ||||||
19 | Уравнение окружности. Решение задач | 1 | ФО | |||
20 | Уравнение прямой | 1 | Проверка домашнего задания | |||
21 | Решение задач | 2 | МД, ИРД | |||
22 | ||||||
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (15часов) Основная цель – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников. | ||||||
23 | Синус, косинус, тангенс угла | 1 | УО | |||
24 | Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки | 1 | МД | |||
25 | Решение задач | 1 | СР | |||
26 | Теорема о площади треугольника. Теорема синусов | 1 | МД | |||
27 | Теорема косинусов | 1 | ФО | |||
28 | Решение треугольников | 2 | ФО | |||
29 | ||||||
30 | Измерительные работы | 1 | УО | |||
31 | Решение задач | 1 | СР | |||
32 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | МД | |||
III четверть (19 часов) | ||||||
33 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов | 2 | ПР, МД | |||
34 | ||||||
35 | Решение задач | 2 | МД, устный опрос по карточкам | |||
36 | ||||||
37 | Контрольная работа №2 | 1 | КР №2 | |||
Длина окружности и площадь круга. (12 часов) Основная цель – расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. | ||||||
38 | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | ФО | |||
39 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | 1 | СР | |||
40 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | УО | |||
41 | Построение правильных многоугольников | 1 | ПР | |||
42 | Длина окружности | 1 | МД | |||
43 | Площадь круга | 1 | ФО | |||
44 | Площадь кругового сектора | 1 | ФО | |||
45 | Решение задач по теме «Длина окружности» | 1 | СР | |||
46 | Решение задач по теме «Площадь круга» | 1 | УО | |||
47 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 2 | МД,ФО, ПР | |||
48 | ||||||
49 | Контрольная работа №3 | 1 | КР №3 | |||
Движение 9ч Основная цель – познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносам, поворотом. | ||||||
50 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения | 2 | ПР | |||
51 | ||||||
IV четверть (17 часов) | ||||||
52 | Параллельный перенос | 1 | ФО | |||
53 | Поворот | 1 | ПР | |||
54 | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» | 1 | СР | |||
55 | Решение задач по теме «Движение» | 2 | Устный опрос по карточкам | |||
56 | ||||||
57 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Работа по группам | |||
58 | Контрольная работа №4 | КР №4 | ||||
Об аксиомах планиметрии. 2ч | ||||||
59 | Об аксиомах планиметрии | 2 | Доклады отдельных учащихся | |||
60 | ||||||
Повторение. Решение задач. 8ч | ||||||
61 | Повторение темы «Параллельные прямые» | 1 | УО | |||
62 | Повторение темы «Треугольники» | 2 | ПР, УО | |||
63 | ||||||
64 | Повторение темы «Окружность» | 1 | УО | |||
65 | Повторение темы «Четырехугольники» | 1 | УО | |||
66 | Повторение темы «Четырехугольники. Многоугольники» | 1 | ПР | |||
67 | Повторение темы «Векторы. Метод координат. Движение» | 1 | УО | |||
68 | Итоговая аттестационная работа (контрольная работа) | 1 | КР №5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336846-1383851676.jpg)
Рабочая программа по геометрии для 8 класса для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении
1. Пояснительная записка Статус документаРабочая программа по геометрии разработана на основе:– обязательного минимума содержания общего образования (приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 1235),–...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-429067-1399887212.jpg)
Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 класса
Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 классаБазовый уровень, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 класса ( уч. Атанасян Л.С.)
Рекомендовано учителям для использования в работе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-647104-1435777376.jpg)
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-92466-1414518341.jpg)
Адаптированная рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса с ОВЗ
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ориентирована на учащихся 9 класса для детей с ОВЗ. В настоящую программу в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-969703-1510077941.jpg)
Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 класса
Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 класса. Разработана из расчета 2 часа в неделю к учебнику Л.С. Атанасяна и др...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/02/picture-1077360-1541169425.jpg)
Рабочая программа по геометрии для учащихся 7-9 классов (автор А.Д. Александров)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования...