Рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Кузнецова Валентина Ивановна

Рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса. Разработана из расчета 2 часа в неделю к учебнику Л.С.Атанасяна и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g_9_kl_rabochaya_programma.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9-го класса.

Пояснительная записка.

Рабочая программа  по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии  Л.С. Атанасяна.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели:

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи курса:

  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
  • изучить многоугольники и их свойств, научить находить их площади;
  • ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
  • ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
  • ввести понятие вектора, суммы векторов, разности и произведения вектора на число;
  • ознакомить с понятием касательной к окружности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 9  классах. Из них на геометрию по 2 часа в неделю, 68 часов в 9 классе.

Программа 9-го класса разработана согласно БУП 2004 года.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе изучения геометрии в курсе 9 класса школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей  работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
  • самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Нормативные документы

  1. Программы  по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл./Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.- 320с.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике//Вестник образования России. – 2004-№12
  3. Оценка качества образования по математике.
  4. Закон об образовании//Вестник образования.-2004.--№12

Содержание  изучаемых разделов, тем.

Главы IX, X. Векторы. Метод координат. (20 часов, из них 1 контрольная работа)

Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Координаты вектора Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определение вектора, различать его начало и конец виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;
  • уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  • выполнять операции над векторами в геометрической и в координатной форме;
  • увидеть применение вектора к решению простейших задач.

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (15 часов, из них 1 контрольная работа)

Синус, косинус и тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;
  • уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  • знать теоремы о площади треугольника, теорему синусов и теорему косинусов; скалярное произведение векторов и его свойства
  • уметь решать треугольники; применять скалярное произведение при решении задач

Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 часов, из них 1 контрольная работа)

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;
  • уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  • знать определение правильного многоугольника, теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник, формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны, и радиуса окружности, формулы длины окружности, площади круга и кругового сектора;
  • уметь решать задачи, применяя эти теоремы и формулы.

Глава XIII. Движения (9 часов, из них 1 контрольная работа)

Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;
  • уметь: решать задачи, используя определения видов движения.

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  • знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;
  • уметь: решать задачи, используя определения видов движения.

Об аксиомах планиметрии. (2 часа)

Повторение. Решение задач. (8 часов, из них 1 контрольная работа)

Тематическое планирование составлено к УМК Л.С.Атанасян и др. «Геометрия, 9»,  М. «Просвещение», 2007 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в журнале «Математика в школе » №1, 2005.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Вводное повторение

2

2.

Векторы

9

3.

Метод координат

11

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

15

5.

Длина окружности и площади круга

12

6.

Движения

9

7.

Об аксиомах планиметрии

2

8.

Повторение. Решение задач

8

Итого: (в том числе 5 контрольных работ)

68

                  Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны

знать / понимать:

- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

- возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики.

уметь:

- распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;

- изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развертках;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;

- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

- при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

- для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).

Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень литературы.

Основная литература.

Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Дополнительная литература.

      1. Атанасян Л. С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические       рекомендации для учителя /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. _ М, : Просвещение, 2003.

2. Атанасян Л.С.Геометрия: рабочая тетрадь /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.-М.: Просвещение, 2008.

3. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2005.

4.  Методические рекомендации к учебнику математики для 9 класса, журнал «Математика в школе» №1-2005 год;

5. Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии.7-11 класс. - С.-Петербург, 1995. НПО «МИР И СЕМЬЯ-95», изд-во «Акация»


Сокращения, используемые в рабочей программе:

Виды контроля:

СР самостоятельная работа.

ПР практическая работа.

МД математический диктант.

ФО – фронтальный опрос

КР- контрольная работа

ИРД — индивидуальная работа у доски.

УО- устный опрос

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата прохождения

Виды, формы контроля

Планир.

Фактическ.

I четверть (18 часов)

Вводное повторение  ( 2часа)

Основная   цель – вспомнить с учащимися сведения, необходимые при изучении геометрии в 9 классе.

1

Повторение. Треугольники

1

ФО

2

Повторение. Четырехугольники

1

Работа по карточкам с самопроверкой

Векторы (9 часов) векторов к решению простейших задач. 

 Основная   цель – сформировать понятие вектора  как направленного отрезка, показать учащимся применение

3

Понятие вектора. Равенство векторов

1

Проверка задач самостоятельного решения

4

Откладывание вектора от данной точки

1

 ФО, СР

5

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов.

1

ПР

6

Сумма нескольких векторов  

1

СР

7

Вычитание векторов  

1

ПР

8

Произведение вектора на число

2

Проверка домашнего задания, ПР

9

10

Применение векторов к решению задач  

1

Индивидуальная проверка домашнего задания

11

Средняя линия трапеции  

1

СР

Метод координат (11 часов)

Основная   цель- расширить и углубить представления учащихся о методе координат, развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.

12

Разложение вектора по двум  данным неколлинеарным векторам  

1

ФО

13

Координаты вектора  

1

СР

14

Решение задач  

1

ФО

15

Контрольная работа №1  

1

КР №1

16

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.  Простейшие задачи в координатах.  

1

УО

17

Простейшие задачи в координатах.  

1

ИРД

18

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности  

1

МД

II четверть (14 часов)

19

Уравнение окружности. Решение задач  

1

ФО

20

Уравнение прямой  

1

Проверка домашнего задания

21

Решение задач    

2

МД, ИРД

22

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.  (15часов)

Основная цель – познакомить учащихся  с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

23

Синус, косинус, тангенс угла  

1

УО

24

Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки    

1

МД

25

Решение задач  

1

СР

26

Теорема о площади треугольника. Теорема синусов

1

МД

27

Теорема косинусов    

1

ФО

28

Решение треугольников

2

ФО

29

30

Измерительные работы  

1

УО

31

Решение задач    

1

СР

32

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов  

1

МД

III четверть (19 часов)

33

Скалярное произведение в координатах.  Свойства скалярного произведения векторов    

2

ПР, МД

34

35

Решение задач  

2

МД, устный опрос по карточкам

36

37

Контрольная работа  №2  

1

КР №2

Длина окружности и площадь круга. (12 часов)

Основная цель – расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках.

38

Правильный многоугольник.   Окружность, описанная около правильного многоугольника  

1

ФО

39

Окружность, вписанная в правильный многоугольник    

1

СР

40

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности  

1

УО

41

Построение правильных многоугольников  

1

ПР

42

Длина окружности    

1

МД

43

Площадь круга  

1

ФО

44

Площадь кругового сектора  

1

ФО

45

Решение задач  по теме «Длина окружности»

1

СР

46

Решение задач  по теме «Площадь круга»

1

УО

47

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

2

МД,ФО, ПР

48

49

Контрольная работа  №3  

1

КР №3

Движение  9ч

Основная цель – познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносам, поворотом.

50

Отображение плоскости на себя.  Понятие движения    

2

ПР

51

IV четверть (17 часов)

52

 Параллельный перенос  

1

ФО

53

Поворот

1

ПР

54

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

1

СР

55

Решение задач по теме «Движение»

2

Устный опрос по карточкам

56

57

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

Работа по группам

58

Контрольная работа  №4  

КР №4

Об аксиомах планиметрии.   2ч

59

Об аксиомах планиметрии  

2

Доклады отдельных учащихся

60

Повторение.  Решение задач.   8ч

61

Повторение темы «Параллельные прямые»

1

УО

62

Повторение темы «Треугольники»

2

ПР, УО

63

64

Повторение темы «Окружность»

1

УО

65

Повторение темы «Четырехугольники»

1

УО

66

Повторение темы «Четырехугольники. Многоугольники»

1

ПР

67

Повторение темы «Векторы. Метод координат. Движение»

1

УО

68

 Итоговая аттестационная работа

(контрольная работа)

1

КР №5



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии для 8 класса для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении

1. Пояснительная записка Статус документаРабочая программа по геометрии разработана на основе:– обязательного минимума содержания общего образования (приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 1235),–...

Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 класса

Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 классаБазовый уровень, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 класса ( уч. Атанасян Л.С.)

Рекомендовано учителям для использования в работе...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Адаптированная рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса с ОВЗ

Рабочая программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ориентирована на учащихся 9 класса для детей с ОВЗ. В настоящую программу в...

Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 класса

Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 класса. Разработана из расчета 2 часа в неделю к учебнику Л.С. Атанасяна и др...

Рабочая программа по геометрии для учащихся 7-9 классов (автор А.Д. Александров)

  Рабочая программа  разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования...