Адаптированная образовательная программа по истории для обучающихся с ЗПР (5 класс)
рабочая программа по истории (5 класс)

Блинова Анжелика Александровна

Адаптированная образовательная программа по истории для обучающихся с ЗПР (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zpr_istoriya_5_klass.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат»

Разработано

на ШМО учителей

гуманитарно-

эстетического цикла

Принято

на педагогическом совете

Утверждено

Директор

_________ Сташевский В.А.

Адаптированная образовательная программа

по истории для 5 класса

Срок реализации 1 год

Составитель:

учитель Блинова А.А.

г.о. Шуя

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (далее – программа) для обучающихся с ЗПР составлена на основе:

  • закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и  дополнениями);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • приказа Минобразования РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»;
  • приказа Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК»;
  • приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1015«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва   «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Устава ОГКОУ «Санаторная школа – интернат»;
  • примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011.

Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение.

Актуальность программы

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития, а также учитывает следующие психические особенности: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для обучающихся данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы обучающиеся могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам обучающиеся получают только общее представление.

Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования.

Особое значение имеют виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
  • урок как система реабилитации, в результате которой обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным, действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  • взаимообучение, диалогические методики;
  • дополнительные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Формы индивидуальной работы при обучении истории обучающихся с ЗПР:

1. Составление карточек индивидуальных заданий по темам (карточки, схемы, таблицы, занимательный материал, иллюстрации и т.д.)

2. Специальные индивидуальные задания на уроке.

3. Дифференцированные задания при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.

4. Предупреждающие опросы.

5. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам дома.

6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии обучающегося.

7. Оказание помощи обучающемуся перед уроком.

Рекомендации, которые необходимо выполнять при адаптированном обучении:

1. При опросе необходимо предоставить алгоритм ответа, разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания, предоставлять больше времени для подготовки к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2. По возможности задавать обучающемуся наводящие вопросы, которые помогут ему последовательно изложить материал.

3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых обучающийся отсутствовал по той или иной причине.

4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

5. В ходе самостоятельной работы на уроке обучающемуся по адаптированной программе рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых им при устных ответах или в письменных работах.

6. Необходимо отмечать положительные моменты в работе, выявлять затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в обучении.

Целью изучения Истории Древнего мира в 5 классе является привитие интереса к истории, формирование у обучающихся представления о процессе исторического развития как многофакторном явлении,  ознакомиться  с  основными  событиями  и  личностями  истории  Древнего  мира,  культурой народов Древнего мира.

Основными задачами  обучения предмету «История Древнего мира» в 5 классе  являются:  

дидактические:

  • привить познавательный интерес к новому для обучающихся предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, нестандартные уроки контроля знаний;  
  • создавать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
  • обеспечить усвоение обучающимися знаний основ исторической науки: важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом исторического образования;

воспитательные:

  • развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради, составлять схемы, таблицы и т.д.;
  • воспитание интереса к истории, осознания важности знания истории в условиях современного общества, уважительного отношения к прошлому других народов;

коррекционные:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания;  
  • формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений;  
  • развитие пространственного представления и ориентации;  
  • развитие навыков соотносительного анализа;  
  • развитие навыка группировки и классификации;  
  • умение работать со словесными и письменными алгоритмами и инструкцией;  
  • умение планировать свою деятельность.

Общая характеристика учебного предмета

    «История Древнего мира» − учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания об историческом процессе, роли и влиянии человека в обществе и истории, логической связи событий, культурных, политических и геополитических процессах. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса вспомогательных исторических дисциплин (историческая хронология, археология, геральдика, картография, нумизматика). Такая комплексная научная база учебного предмета «История Древнего мира», широкий спектр научных методов изучения истории расширяют кругозор обучающихся, формируют умение смотреть на изучаемый предмет с нескольких точек зрения. «История Древнего мира» как учебный предмет формирует у обучающихся представление о разнообразии мировых культур, даёт понимание линейной концепции времени и связи прошлого и современности.

     Предмет «История Древнего мира» основан на фактологическом материале, аналитической работе и объективной оценке событий.  Знание истории не только помогает обучающимся понимать истории человеческих цивилизаций и характерные особенности исторического пути других народов мира, но и определять своё место в мире, формировать познавательное отношение к основополагающим ценностям и историческому опыту мировой цивилизации, этнической, религиозной, культурной общности народов мира.

Описание места предмета «История» в учебном плане

      По учебному плану образовательной организации в 5 классе учебный предмет «История» реализуется за счет обязательной части учебного плана. Программа изучения курса рассчитана на 70 часов при учебной нагрузке 2 часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «История»

      К важнейшим личностным результатам изучения учебного предмета «История» в 5 классе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека:
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • интерес к истории как к источнику миропонимания современного общества и его процессов.

   

Метапредметные результаты изучения учебного предмета «История» в 5классе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать, регулировать и оценивать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • работать с тестами;  
  • анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять  главную  мысль  из  текста  учебника,  а  также  из документов, предложенных учителем;
  • ориентироваться во временном пространстве;
  • анализировать и обобщать факты;
  • составлять и читать блок-схемы, работать с картой, атласом, раздаточным материалом;  
  • вести конспект, словарь терминов, календарь дат;
  • формулировать и обосновывать выводы;
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности  в  различных  формах  (сообщение,  эссе,  презентации, выступление и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.

Предметные результаты изучения учебного предмета «История» в5классе включают:

  • овладение целостными представлениями о хронологических рамках, географии, культуре Древнего мира;
  • знание дат, персоналий, событий и терминов в рамках предмета;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории  Древнего  мира  и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание учебного предмета

Ведение – 1 час

Что изучает история. Откуда мы знаем, как жили наши предки. Основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы обучающихся.

Жизнь первобытных людей – 7 часов

Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. 

Древний Восток – 20 часов

Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. 

Древняя Греция – 21 час

Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. 

Древнейший Рим - 18 часов

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.

Историческое и культурное развитие Древнего Мира - 1 час

Переход к цивилизации. Древние государства. Достижения культуры древних.

Повторение и обобщение – 2 часа

Итоговый контроль – 6 часов

Тематическое планирование

 35 часов

п/п

Раздел, тема, основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика основных видов

деятельности обучающихся

1

Введение.

1

Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том,  как жили древние люди; умений работать с историческими картами и иллюстрациями. Владение понятийным аппаратом по темам, умение правильно показывать на карте исторические объекты, уметь выделять главное из рассказа учителя и ответов одноклассников;

Проверочная работа (индивидуальная).

2

Раздел I. Жизнь первобытных людей.

7

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

3

3

Повторение.

1

4

Раздел II.

Древний Восток.

20

Тема 1. Древний Египет.

8

Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения. Владение понятийным аппаратом по темам, умение правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп.

Проверочная работа (индивидуальная).

Тема 2. Западная Азия в древности.

7

Тема 3. Индия и Китай в древности  .

4

5

Повторение.

1

6

Раздел III. Древняя Греция.

21

Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древней Греции; умения правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела; умение на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знание причины и ход основных военных действий раздела; умение на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; формирование умения делать выводы в конце каждого вопроса. Сплочение класса посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов. Проверочная работа (индивидуальная).

Тема 1. Древнейшая Греция.

5

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.

5

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3

7

Повторение.

1

8

Раздел IV. Древнейший Рим.

18

Общеклассные дискуссии: умение оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из рассказа учителя и ответов одноклассников; знание положение зависимого населения в древнем Риме; знание основных исторических личностей по разделу; знание основного содержания периода правления первого императора Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Знание основных достижения римской цивилизации и возникновения христианской религии. Умение анализировать правления императоров и вычленять в них общее и особенное.

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

3

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

3

Тема 3. Гражданские войны в Риме.

4

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры.

5

Тема 5. Падение Западной Римской империи.

2

9

Раздел IV. Историческое и культурное развитие Древнего Мира.

1

10

Повторение .

2

Защита проектов по выбранным темам.

Проверочная работа (индивидуальная)

Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы для обучающихся с ЗПР

Критерии оценки устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материал;

- полнота ответа;

- умение на практике применять свои знания;

- последовательность изложения и речевое оформление ответа.

 «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

«4» - при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

«3» - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или обучающихся.

«2» - незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и обучающихся.

Оценка практических работ

 «5» -работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим обучающимся.

 «4» - допущено 1-3 ошибки.

«3» - допущено 3-5 ошибок.

«2» - допущено 6-8 ошибок.

Оценка тестовых работ

 «5» - 80 – 100%

«4» - 79 – 70%;

«3» - 50 – 69%

«2» - менее 49%

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний обучающегося, так и овладение им практическими умениями.

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности

УМК

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира.5класс/М. «Просвещение»,2014г.
  2. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М. 2015.
  3. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО. 2014.
  4. Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. «История в таблицах 5 -11 классы». Дрофа; М., 2015.
  5. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира 5 класс.  М.:  Владос -Пресс, 2014.

Электронные ресурсы

http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.

http://historic.ru/ – сайт электронной библиотеки по Всеобщей истории.

http://history.rin.ru/ – сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей).

http://www.ellada.spb.ru/ – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).

http://his.1september.ru/urok/ – электронная копилка методических материалов для учителей истории.

http://catalog.prosv.ru/attachments/f0c38d62-d207-11e0-8eef-001018890642.pdf - программы «Просвещение»

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://www.hrono.ru/ - Всемирная история в интернете

http://www.ancient.ru/ - Древний мир

http://www.istorya.ru/ - История стран и цивилизаций

http://www.artclassic.edu.ru/ - Коллеция «Мировая и художественная культура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по для обучающегося по индивидуальному учебному плану адаптированной образовательной программы легкой умственной отсталости (с интеллектуальными нарушениями), 7 класс, технология

Данная программа ориентирована на обучающегося 7 класса для индивидуального обучения и составлена на основе следующих документов:1. ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.2. ФГОС О ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества

Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края

Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс история отечества

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирова...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант7класс история родного края

-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс история отечества

Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс история и культура родного края

Объектами курса краеведения являются: 1. Природа Липецкой области. 2. Население и хозяйство. 3. История и культура. Предмет изучения – Липецкий регион. Цели: 1. Воспитание нравственно-пат...