Особенности древнегреческой керамики. (урок по ИЗО 6 класс, 3 четверть)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Особенности древнегреческой керамики. (урок по ИЗО 6 класс, 3 четверть)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кович Ольга Георгиевна

Тема : Особенности древнегреческой керамики.

(урок по ИЗО 6 класс, 3 четверть)

Цели:

Обучающая : Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.

Развивающая: Развитие интеллектуальной и духовной сферы.

Воспитывающая: Воспитание интереса и любви к искусству.

Задачи:

1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.

2. Познакомить учащихся с новыми понятиями керамос, керамика, вазопись.

3. Формировать умение работать с художественными материалами.

4. Развивать образное и логическое мышление.

5. Формировать представление о целостной картине мира.

6. Воспитание толерантности, эстетического вкуса.

Тип урока: урок формирования знаний умений и навыков.

Структура урока:

1. Актуализация опорных знаний.

2. Изложение нового материала

3. Закрепление, практическая работа.

4. Подведение итогов.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Магнитофон.

Зрительный и музыкальный ряд:

  1. рисунки типов  греческих ваз, домашней утвари;
  2. презентация «Древнегреческие орнаменты»;
  3. презентация  «Греческая вазопись»;
  4. греческая народная музыка.

Методы: рассказ, беседа, частично-исследовательский, частично-поисковый.

Ход урока :

1 Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

На протяжении уже нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой Древней Греции. И сегодня мы продолжим ее изучение.

Представьте себе что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами. Как вы думаете, что здесь лишнее.

Ваза, чашка, кастрюля, вилка.

(ответы ваши правильные, но я предлагаю другой принцип)

Вилка, почему?

Чем она отличается от всех этих предметов?

В ней нельзя хранить жидкость, это не сосуд.

А как эти предметы можно назвать, одним словом.

Правильно. Слова «СОСУДЫ» и «ПОСУДА» на латинском «ВАЗЫ».

Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов может принадлежать эпохе Древней Греции. (а вилка может нет, она появилась позже лет 300 назад) Конечно же это знаменитые античные вазы. В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины. По-гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ» И сегодня на уроке мы займёмся вазописью.

2 Изучение нового материала.

Выступление педагога.

(слайд 1)

В VI-V веках до нашей эры величайшего совершенства достигло искусство художников Древней Греции, которые украшали глиняные вазы. В Афинах существовал целый ремесленный квартал –Керамик, где работали гончары. Сформированные на гончарном круге сосуды они расписывали густым черным лаком, секрет приготовления которого, до сих пор не разгадан.

(слайд 2)

В IV веке до нашей эры рисунки на вазах  исполняли в черно-фигурной технике: изображения людей и животных были покрыты лаком и после обжига четко выделялись на фоне оранжево-красной глины.

В конце Vвека до нашей эры на смену ей приходит красно-фигурный стиль. Новая техника заключалась в том, что мастер обводил кисточкой контуры фигур и наносил птичьим пером складки одежды, мускулы и черты лица, а всё свободное  от изображения пространство вазы покрывал лаком.

(слайд 3)

Для обоих стилей сюжетами служили разные бытовые сцены, а также образы  мифологии.

Расписные вазы высоко ценились в Древней Греции, служили даже наградой победителям  спортивных состязаний.

(слайд 4-8)

Керамические сосуды имели разнообразные формы, и у каждого вида было своё предназначение:

Амфора – для благовоний и масел, в маленьких дамы хранили парфюмерные жидкости;

Кратер – для смешивания на пирах воды и вина;

Лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд;

Гидрия – для хранения воды;

Килик – изящные вазы для пития;

Канфар – чаша для вина;

Ойнохоя – сосуд для разливания вина;

Скифос – большая чаша для вина;

Киаф – черпак для разбавленного вина и другие.

(слайд 9)

Итак, современные ученые выделяют несколько стилей вазописи.

Геометрический;

Ковровый;

Чернофигурный;

Краснофигурный;

Роскошный.

У каждого из вас на столе лежит конверт с пазлами. Достаньте их и соберите. Предупреждаю: есть лишние детали.

Итак, у кого какая ваза получилась?

Молодцы.

А теперь перед нами выступит с работой (фамилия ,имя ученика)

Выступление ученика с , выполненной самостоятельно презентацией «Древнегреческие орнаменты».

3 Физминутка.

4 Практическая работа.

-Сегодня мы не только узнали интересное о древнегреческой керамике, но и научимся выполнять работу в новой технике – граттаж.

Гратаж – вид графики, который заключается в процарапывании рисунка по специально подготовленной поверхности.

 Этапы работы: (у учеников на партах) Учитель комментирует каждый этап.

1.        Нанесение воска (вощение) на цветной картон;

2.        Обезжиривание  картона мылом;

3.        Покрывание картона чёрной краской (тушь, гуашь) в 2-3 слоя;

4.        Работа над эскизом вазы на альбомном листе;

5.        Перенос рисунка с эскиза на граттажный картон;

6.        Выбор стиля работы: красно- или чернофигурный ;

7.        Процарапывание рисунка;

8.        Оформление работы.

5 Выставка работ. Обсуждение. Оценивание.

6 Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Что показалось не интересным?

Чем урок запомнился, какие моменты были увлекательными?

Использованная литература:

1. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. -- М.: Искусство, 1992 -- 269 с., ил.

2. Вейс Г. История материальной культуры. Энциклопедия для кольников.-М.Росмен,2001.

3. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом.-М.: Гелеос, 2007

4. Орнамент Всех времен и стилей.-М.Арт-Родник.2004.

5. stranamasterov.ru/taxonomy/term/686

6. http://scrap-info.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок ИЗО "Особенности древнегреческой керамики" 6 кл

Данный урок – урок по культуре Древней Греции. Явление антропоморфности свойственно всей древней культуре, в том числе и античной, поэтому с методической точки зрения урок лучше начать с развития кера...

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе СОШ и истории ИЗО в 1 классе ДХШ и ДШИ «Особенности древнегреческой керамики».

Цели:Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через  основные виды, формы и декор  древнегреческой керамики.         ...

Особенности древнегреческой керамики. План урока по изобразительному искусству для 5-7 классов

План урока по изобразительному искусству для 5-7 классов Тема: Особенности древнегреческой керамики. Цели:1. Сформировать представление об основных видах декоративно-прикладного искусства (д...

Конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс. Тема "Особенности древнегреческой керамики"

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе                                       ...

Открытый урок и презентация ИЗО 5 класс "Древнегреческая керамика" ФГОС

Открытый урок по теме "Древнегреческая керамика" 5 класс по программе Б.М.Неменского по ФГОС, презентация....

Фрагмент плана - конспекта урока на тему "Особенности древнегреческой керамики"

Данный материал содержит фрагмент плана  - конспекта урока   "Особенности древнегреческой керамики". Этот материал поможет учителям в проведении уроков на данную тему....

Приемы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках музыки. Особенности проведения интегрированных уроков в коррекционных классах.

Актуальность уроков музыки для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни...