Образовательная программа кружка "Конструирование из бумаги"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Программа рассчитана на 1 год.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для детей разных возрастов - от 3-го класса до 9-го. Она развивается “по спирали”, т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания. Так, если, например, для третьеклассника задание про кубик оканчивается составлением выкройки кубика и формированием самой модели, то это же самое задание для пятиклассника предполагает выполнение этой же модели в разных техниках, с плоскими, рельефными или ажурными гранями. А старшие ребята тему кубика развивают уже в пространстве - построение пространственных решёток и т.д.

Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.

Если малыши только осваиваются с карандашом, линейкой и ножницами, то старшие ребята уже применяют элементы черчения и геометрии.

Если малыши работают по готовым выкройкам-развёрткам, то старшие ребята сами составляют выкройки-развёртки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_kruzhka.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Конструирование из бумаги»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        

3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА        

I. ОРИГАМИ        

II. ЖЁСТКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ        

III. БУМАГОПЛАСТИКА        

IV. ФАНТАЗИЯ        

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.        

5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

6.1. КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ.        

6.2. КНИГИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ.        

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 1994 году мной была предложена программа по курсу  “Конструирование из бумаги ”, рассмотренная и утверждённая в том же году ДДТ-15 г, Набережные Челны.

Данная программа охватывает технику работы с бумагой - от простого складывания листа в технике оригами до формирования выкроек-развёрток выпуклых и звёздчатых многогранников, архитектурных  моделей, моделей кораблей, машин и различной техники.

Исследования учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Годовая учебная программа рассчитана на 132 часа. В состав программы

входят следующие части:

  • теория техники моделирования;
  • практические задания;
  • знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;
  • умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении

               полученных знаний;

  • техническое задание, упражнения и практические задачи, которые

              учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.

  • наглядные пособия и оборудование;
  • межпредметные связи.

 

N

п/п

 

 

Разделы

Форма

занятий

Количество часов

всего

в том числе

теория

практика

I

Свойства бумаги, графические приемы

учебные занятия

28

11

17

II

Жесткое конструирование: Многогранники.

Учебные занятия

40

6

34

III

Жесткое конструирование:

Техническое моделирование

Учебные занятия

28

4

24

IV

Жесткое конструирование:

Архитектура

Учебные занятия,

Экскурсии.

32

6

26

Σ

132 ч.

 

І. Свойства бумаги, графические приемы

 

N

п/п

 

 

Темы занятий

 

Количество часов

всего

28

в том числе

теория

практика

1

Вводное занятие (ТБ)

   Общие сведения

- Виды и свойства бумаги

- Подготовка к занятиям

- Форма листа бумаги для моделей

 

 

2

 

 

 

1

 

2

Деление окружности на равные части

 

2

 

2

 

1

3-4

Развертки геометрических тел

 

4

 

1

 

3

5-6

Приемы фактуризации и декорирования поверхностей

4

1

3

7

Приемы соединения бумаги

2

1

1

8

Принципы оформления работы

2

1

1

9

Моделирование маски

2

1

1

10

Моделирование лампы

2

1

1

11-12

Ваза

4

1

3

13-14

Изготовление цветов

4

1

3

II. Многогранники

N

п/п

 

 

Темы занятий

 

Количество часов

всего

в том числе

28

теория

практика

15

Построение основных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Изготовление шаблонов.

 

2

 

 

1

 

 

1

16

Номограммы равностороннего треугольника.. Ребристый шар.

2

1

1

17-18

Моделирование платоновых тел. Составление выкройки. Основные приёмы работы с бумагой.

4

1

3

19-20

Моделирование архимедовых тел. Составление выкройки. Основные приёмы работы с бумагой.

4

1

3

21-24

Моделирование многогранников. Моделирование звёздчатых многогранников. Принципы моделирования. Составление чертежей отдельных деталей и единой выкройки.

8

1

7

25

Додекаэдр

2

1

1

26-27

Моделирование природных кристаллов

4

1

3

28

Икосаэдр.

2

-

2

III. Техническое моделирование

N

п/п 

 

Темы занятий

 

Количество часов

всего

32

в том числе

теория

практика

29-30

Макеты самолета

4

1

3

   31-33

Макеты парусника

6

1

5

34-36

Макеты грузовой машины

6

1

5

37-40

Макеты танка

8

1

7

41-44

Творческое моделирование

8

-

8

IV. Архитектура

N

п/п 

 

Темы занятий

 

Количество часов

всего

26

в том числе

теория

практика

45

Знакомство с архитектурой. Развертки.

2

2

46-48

Архитектура Казани. Казанский Кремль. Макет Кремля.

6

2

4

49-51

Архитектура Казани. Башня Сююмбике Макет башни Сююмбике.

6

2

4

52-54

Архитектура Москвы. Кремль. Макет Спасской башни.

6

2

4

55-57

Архитектура Москвы. Колокольня. Макет колокольни.

6

1

6

58

Архитектура  Санкт Петербурга

2

2

=

Творческое моделирование. Фантазии  на архитектурные темы

Учащиеся могут пользоваться следующей литературой по оригами и бумажному моделированию, имеющейся в школьной библиотеке:

  1. 1.    В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
  2. 2.    В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.
  3. 3.    В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
  4. 4.    Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги” номера за 96-99 год.
  5. 5.    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97.
  6. 6.    Т.В. Хлямова “Звёздное небо” , М.: Аким, 97.
  7. 7.    В.П.Пудова, Л.В. Лежнёва  “Легенды о цветах”, М.: Аким, 97. и другие тематич. издания

По итогам имеющихся исследований (подробнее см. раздел 5), занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:

 восприятия (целостности и структурности образа);

 внимания (концентрации и устойчивости);

 памяти (зрительной и кинестетической);

 мышления (пространственного, креативного).

Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.

2. Профессиональная

Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.

3. Общекультурная.

Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.

2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).

3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).

4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.

5.  Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей (через журнал “Оригами” или  непосредственно Центр Сертификации при Петербургском Центре оригами).

6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)

7. Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям бумажного моделирования через семинары повышения квалификации, статьи в журнал “Оригами” и других изданиях, книги и т.п.

 

Программа рассчитана на 1 год.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для детей разных возрастов - от 3-го класса до 9-го. Она развивается “по спирали”, т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания. Так, если, например, для третьеклассника задание про кубик оканчивается составлением выкройки кубика и формированием самой модели, то это же самое задание для пятиклассника предполагает выполнение этой же модели в разных техниках, с плоскими, рельефными или ажурными гранями. А старшие ребята тему кубика развивают уже в пространстве - построение пространственных решёток и т.д.

Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.

Если малыши только осваиваются с карандашом, линейкой и ножницами, то старшие ребята уже применяют элементы черчения и геометрии.

Если малыши работают по готовым выкройкам-развёрткам, то старшие ребята сами составляют выкройки-развёртки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей « Игрушки из бумаги » Для детей 9-16 лет и старше.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества.Одним из  видов творческой деятельности являются занятия в обьединении «Игрушки из бумаги ». Любая работа с бумагой не только увлекательна, но ...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Волшебный мир бумаги"

Авторская программа , комплексная. Включает в себя различные техники работы с бумагой: квиллинг(бумагокручение), пейп-арт(аппликация скрученными в жгут бумажными салфетками), бумагопластика, плоскостн...

Образовательная программа кружка "Конструирование из бумаги"

Программа рассчитана на 1 год.Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от перв...

Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.06 «Машинист машин по производству бумаги и картона»

Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Образовательная программа детского объединения «Мир из бумаги»

Рабочая программа кружка «Мир из бумаги» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество»  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего об...

«Изготовление модели скворечника» по образовательной программе детского объединения «Мир из бумаги» второго года обучения (внеурочная деятельность) для обучающихся 8-9 лет

Тема: «Изготовление модели скворечника» Планируемый результат занятия ПредметныеОбучающийся научится:- изготавливать  несложную конструкцию модели скворечника из картона по простейшему ...

Дополнительная образовательная программа "Волшебная бумага"

Программа кружка "Радуга творчества".Мне было очень интересно составлять эту программу. Моим воспитанникам нравится постигать азы различных творческих техник....