Рабочая программа по ИЗО 7класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Матурина Г.Р.

Рабочая программа по ИЗО 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_7.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» для обучающихся 5 классов составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.

 М.: Просвещение, 2016 г.

УМК

Учебник: – А.С. Питерских, Г.Е. Гуров Изобразительное искусство. Дизайн                  и архитектура в жизни человека, М.: Просвещение, 2017 г.

Программа рассчитана на 1час в неделю, 34 часа в год, 34 недели (основание ГКУГ на 2018-2019 уч. год).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе

Личностные  

У обучающихся будут сформированы:

1.ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию                                 и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; мировоззрение, учитывающее культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

2. уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми                   и достигать в нем взаимопонимания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

1.морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

2.коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные

 Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

1.самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2.самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии                   с изменяющейся ситуацией;

4.оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора       в учебной и познавательной деятельности;

5.основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Обучающийся получит возможность научиться:

1.самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

2.при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

3.выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

4. основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

5. осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

6.адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности                   в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

1.организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2. осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;

3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её                  с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

4. устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

5.аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

6. использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

1. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

2.продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться                    и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

3. брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

4.оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий   и действий партнёра;

5.вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать             в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

1.определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2.осуществлять учебную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);

3. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Обучающийся получит возможность научиться:

1.ставить проблему, аргументировать её актуальность;

2. самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения;

3. выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

4. делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные

Обучающийся научится:

1.систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры            и дизайна;

2. распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

3.понимать сочетание различных объемов в здании;

4.понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

5.иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

6.понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

7.различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

8. характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

9.понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

10.осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

11.применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект                      и вспомогательные соединительные элементы.

Обучающийся получит возможность научиться:

1.активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

2.владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения      в процессе изучения изобразительного искусства;

3.различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

4.выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

5.понимать специфику изображения в полиграфии;

6.называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

7.создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве            и время их развития в истории культуры;

8.осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

9.применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

10.создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами      и др.;

11.работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

12.использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства.

Содержание программы

  1. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создал человек. Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (8ч.)

Тема.  Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос»

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).

Тема.  Прямые линии и организация пространства

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. Основываясь на ПДД, «С чего все начиналось?», «Изобразительное искусство. «Изобразительное искусство и ПДД» «Когда стали задумываться о правилах, организации пространства. Выбор цвета, формы? Плакаты.

Тема.  Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

        Тема.  Буква - строка - текст. Искусство шрифта

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

        Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание.

  1. В мире вещей и знаний. Художественный язык конструктивных искусств (8ч)

Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.

Тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля

Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.

Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.

Тема.  Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.

Тема. Форма и материал

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).

Тема. Цвет в архитектуре и дизайне.  Роль цвета в формотворчестве.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.

  1. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (10 ч)

Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

    Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.

Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн

Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации18/7777777777/ и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера

        Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства  

        Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

Тема. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление

Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

  1. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование (8 ч)

Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом

   Мечты и представления, учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Тема. Интерьер, который мы создаем

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй

Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция              в интерьере.

Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес                     и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Тема. Встречают по одежке

О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.

Тема. Автопортрет на каждый день

Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма.         Боди-арт и татуаж как мода.

  Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна  

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

 Тема. Моделируя себя - моделируешь мир

Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна            и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

8

2.

В мире вещей и зданий.

8

3.

Город и человек. 

10

4.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

8

 

Всего

34


Календарно-тематическое планирование

.

№ ур.

Тема урока

Плановые сроки проведения

Фактические сроки

Плановые сроки проведения

Фактические сроки

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

3

Прямые линии и организация пространства.

4

Цвет — элемент композиционного творчества.

5

Свободные формы: линии и пятна.

6

Буква — строка — текст. Искусство шрифта.

7

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

8-9

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы).

10

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Соразмерность и пропорциональность.

11

Архитектура — композиционная организация пространства. Макетные упражнения.

12

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

13

Конструкция: часть и целое. Взаимосвязь объектов.

14

Здание как сочетание различных объемных форм. Модуль.

15

Важнейшие архитектурные элементы здания.

16

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.  

17

Форма и материал.

18-19

Цвет в архитектуре и дизайне.

20

Город сквозь времена и страны.  Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

21

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

23

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании  городской среды.

24

Интерьер и вещь в доме. Дизайн интерьера.

25

Природа и архитектура.

26

Ты – архитектор. Проектирование города.

27

Мой дом – мой образ жизни.

28

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды.

29

Дизайн и архитектура моего сада.

30

Мода, культура и ты.  

31

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

32

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

33

Имидж. Сфера имидж-дизайна.

34

Моделируя себя – моделируешь мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 7класс

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные прогр...

Рабочая программа по информатике 7класс

Программа рассчитанана 1 час в год (35 часов в неделю). Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а...

рабочая программа по литературе, 7класс

Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...

рабочая программа по обществознанию 7класс

пояснительная записка, кпт, содержание учебного материала, литература...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

Рабочая программа основной школы (7классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...