Тема любви в творчестве И.Бунина
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Светлана Владимировна Стрельцова

Данный конспект - только часть урока-презентации. К сожалению, помещаемый материал презентации после сжатия теряет анимацию и звуковое сопровождение. Материалы к презентации соответствуют изображаемой в рассказе эпохе и помогают учащимся в полной мере ощутить её колорит. Материал урока направлен на организацию групповой работы с текстом, в конце урока предлагается маленькая творческая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.Бунин "Чистый понедельник"

                             В презентации используются картины Б.Кустодиева "Масленица", "Ярмарка", звучит романс "Бразильский крейсер"  на стихи  И.Северянина в исполнении А Вертинского, песня "У нас в раю" в исполнении И.Богушевской.

 эпиграф к уроку:

"Только влюблённый имеет право на звание человека"

                      А.Блок

1. Введение в тему урока. Слово учителя:

Тема любви - одна из основных тем творчества не только И.Бунина, но и всех русских классиков.. У каждого из писателей своё отношение , своё восприятие и изображение этого чувства.

- Вспомните, что говорил герой А.Куприна в рассказе "Гранатовый браслет" о своём чувстве? Как относился к этому генерал Амосов? Вера? Сам автор?

 («…любовь,  для  которой  совершить  подвиг, отдать   жизнь,  пойти  на  мученье  -  вовсе  не  труд, а  одна  радость»

 «…любовь   заключает  весь  смысл  жизни,  всю  вселенную»).  

- Как же изображает это чувство И.Бунин в своём творчестве?

Вы уже знакомы с рассказом И.Бунина "Тёмные аллеи" и "Солнечный удар"и заметили, что чувства героев недолговечны, любовь не приносит им счастья, они расстаются.

- Как называется сборник, куда входит рассказ "Чистый понедельник"? Вспомните, почему именно так?

2.Постановка учебной задачи: цель сегодняшнего урока состоит в том, чтобы увидеть общее в прочитанных нами рассказах И.Бунина и определить. как звучит тема любви в творчестве писателя.

3. Реализация задачи: просмотр презентации и работа по вопросам в группах:

    Какие приметы реального времени мы можем обнаружить в повествовании?                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 Каким представлено настоящее и прошлое? Как взаимодействуют между собой эти два мира?

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?

Какою видит Москву повествователь?

Героиня?

Что  разного в их миовосприятии ?

Задание: выяснить, какую художественную функцию выполняют цветовые характеристики

 (1 вариант),  2 вариант – световые.

Внешне герой и героиня гармоничная пара: «оба были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне?

-Что мешает героям быть вместе, быть счастливыми?

Каковы источники внутреннего разлада, неуспокоенности героини?

Как осуществляется этот поиск?

4. Подведение итогов:

Что общего в рассказах И.Бунина о любви?

мотив расставания, грусти, потери.

неудовлетворённость героев своей жизнью: она неполная без любви, герои не понимают чувств друг друга, не могут быть вместе по разным причинам. Любовь хрупка и мимолётна, неожиданна, как "солнечный удар" и непредсказуема, как неизвестно куда ведущие "тёмные аллеи". Любовь в творчестве писателя изображается как стихийное, необъяснимое и непредсказуемое чувство. Это лишь краткий миг счастья, но любовь способна озарить всю дальнейшую жизнь героя, хотя и приносит страдание.

5. Творческая письменная работа:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Если говорить, что в названии отражается тема, идея или проблема произведения, то каков смысл заглавия рассказа?

6.Домашнее задание:М.Горький "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". (по желанию-"Как звучит тема любви в творчестве М.Горького"-презентации, эссе, цикл рисунков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема любви в творчестве И.А.Бунина

Урок на материале рассказов Бунина "Последнее свидание", "Солнечный удар", "Тёмные аллеи"....

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...

Урок по литературе в 11 классе "Тема любви в творчестве И.А. Бунина".

Рассказ И.А. Бунина "Холодная осень", по моему мнению - самый эмоциональный, самый чувственный. В моей практике не было ученика, который остался бы равнодушным после прочтения произведения. Этот расск...

Урок литературы в 11 классе по теме «Тема любви в творчестве И.А. Бунина».

Урок  литературы   в 11 классепо теме «Тема любви в творчестве И.А. Бунина». Цели урока:·        раскрыть значение темы любви ...

Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Рассказ "Чистый понедельник"

Презентация к уроку литературы в 11 классе....

Тема любви в творчестве Чехова и Бунина

Тема любви в творчестве Чехова и Бунина...