Программа курса по выбору "Основы журналистики"
рабочая программа по литературе (9 класс)

Для преподавателей, работающих с  учащимися 9 класса,  предлагается программа курса по выбору "Основы журналистики". Кроме программы, представлены некоторые  разработки занятий курса по выбору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_zhurnalistiki.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Курс по выбору

Основы журналистики

9 класс

Пояснительная записка

     Настоящая программа составлена на основе авторской программы Н.А. Спириной Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям. – Волгоград: Учитель, 2011. – 207 с.

    Актуальность данного элективного курса связана с решением такого блок задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.

     Курс «Основы журналистики» является ориентированным. Актуальность данной программы связана  с решением таких общеобразовательных задач, как социально-творческое  развитием личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.  Курс  рассчитан на учащихся 9-ых классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирован на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как русский язык, литература,  история, география и другим. Программа «Основы журналистики» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов, корреспондентов, редакторов. Курс рассчитан на 17 часов.

       Цели курса:

    - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;

     - формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;

     - изучит основы журналистского мастерства.

      Задачи:

   - формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;

   - формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

   - формирование представлений о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

   - расширение общего кругозора.

    Планируемым результатом обучения данного элективного курса будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; создание учащимися своего портфолио; освоение указанных в данном курсе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналисткой деятельности.

Содержание курса.

Содержание программы предполагает знакомство с принципами деления на жанры: информационные жанры ( новость, заметка, отчёт, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз) и аналитическими (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия),а также и с самими жанрами журналистики и  их особенностями.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Примечание

1.

Вводное занятие. Знакомство с древом жанров. Мастерская жанров.

1

2.

Информация (новость).

1

3.

Заметка.

1

4.

Отчёт.

1

5.

Репортаж.

1

6.

Интервью.

1

7.

Опрос. Пресс-релиз.

1

8.

Рецензия. Корреспонденция.

1

9.

Статья.

1

10.

Очерк.

1

11.

Фельетон. Памфлет.

1

12.

Зарисовка. Эссе.

1

13.

Культура речи. Работа над материалом. Или Осторожно: пишем текст. Выбор темы.. Разработка идеи материала

1

14

Сбор материала. Составление плана. Выстраивание композиции материала

1

15

Написание материала.

1

16.

Обобщение материала.

1

17.

Практическая работа.

1

Всего:

17 часов

Литература для учителя.

  1. Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. Н.А. Спирина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 207 с.
  2. М.И.Алексеева. методика редактирования/ М.И. Алексеева.- . .. 1975. – 190 с.
  3. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе : практическое пособие/ Н.В. Белобородов. – М.: Арктика, 2006.- 168 с.
  4. Васильева, Л.А. Делаем новости: учебное пособие / Л.А. Васильева.- М.: Аспект Пресс, 2003. – 190 с.
  5. Крылов, Г.А.Словарь ошибок русского языка / Г.А. Крылов. – Спб.: Виктория плюс, 2002. – 80 с.
  6. Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера \ А. Муратов //  Профессия журналист. – 2000. - № 9.
  7. http:// venec.ulstu.ru – О журналистике.
  8. http://www.lingvistu.ru –Заметка.

Литература для учащихся.

1.Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера \ А. Муратов //  Профессия журналист. – 2000. - № 9.

2.http:// www.lib/1septembe/ru - Школьная стенгазете и издательские технологии в школе.

3. http://www.lingvistu.ru –Заметка.

     4.http:// venec.ulstu.ru – О журналистике

Занятие1.  Знакомство с древом жанров. Жанровое разнообразие  - залог читаемой, интересной газеты.

Форма проведения занятия: лекция, эвристическая беседа.

   Журналистика, как любая профессия, имеет свои законы и стремится к классификации материала. Сегодня на занятии мы познакомимся с разнообразием существующих в журналистике жанров.

  - Как вы думаете, какая газета будет пользоваться успехом у читателей?

     Конечно, неинтересно читать школьную (да и любую другую) газету, если все материалы в ней написаны одинаково. Поэтому большое значение при обучении юнкоров придаётся знакомству с газетными жанрами. При этом нужно помнить, что главная цель каждого события – привлечь внимание читателя к проблеме или событию, побудить его к активной позиции.

    ЗАДАНИЕ. Проведите эксперимент: попросите знакомых, далёких от журналистики перечислить известные им газетные жанры. Скорее всего вы услышите: «заметка», «интервью»,»репортаж», 2статья2. Люди постарше вспомнят ещё «фельетон»

   Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьёй или заметкой. Но профессионалы должны чётко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра. А пока, если вы не уверены в том, что можете правильно классифицировать тот или иной текст, лучше называйте своё произведение нейтральным словом «материал».

  - Что же такое жанр?

   Жанры газетной журналистики – это исторически сложившиеся типы (или виды) публицистических произведений, способ и форма написания газетной публикации.

    Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Каждому жанру соответствует определённый метод работы с информацией:

- заметка сообщает новости и отвечает на вопрос: «Что происходит?»;

 -  репортаж показывает. Как это происходит;

 - корреспонденция объясняет «почему»

  - интервью – «что об этом думают?»;

 - обзор представляет положение дел в целом…

   Жанры современной газеты можно условно разделить на три  группы:

1. информационные   2. аналитические   3. художественно-

                                                                                      публицистические.

Информационные жанры

   - Как вы думаете. Когда обращаются к информационным жанрам?     (Когда стремятся сообщить читателям новость).

От того, насколько эта новость важна. Ярка, значительна, зависит размер материала и даже место на газетной полос. Информационные материалы обычно занимают не менее 50% газетной площади. Имея в наличии один факт, журналист может написать новость, заметку, интервью, репортаж, пресс-релиз, иными словами, материал любого информационного жанра.

   Для информационных жанров характерна высокая оперативность, небольшой объём, узкий масштаб охвата событий. Главная цель текстов информационных жанров сообщить о единичном факте сжато, оперативно, без общих рассуждений.

Аналитические жанры

  Аналитические жанры призваны исследовать. У этих жанров – общее назначение – анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества. Материалы этих жанров менее оперативны, но зато масштаб событий в них значительно шире и места на газетной полосе они занимают больше. А различаются жанры этой группы масштабом анализа и его глубиной.

   К аналитическим жанрам относятся комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия.

Художественно-публицистические жанры

   Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем. Что в них, кроме информации, присутствуют художественность и публицистичность. Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли.

   Публицистика – жанр откровенный и деловой. Нельзя описать работу, например, ювелирной мастерской и перепутать названия драгоценных камней в изделиях; описать встречу выпускников и перепутать имена, фамилии гостей. Нельзя написать про  человека выдуманную историю. Ведь это живой человек.

   Главная задача для художественно-публицистического жанра – на основе реальных фактов выстроить образ. Здесь уже широко применяются литературные изобразительные средства.

    Основных художественно-публицистических жанров около двух десятков: очерк. Зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки…  Такие тексты обычно относят к авторской журналистике, подчёркивая тем самым их особый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов.

Сатирические жанры

   Сатирические жанры – это фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот. Отличаются они тем, что содержат критику, выраженную средствами сатиры, юмора, использованием таких приёмов ,как ирония, гротеск, гипербола и др. Сатирические жанры журналистики отличаются от аналогичных литературных достоверностью описания, адресностью фактов.

Эпистолярные жанры

Эпистолярные   (от греч. epistola – послание) – это письма читателей и ответы на них, основа основ журналистики. Письмо как эпистолярный жанр бывает двух разновидностей: 1. непосредственное обращение автора к широкой аудитории; 2. стремление автора побудить конкретного адресата к неотложным , активным действиям.

   Журналист обращается к этой разновидности письма в исключительных случаях. Чаще всего современная пресса использует жанр письма для обращения к видным деятелям – к руководителям государства, министрам. Депутатам…, поскольку иногда только их незамедлительное вмешательство может разрешить тот или иной вопрос.

    Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ. Наиболее активно используемый вид – открытое письмо. Открытое письмо – это публицистическое выступление, адресованное конкретному лицу, но представляющее всеобщий интерес.

Пример открытого письма. «Граждане России! Широко известен и уже реализуется проект строительства высокоскоростной железной дороги Санкт-Петербург – Москва. Акционерное общество «Высокоскоростные магистрали» на глазах всей России уничтожает наше нацтональное достояние…».

Его величество факт, или О чём писать?

   Основой всех журналистских произведений является факт.

  - Как вы думаете, какими свойствами должен обладать факт?

 Он должен обладать следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью.

   С чего начинается статья или репортаж? С какого бы то ни было факта. Факт и событие – это не одно и то же. Факт – это и новости, и события, и объяснимые явления. Это ответы на главные вопросы: что, где, когда?

Но не всякий факт достоин внимания.

Пример. «Вчера в нашем классе дежурили маша Печкина и Света Корытова. Девочки дежурят туже второй раз…» или ещё: « У Феди Скворцова новые варежки. В прошлом году у него варежки были другие…»

  - Будешь ли ты дальше читать такой материал?

  - Каким же должен быть факт?

  Факт – это событие общественной жизни, которое произошло и вызвало интерес. Различные способы фактов освещения  и приводят к созданию материалов разных жанров.

Обобщение.

- Сегодня на уроке я узнал…

 - сегодня на уроке я повторил…

 - Сегодня на уроке я научился…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса "Основы журналистики"

Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

Программа курса практической журналистики

Данный курс проводится в рамках реализации Программы Центра гражданского образования, созданного в нашем лицее в 2007-2008 уч.г. Первоначально программа Центра включала три блока: социальное проектиро...

Программа курса по выбору "Журналистика"

Программа курса по выбору «Журналистика» разработана для учащихся 9 класса, продолжительностью 8 часов (2 месяца). Курс введен с целью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

ПРОГРАММА КУРСА «Основы детской журналистики» , 5 - 6 класс

Курс "Основы детской журналистики” предлагается для учащихся 5-6-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, развития культуры речи, творческих способностей учащихся, занимающи...

Дополнительная общеобразовательная программа курс «Искусство владеть словом: основы журналистики» для 10-11 классов

Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие и...