Презентации к урокам родной русской литературы в 5 классе.
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Томина Юлия Валерьевна

 

Презентации (конспекты) к урокам родной русской литературы в 5 классе по следующим темам:

  1. «А.П. Чехов. Рассказ «В Москве на трубной площади»,
  2. «Города земли Русской. Москва в жизни и творчестве русских писателей 19 века» (Пушкин),
  3. "Города зедли Русской. Москва в жизни и творчестве русских писателей 19 века" (Лермонтов, Мартынов).

Думаю, что мои коллеги смогут использовать данный методический материал при подготовке к урокам.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.П. Чехов Рассказ «В Москве на трубной площади»

Слайд 3

Любопытный рассказ-описание одного из беспокойных шумных мест Москвы конца XIX века, птичьего рынка на Трубной площади.

Слайд 4

Чехов «любил её [Москву] как настоящий москвич», - говорил брат и биограф писателя Михаил Павлович. Чехову были милы по-особому уютные московские улицы, московские люди и даже московский климат. И, что особенно важно, Москва дала писателю глубокое и непосредственное ощущение родины. «Без Москвы не могу себя представить», - в этих словах со всей непосредственностью выражено отношение Чехова к любимому городу.

Слайд 5

В рассказе отражены московские впечатления Чехова , который жил в городе на Трубной ул ице , недалеко от описанного им рынка. Чехов писал: «Рассказ имеет чисто московский интерес. Написал его, потому что давным-давно не писал того, что называется лёгенькой сценкой ». История создания

Слайд 6

Впервые в столицу А. П. Чехов приехал на пасхальные каникулы 1877 года, чтобы наконец увидеться с семьей, бежавшей от долговой ямы из Таганрога. Москва, по воспоминаниям младшего брата Михаила, произвела на Антона «ошеломляющее впечатление ». Будущий писатель делился впечатлениями в одном из писем: «После Москвы у меня в голове крутится». И уже студентом медицинского факультета Московского университета он признается: «Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич».

Слайд 9

До 1885 г. Чехов и его семья жили в районе Трубной улицы - Сретенки. Совсем недалеко был Соболев переулок - место не самое красивое и чистое. Рядом находилась Сухаревка - крупнейший московский рынок. На Трубной площади был большой торг птицами и всяческой живностью , так поэтически описанный Чеховым в рассказе.

Слайд 10

Рассказ А. П. Чехова «В Москве на Трубной площади» написан в 1883 году , впервые опубликован в этом же году в журнале «Будильник», 1883, № 43 в разделе «Калейдоскоп „Будильника“» (заглавие: «В Москве на Трубе») с подписью А. Чехонте .

Слайд 11

Жанр произведения Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем . Подавляющее большинство рассказов написано в прозе, но бывают рассказы и в стихах. Отличительным жанрообразующим признаком рассказа является то, что произведение такого рода сосредоточено, как правило, на одном герое, на одном событии, которое описывается в деталях .

Слайд 12

Почему в старину называли площадь Трубной? В 1770 году стена Белого города была разобрана, на её месте возникло Бульварное кольцо. В 1817 году Неглинка была заключена в подземный коллектор (трубу), после чего в месте, где река пересекала кольцо бульваров, образовалась обширная площадь , получившая имя Трубная .

Слайд 13

В рассказе описывается Трубная площадь , расположенная в Москве около Рождественского монастыря . На площади в воскресные дни работал рынок. На нем продавали раков, рыбу, живых птиц, одежду и др. А. Чехов со знанием дела описывает процесс торговли, продавцов. Некоторые продавцы не знали цену товару, они запрашивали «сколько бог на душу положит — или рубль, или три копейки, смотря по покупателю». Сюжет

Слайд 14

Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг. Копошатся, как раки в решете, сотни тулупов, бекеш, меховых картузов, цилиндров. Слышно разноголосое пение птиц, напоминающее весну. Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее, и это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит ее далеко-далеко. Торг – место торговли, рынок, базар; аукцион. Комментированное чтение рассказа.

Слайд 16

По одному краю площадки тянется ряд возов. На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки, черные и серые дрозды, синицы, снегири. Всё это прыгает в плохих, самоделковых клетках поглядывает с завистью на свободных воробьев и щебечет Щеглы по пятаку, чижи подороже, остальная же птица имеет самую неопределенную ценность. - Почем жаворонок? Продавец и сам не знает, какая цена его жаворонку. Он чешет затылок и запрашивает сколько бог на душу положит - или рубль, или три копейки, смотря по покупателю.

Слайд 17

Есть и дорогие птицы . На запачканной жердочке сидит полинялый старик-дрозд с ощипанным хвостом. Он солиден, важен и неподвижен , как отставной генерал. - На свою неволю он давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит равнодушно. Должно быть, за это свое равнодушие он и почитается рассудительной птицей. Его нельзя продать дешевле как за сорок копеек. Около птиц толкутся, шлепая по грязи, гимназисты, мастеровые, молодые люди в модных пальто, любители в донельзя поношенных шапках, в истрепанных, точно мышами изъеденных брюках. Юнцам и мастеровым продают самок за самцов, молодых за старых... Они мало смыслят в птицах. Зато любителя не обманешь. Любитель издали видит и понимает птицу. - Положительности нет в этой птице, - говорит любитель, засматривая чижу в рот и считая перья в его хвосте. - Он теперь поет, это верно, но что ж из эстого ? И я в компании запою. Нет, ты, брат, мне без компании, брат, запой; запой в одиночку, ежели можешь... Ты подай мне того вон, что сидит и молчит! Тихоню подай! Этот молчит, стало быть, себе на уме...

Слайд 18

Д о- нель - зя . 1. разг. до предела возможного, в крайней степени, очень ГИМНАЗИСТ , -а, м. Ученик гимназии. МАСТЕРОВОЙ , ая , ое (устар.). 1. Относящийся к ремесленникам, мастерам, к рабочим людям

Слайд 19

Между возами с птицей попадаются возы и с другого рода живностью. Тут вы видите зайцев, кроликов, ежей, морских свинок, хорьков. Сидит заяц и с горя солому жует. Морские свинки дрожат от холода, а ежи с любопытством посматривают из-под своих колючек на публику. - Я где-то читал, - говорил чиновник почтового ведомства, в полинялом пальто, ни к кому не обращаясь и любовно поглядывая на зайца, - я читал, что у какого-то ученого кошка, мышь, кобчик и воробей из одной чашки ели. - Очень это возможно, господин. Потом кошка битая, и у кобчика, небось, весь хвост повыдерган. Никакой учености тут нет, сударь. <> Кобчик (лат. Falco vespertinus ) — вид хищных птиц рода соколов.

Слайд 20

В толпе снуют чуйки с петухами и утками под мышкой. Птица всё тощая, голодная. Из клеток высовывают свои некрасивые, облезлые головы цыплята и клюют что-то в грязи. Мальчишки с голубями засматривают вам в лицо и тщатся узнать в вас голубиного любителя. - Да-с! Говорить вам нечего! - кричит кто-то сердито. - Вы посмотрите, а потом и говорите! Нешто это голубь? Это орел, а не голубь! <>Около возов с птицей и около ведер с рыбой ходит старец-любитель в меховом картузе, железных очках и калошах, похожих на два броненосца. Это, как его называют здесь, "тип". За душой у него ни копейки, но, несмотря на это, он торгуется, волнуется, пристает к покупателям с советами. За какой-нибудь час он успевает осмотреть всех зайцев, голубей и рыб, осмотреть до тонкостей, определить всем, каждой из этих тварей породу, возраст и цену. Его, как ребенка, интересуют щеглята, карасики и малявки. Заговорите с ним, например, о дроздах, и чудак расскажет вам такое, чего вы не найдете ни в одной книге. Расскажет вам с восхищением, страстно и вдобавок еще и в невежестве упрекнет.

Слайд 21

Чу́йка — верхняя мужская одежда в России из тёмного сукна, прямого кроя, иногда воротник разукрашивался бархатом или мехом Про щеглят и снегирей он готов говорить без конца, выпучив глаза и сильно размахивая руками. Здесь на Трубе его можно встретить только в холодное время, летом же он где-то за Москвой перепелов на дудочку ловит и рыбку удит.

Слайд 22

А вот и другой "тип", - очень высокий, очень худой господин в темных очках, бритый, в фуражке с кокардой, похожий на подьячего старого времени. Это любитель; он имеет немалый чин, служит учителем в гимназии, и это известно завсегдатаям Трубы, и они относятся к нему с уважением , встречают его поклонами и даже придумали для него особенный титул: "ваше местоимение". Под Сухаревой он роется в книгах, а на Трубе ищет хороших голубей . - Пожалуйте! - кричат его голубятники. - Господин учитель, ваше местоимение, обратите ваше внимание на турманов! Ваше местоимение! - Ваше местоимение! - кричат ему с разных сторон. - Ваше местоимение! - повторяет где-то на бульваре мальчишка. Т урман — порода голубей ЗАВСЕГДАТАЙ, -я, м. Обычный, постоянный посетитель чего-л. ПОДЬЯЧИЙ, -его, м. 1. Писец и делопроизводитель приказной канцелярии в Русском государстве 16 — начала 18 в.

Слайд 23

А "его местоимение", очевидно, давно уже привыкший к этому своему титулу, серьезный, строгий, берет в обе руки голубя и, подняв его выше головы, начинает рассматривать и при этом хмурится и становится еще более серьезным, как заговорщик. И Труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют.

Слайд 24

Иллюстрация Могилевского к рассказу Чехова «В Москве на Трубной площади»

Слайд 25

1. Трубная площадь-это: а) место, где скопилось много народу б) площадь, где ходят только чиновники в) небольшая площадь у Рождественского монастыря 2. На возах продают: а) птиц б) капусту и бобы в) плюшки Самостоятельная работа. Тест. 3. Кому из покупателей продают самок за самцов, молодых за старых? а) всем б) юнцам и мастеровым в) любителям

Слайд 26

4. Укажите название птицы, важной, как отставной генерал: а) дрозд б) щегол в) чиж 5. Кого голубятники называли «Ваше местоимение»? а) чиновника почтового ведомства б) богомольного человека в) учителя из гимназии 6. По какой цене можно купить на Трубной щегла? а) по пятаку б) сорок копеек в) неопределенная цена

Слайд 27

Проверьте свои ответы. Ключ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-а, 5-в, 6-а

Слайд 28

Что описывает Чехов в рассказе в Москве на Трубной площади? В рассказе описывается Трубная площадь , расположенная в Москве около Рождественского монастыря. На площади в воскресные дни работал рынок . На нем продавали раков, рыбу, живых птиц, одежду и др.

Слайд 29

Домашнее задание по родной русской литературе к 11.02.2022 : прочитать и пересказать рассказ И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Москва в жизни и творчестве русских писателей 19 века». Эта тема проходит через весь курс русской литературы, ведь Москва всегда была в центре внимания русских писателей, и отношение к ней определяло взгляды, общественную позицию авторов. Города земли Русской Родная русская литература

Слайд 2

С амым первым монументом писателю в Москве стал открытый в 1880 году памятник А.С. Пушкину работы скульптора А.М. Опекушина на Тверском бульваре. Деньги на памятник собирали по подписке со всей России. Пушкинская Москва Москва — родина А.С. Пушкина. Пушкин прожил в Москве первые двенадцать лет — ранние, самые важные годы, когда складываются душа, характер, привязанности, мысли. Он восхищался Петербургом, воспевал его “строгий, стройный вид”. Он был привязан к своему Михайловскому. Ему хорошо работалось в пустынном Болдине. Его пленяли романтическая полуденная красота Крыма и Кавказа, украинская ночь и пестрая Одесса. И все-таки первой, самой глубокой и нежной, детской любовью он любил именно Москву.

Слайд 3

В Москве Пушкин повстречал свою настоящую любовь, Наталью Николаевну Гончарову, с которой обвенчался 18 февраля 1831 года. В доме, где они проживали, в 1986 году был открыт музей - квартира А.С. Пушкина на Арбате. Старая Москва. Такой её видел Пушкин. И менно в сердце России, в Москве, случилось два судьбоносных момента жизни А.С. Пушкина. Р аспоряжение царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время коронации царя Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году, В торое событие - женитьба Александра Сергеевича Пушкина, начало его новой жизни.

Слайд 4

Красная площадь Ф. Гильфердинг 1780-е гг. Вид Спасских ворот и их окружностей в Москве. П.И. Ламинит с оригинала Ж.Б. Делабарта . Кремль. Боярская площадка. Ф.Я. Алексеев 1800-е гг.

Слайд 5

РУКОПИСЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА «НА ТИХИХ БЕРЕГАХ МОСКВЫ...». ЧЕРНОВОЙ АВТОГРАФ.

Слайд 6

Анализ стихотворения «На тихих берегах Москвы...» Пушкина. Стихотворение написано в 1822 году. В это время Александр Сергеевич Пушкин находился в «южной ссылке». По факту «солнце русской поэзии» не чувствовал ограничения, он наслаждался жизнью и занимался творчеством. Поэт посвятил свое творение Москве. Гений литературы много путешествовал и вдохновлялся разными местами. При этом к Москве он относился с особым чувством привязанности. В основе произведения любимый стихотворный размер поэта – ямб и перекрестная рифма. Стих небольшой, состоит из 8 строчек. Читатель в двух катренах видит Москву глазами пушкинского лирического героя. Автор не дает оценку Белокаменной, а описывает городские пейзажи, которые сложились исторически. Он принимает город таким, какой он есть. «На тихих берегах Москвы...» - пейзажная лирика поэта с философским подтекстом. Находясь в ссылке, Пушкин периодически испытывал тоску по умиротворенным картинам, оставшимся в памяти с самого детства.

Слайд 7

Средства выразительности Стихотворение содержит много тропов для создания величественного образа Москвы. Эпитеты «Тихих берегах», «ветхие главы», «не рубленные рощи» - город и природа сливаются в гармонии. Олицетворение «Сияют ветхие главы», «простерлись рощи» - город наполнен жизненной энергией и святым духом. Метафоры «Венчанные крестами», «угодника святые мощи» - фразы передают православный дух Москвы и ее значение для верующих людей.

Слайд 8

Москва в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкин отзывался о Москве не иначе как Москва – матушка, показывая этим своё упоение ею. В романе «Евгений Онегин» Пушкин признается в любви к Москве чистосердечно: Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Москва в жизни и творчестве русских писателей 19 века». Эта тема проходит через весь курс русской литературы, ведь Москва всегда была в центре внимания русских писателей, и отношение к ней определяло взгляды, общественную позицию авторов. Города земли Русской Родная русская литература

Слайд 2

Москва всегда служила и будет служить неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений российских писателей и поэтов. Величие Москвы как символа России с ее сложной и романтической историей, нежное очарование древнего города всегда будет достойной темой лучших произведений поэзии и прозы. Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный. Напрасно думал чуждый властелин С тобой, столетним русским великаном, Померяться главою и – обманом Тебя низвергнуть. Тщетно поражал Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал! Вселенная замолкла… Величавый, Один ты жив, наследник нашей славы.

Слайд 3

Москва не слышала более искреннего признания, чем написанное Лермонтовым. Чтобы так понять, почувствовать и принять всей душой город, его надо полюбить так же, как полюбил поэт, — «сильно, пламенно и нежно». С Москвой связано имя другого великого поэта - М.Ю. Лермонтова. Он родился в 1814 году в доме генерал - майора Ф.Н. Толя, где бабушка поэта Е.А. Арсеньева снимала квартиру. Почти сразу после рождения маленького Михаила увезли в родовое имение Тарханы. В город он вернулся лишь в 1827 году. «Москва ­ моя родина, и такой будет для меня всегда»,- говорил поэт. Памятник М.Ю. Лермонтову, выполненный скульптором И.Д. Бродским, был открыт в сквере на Лермонтовской площади в июне 1965 г. Площадь стала так называться в 1941 году в связи со столетием со дня гибели великого русского поэта. Пьедестал увенчан бронзовой фигурой молодого человека в форме поручика пехотного полка.

Слайд 4

Чуждый властелин» (Наполеон) — французский император (1804—1814, 1815). Во время войны Наполеон захватил практически всю Европу, дошёл до Москвы и даже занял опустевший город. Но в России он потерпел поражение, начал отступление и окончательно потерял власть. Война против Наполеона — Отечественная война 1812 года. Низвергнуть — сбросить с вершины; лишить могущества, власти, высокого положения. Пришлец — чужестранец, человек, приехавший издалека. Кого в стихотворении называют «чуждым властелином»?

Слайд 5

Анализ стихотворения «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын» М.Ю. Лермонтова Стихотворение является отрывком из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Сашка». Это произведение было написано в период с 1835 по 1839 год. Строфа седьмая является одним из авторских отступлений от основного сюжета поэмы. Тема отрывка – любовь к родному городу. Поэт родился в Москве, и она навсегда осталась его любимым местом. Лермонтов испытывает к городу чувства, похожие на чувства детей к их родителям. Он гордится Москвой, ее историей и ее победами над врагами. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Автор использует два вида рифмы: перекрестную и смежную. Произведение состоит из 11 строф. Авторский голос изначально восхваляет Москву, а затем отдельно выделяет Кремль. Это сооружение выступает символом неприступности и величия города. Перед читателем лирическое произведение, которое можно отнести к оде. Лермонтов воспевает Москву и Кремль. Строчки звучат торжественно и возвышенно.

Слайд 6

Средства выразительности Эпитеты «Священный», «безмятежный», «чуждый», «величавый» - слова создают образы Города-героя и чужака, пытавшего его завоевать. Олицетворение В стихотворении Кремль наделяется свойствами живого существа. Примеры тропа: «вздрогнул», «жив». Отдельно вырисовывается образ чужеземного врага и самой Москвы-старушки. Метафоры «Блеск твоих седин», «столетний великан», «наследник славы», «вселенная замолкла» - метафоры дарят неповторимый колорит произведению. Одические строки надолго запоминаются читателю.

Слайд 7

Обратите внимание, как поэт обращается к Кремлю. Лермонтов называет его «столетним русским великаном» (метафора) — символом русского народа. Кремль для лирического героя — это неприступная крепость, которую невозможно захватить ни обманом, ни силой . И самый могущественный правитель не сравнится с ним в достоинстве и величии. Даже «вселенная замолкла…» , когда Кремль вступил в битву. А знаете ли Вы, для чего М. Ю. Лермонтов использует эпитет «безмятежный»? Так поэт подчёркивает контраст между прошлым и настоящим . В годы войны против Наполеона ( «чуждого властелина» ) Кремль держал оборону и был в гуще событий, а сейчас лирический герой видит его в мирной жизни. Теперь он не борется, но по-прежнему полон достоинства. Это мы понимаем по последней строчке стихотворения: «Величавый, / Один ты жив, наследник нашей славы».

Слайд 8

Леонид Мартынов. Красные ворота О чём это стихотворение? Люди стараются рассматривать весь мир с высоты своего жизненного опыта, изучать, анализировать происходящие события, которые заставляют понять насколько сложна и одновременно прекрасна наша жизнь. Она бежит вперед стремительно, как автомобиль, останавливаясь и двигаясь дальше, оставляя позади следы - наше прошлое, историю нашей страны. Домашнее задание Прочитать и пересказать фрагмент произведения А.П. Чехов а « В Москве на Трубной площади ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

Дистанционный урок родной русской литературы. 6 класс. Миф о Орфее и Эвридике.

Предложен материал для самостоятельного изучения древнегреческого мифа....

Урок родной русской литературы в 9 классе Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка»

Урок  родной русской литературы в 9 классе.  Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе  «Далёкая и близкая сказка» .   Работа с текстом на уроке ст...

Презентация для урока родной русской литературы "Необыкновенное в обыкновенном" (По книге "Дом над Двиной" Е.Г.Фрезер), 9 класс

Мемуарный материал как вариант подготовки и к итоговому сочинению для старшеклассника. Девятиклассники с интересом читают текст, фрагменты обсуждаем на уроке: прочитали, осмыслили, сказали (отвечаем н...

Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга» Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе

Баба Яга  – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга в...

Презентация к уроку родной (русской) литературы по рассказу Б.Ганаго "Прозрение"

Презентация к уроку родной (русской) литературы в 7 классе по рассказу Б.Ганаго "Прозрение"....