Проект Роль цвета в создании образа матери ...
проект по литературе

Исследовательская работа

 

Роль цвета в создании образа матери в произведениях современной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zenyuk_m._proekt.docx70.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»

Исследовательская работа

Роль цвета в создании образа матери в произведениях современной литературы

Выполнил: Зенюк Михаил,

обучающийся 11 класса

МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»

Руководитель: Егерь Н.В., учитель

русского языка и литературы

2021 г.

Содержание

1.

Введение………………………………………………………………

3-4

2.

Теоретическая часть…........................................................................

5-9

2.1.

Литературный образ…………………………………………………

5-6

2.2.

Образ солдатской матери в изображении русских писателей и поэтов

6-7

2.3.

Использование приёма цветописи в художественных текстах

7-9

3.

Практическая часть…………………………………………………

9-10

3.1.

Первый этап исследования…………………………………………

9

3.2.

Второй этап исследования………………………………………….

9-10

4.

Заключение………………………………………………………….

11

5.

Источники……………………………………………………………

12

6.

Приложения………………………………………………………….

13-27

7.

Краткое описание работы……………………………………………

28

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Николай Некрасов

  1. Введение

           Мама… Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.

           Я решил провести сравнительный анализ образов матери в двух произведениях: «Баллада о матери» Киевской Ольги Николаевны и «Солдатская мать» Германа Сергея Эдуардовича и выяснить, действительно ли, не зависимо от автора произведения и его формы, образ героя может оставаться неизменным.

Цель исследовательской работы: изучение образа солдатской матери в современной литературе на примере конкретных текстов.

Задачи исследования:

- познакомиться с произведениями О.Н. Киевской и С.Э. Германа;

- определить своеобразие образа матери во времени;

- выяснить, какое место занимает цвет в создании образа солдатской матери в современной художественной литературе;

- на примере произведений О.Н. Киевской и С.Э. Германа определить цветовую гамму/палитру в изображении образа солдатской матери в современной отечественной литературе.

Предмет исследования: «цветные» слова и их роль в создании образа солдатской матери в современной отечественной литературе.

Объект исследования: литературные произведения «Баллада о матери» Киевской Ольги Николаевны и «Солдатская мать» Германа Сергея Эдуардовича. 

Актуальность проблемы: в 21 веке человек воспринимает мир именно с помощью "картинки", не всегда слово, не передающее цветового значения, может реально отобразить картину происходящего.

Методы исследования: анализ теоретического материала  различных источников; наблюдение; поиск и интерпретация языковых явлений.

Гипотеза: "цветные" слова помогают более полно представить образ героини, раскрыть её эмоциональное состояние, скорректировать читательское восприятие сюжета произведения в целом.

Новизна исследовательской работы заключается в использовании для анализа текстов о разных периодах истории – Великая Отечественная война и Чеченская война.

Практическая значимость работы заключается в актуальном на данный момент аспекте воспитания подрастающего поколения – воспитание патриотизма и любви не только к родине, но и матерям, как символу родины.

  1. Теоретическая часть

  1. Литературный образ

Термин «образ» отечественное литературоведение позаимствовало из киево — церковного языка, что обозначает лицо, щека; в переносном значении — картина; номинация «образ» является калькой из гр. eikon (икона) — изображение.        

Художественное произведение представляет собою мысль, выраженную образно, картинами. Писатель, в отличие от публициста, не высказывает определенных положений, из чего читатель должен извлечь выводы. У него все сразу вместе совершенно, нераздельно: и исходный тезис, и доказательство, и конечный результат. Все это отражено в единой зарисовке, в образе.

Теория художественного образа была создана в античную эпоху и связывалась с понятием подражания (мимесис): художник воссоздает жизнь в ее неповторимо — индивидуальном значении. Аристотель понимал произведение как живое существо, которое подчиняется собственным правилам, оторвавшись от автора, художественное творение «производит» продукт эстетического наслаждения.

Наука о литературе XIX века (Гегель) определила искусство слова как мышление в образах, которое открывает конкретную реальность.

Художественный образ в литературе является формой отражения жизни и представляет обобщенную картину мира. Искусство пересоздает жизнь условно, символизирует вторую природу, организованную по законам красоты. Это не действительность, а ее образ, и столкнуться с нею можно лишь посредством воображения. Образ включает в себя духовную деятельность человека, это предмет, наделенный чертами знака (К. Горанов).

«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимофеев). Он содержит в себе авторский оценочно — субъективный момент к изображаемому предмету (Н. А. Гуляев).

Литературный образ неисчерпаем, как и действительность (акт индивидуальной оценки, эстетическое наслаждение, соотношение частной жизни с жизнью человечества, способ познания автора). После чтения У. Шекспира или исследования его творчества, жизнь английского драматурга умножается на бесконечность. Категория «образ» и система художественных образов отличаются между собой идейной значимостью.

Изображения человеческой личности классифицируются как образы — персонажи, предметы (образы — вещи), явления природы (образы — пейзажи). Писатель должен передать правду социальную, использовать вымысел, воссоздать индивидуальный характер, обобщать обстоятельства (П. К. Волынский).

  1. Образ солдатской матери в изображении русских писателей и поэтов

         В настоящее время в Москве, в Манеже, проходит выставка картин, посвященных событиям Великой Отечественной войны, которая называется «Память поколений. Великая Отечественная война». Восхищаясь мужеством советских солдат, не щадивших своей жизни на полях сражений, было бы несправедливым умолчать о женщинах, давших жизнь и воспитавших защитников Родины. В творчестве художников слова образ Солдатской Матери занимает особое, почетное место, ведь самое первое, что помнит человек – это ласковые материнские руки, ее любовь, тепло, заботу и нежность. Мать дает жизнь, скрывает ото всех слезы, душевные раны. Она надеется до последнего увидеть сына живым, часто даже получив похоронку, мать в своем израненном сердце сохраняет надежду. Сильнее всех потерю любимых детей переживает мать, поэтому материнское страдание свято! Неспроста так дорог сердцу образ Матери, Матери-Родины.

Думаю, невозможно не отметить тот аспект, что трактовка образа солдатской матери не может меняться в зависимости от того, о боевых событиях какого времени идёт речь. Именно поэтому я не ставлю перед собой цель сравнить то, как изображены образы в период ВОВ и в период Чеченской войны.

  1. Использование приёма цветописи в художественных текстах

        Думаю, что в связке с понятием образа необходимо уметь видеть цветовую гамму произведения как в целом, так и при описании героя. В литературе практически нет текстов, в которых бы, хотя бы в переносном значении не давалось ссылки на признаки предметов. Соответственно, художник слова не может не пользоваться таким художественным приёмом как цветопись.

Цветопись – способ передачи цвета языком художественного произведения. Слова, используемые для передачи цвета, не всегда на прямую обозначают цвет, иногда это слова, воспринимая которые человек создает в голове образ, который в свою очередь может иметь конкретный цвет и цвета.

Исходя из этого понятия, мы сделали вывод: любой предмет, называемый автором произведения, может указывать на цвет, ассоциироваться с определённым оттенком.

В истории слов, называющих цвет, трудно наметить какие-то общие пути развития. Однако, несомненно, некоторая общая тенденция, некоторый лингвистический стимул в истории цветообозначений есть; таким стимулом является создание, выявление обобщенных или абстрактных цветообозначений. Речь идет о том, что в определенные исторические периоды среди множества цветообозначений в языке выделяются слова, которые обладают способностью выражать самым обобщенным образом данную цветовую палитру, самое важное, самое основное представление о цвете, поэтому они могут назвать любой оттенок цвета.

Проблема изучения цветового пространства художественного текста, начиная с древнерусской литературы, находится в центре внимания современных исследователей - лингвистов. Традиция использования слов, обозначающих цвет, в качестве важного экспрессивного средства, является очень древней. В древних текстах цветообозначения чаще выполняли символическую функцию.

Исследователей интересует, каким образом цветовые категории отражены в человеческом сознании. За именами цвета стоит обширный информационный потенциал, который является основой сложной и многоуровневой цветовой символики.

Как считает Кандинский: « Действие цвета … приводит к двум главным результатам:

1) осуществляется чисто физическое воздействие цвета, когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. Зритель испытывает чувство удовлетворения, радости, или же глаз испытывает раздражение, какое мы ощущаем от острого блюда. Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так же и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.

2) Тогда налицо второй главный результат наблюдения — психическое воздействие цвета. В этом случае обнаруживается психическая сила краски, она вызывает душевную вибрацию. Так первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души».

Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство, приём. Сегодня актуальность изучения терминов цвета растёт. Изучалась роль лексем, передающих представление о цвете в творчестве многих русских поэтов и писателей: С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Блока, В.В. Маяковского, М. Булгакова.

Мой исследовательский интерес вызван тем, что тема цветообозначений, которые для удобства я назвал «цветными» словами, в исследовании текстов «Баллада о матери» Киевской Ольги Николаевны и «Солдатская мать» Германа Сергея Эдуардовича ещё не была затронута.

  1. Практическая часть

  1. Первый этап исследования

          Для того чтобы выяснить роль цвета в восприятии образ матери читателем в современной литературе я изучил 2 произведения современной литературы: «Баллада о матери» Киевской Ольги Николаевны и «Солдатская мать» Германа Сергея Эдуардовича. Изучив тексты, я выписал «цветные» слова и составил таблицы, в которых обозначил восприятие слова или словосочетания читателем и эмоциональное состояние героини, которое иллюстрируется именно цветом. (Приложение 3, Приложение 4)

  1. Второй этап исследования

         На втором этапе исследования я составили диаграмму (Приложение 5), в которой указал предварительно подсчитанное процентное соотношение преобладающих цветов. На диаграмме (Приложение 5) видно, что основными цветами являются красный и серый. Красный цвет-это цвет изобилия, он вызывает сильные эмоции, которые будут зависеть от ситуации, т.к. ассоциативно он может быть цветом любви, ярости, праздника, веселья. Серый цвет соединяет белый и черный, образуя собой гармонию двух противоположных цветов.

Диаграмма включает в себя языковой материал, отобранный из обоих текстов. Считаю этот шаг логичным. Так как в таблицах указаны идентичные по цветовой гамме цвета. Соответственно, можно сказать, что образ героини в текстах фактически рисуется разными авторами практически идентично.                         Серость и мрачность обстановки и среды наводит на размышления о том, что солдатская мать как будто является частью этого мрака и безысходности. Читателя вместе с матерью солдата резко приводит в чувство контраст красного/алого с белым. Белых халат хирурга с яркими пятнами крови возвращает к жизни. Это своего рода грань между жизнью и серым подвалом, в котором Антонина Петровна недавно видела своего «нового» сына Андрея. Теперь она приобретает смысл жизни, именно он прячется в белом незапечатанном конверте. Да, героиня не вернётся к прежнему образу жизни, но она спасёт другую жизнь! Теперь серый цвет приобретает уже новый оттенок – оттенок душевного спокойствия, жизнь начнётся с серого тетрадного листа, а значит мать найдет «нового» сына, сын обретёт мать.

  1. Заключение

       

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. Во все времена судьба сыновей и мужей - воевать и погибать, жен и матерей - их оплакивать. Современные писатели и поэты продолжают лучшие традиции классической русской литературы: образы солдатских матерей пропитаны скорбью, которую невозможно передать, не используя цветопись.

"Цветные" действительно играют немаловажную роль для восприятия читателем художественного образа солдатской матери в произведениях Сергея Германа и Ольги Киевской. Они помогают максимально точно передать настроение героини, мироощущение автора, окружающую обстановку.

         Таким образом, я доказал, что именно цвет помогает более полно представить образ героини – солдатской матери, раскрыть её эмоциональное состояние, скорректировать читательское восприятие сюжета произведения в целом. От цвета, который передает автор и от восприятия читателем описанной ситуации, будет зависеть восприятие текста в целом.


  1. Источники

1. http://www.bukinistu.ru/teoriya-literaturyi/literaturnyiy-obraz.html

2.  https://www.cosmo.ru/psychology/psychology/kakogo-cveta-tvoe-nastroenie/

3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1672446

4. https://magazines.gorky.media/kreschatik/2013/1/soldatskaya-mat.html

5. https://stihi.ru/2010/09/16/6682

  1. Приложения

Приложение 1

Книга «Чеченские рассказы»

Сергей Герман


                                                               
Солдатская мать

                        
Посвящается матерям, чьи сыновья
              никогда не вернутся домой.



    Над селом медленно
вставало солнце. Хмурый рассвет осторожно выползал из-за линии горизонта, озаряя серые дома пугливым, зыбким светом. В сараях завозились петухи, пробуя кукарекать неуверенным фальцетом. Антонина Петровна Горшкова всегда просыпалась в одно и тоже время. С детства привыкшая вставать с петухами, она и сейчас открыла глаза, как только услышала петушиную возню. В доме с утра было прохладно, Антонина Петровна затопила печь, подоила корову и отправила её в стадо.      Приближались холода, и скотину пасли уже последние деньки. Выгоняя Зорьку со двора, Антонина Петровна, дала ей посыпанную крупной солью горбушку; довольная корова, не торопясь, двинулась к стаду, смешавшись с тремя десятками таких же пятнистых буренок. Антонина Петровна жила одна, муж несколько лет назад разбился на мотоцикле, сын Валера уже второй год служил в армии. За домашней работой и хлопотами пролетело утро.

В десять часов почтальонша разносила почту. По устоявшейся привычке Антонина Петровна вышла за калитку, чтобы самой встретить Галку с сумкой на плече. От сына давно уже не было писем, и Антонина Петровна начала волноваться, не случилось бы чего с сыном. Соседка Валя на все её страхи только махнула рукой: «Брось, Тоня, мой тоже писал каждую неделю, пока не отслужил год. А как только оперился, так сразу писать и забросил, за последний год только три письма и прислал». Антонина Петровна ей верила и не верила. Её Валера был не такой, как соседский шебутной и непутёвый Толик. Он и после армии побыл дома месяц, покуролесил и укатил куда-то на север, присылая матери открытки к Новому году и 8 марта.
        Вместо письма почтальон отдала ей
жёлтый прямоугольник бумажки. Антонина   Петровна повертела его в руках, не понимая:
- Галя, что это за письмо такое? Никак не разберу без очков.
Почтальонка охотно пояснила:
- Повестка это, в военкомат. Не иначе с Валеркой что-то случилось, раз вызывают.
        У Антонины Петровны захолонуло сердце. Она занималась домашними делами, поминутно поглядывая на часы, чтобы не опоздать на автобус. Потом, не в силах больше ждать, закрыла дом и побежала на остановку. Дребезжащий деревенский автобус подошел без опоздания. Антонина Петровна села у окна, не обращая внимания на бензиновую гарь, всю дорогу просидела молча, не обращая ни на кого внимания. Дежурный прапорщик с красной повязкой на рукаве повертел в руках её повестку, потом позвонил куда-то по телефону. Почти тотчас по лестнице спустился пожилой военный с большими залысинами на лбу, провел её в кабинет на втором этаже. Он долго перебирал на столе какие-то бумаги, не смотря ей в глаза. Антонина Петровна молчала. Военный встал, потом присел рядом с ней на стул:
- Антонина Петровна, я приношу вам свои извинения за то, что мы вызвали вас сюда.   Молодая сотрудница по ошибке выписала вам повестку.
У Антонины Петровны в груди шевельнулась надежда, офицер продолжал:
- Надо было, конечно, мне приехать самому, но вечная нехватка времени. Я вполне разделяю ваши чувства, я сам отец, у меня два сына.
Сыновья майора Полипова учились в Москве: один в театральном училище, другой - в Институте международных отношений. Служить в армии они не собирались. Говорить об этом майор не стал.
- В общем так, подразделение, в котором служил ваш сын, попало в засаду и почти полностью погибло. Вашего сына нет ни среди убитых, ни среди раненых,- майор вытер пот со лба, зачем-то добавил,- вот такая катавасия.
Женщина непонимающе смотрела ему в лицо:
- Но ведь если Валеры нет среди убитых - значит он жив.
Полипов встал, подошёл к окну:
- Да, такая вероятность существует. Может быть, он успел добраться до какого-нибудь села,- помолчал,- а может быть, попал в плен, во всяком случае, мы не исключаем такой возможности. Если он жив, будем стараться его найти и освободить. Поверьте, мы сделаем всё возможное...
      Полипов ещё что-то говорил, но Антонина Петровна слышала его, как сквозь туман. Майор капал в стакан какие-то капли, потом поил её водой, неловко проливая капли на пол. Очнулась Антонина Петровна уже у двери. Полипов провожал её, слегка придерживая под локоть. Она не слышала его голоса, не видела, куда идёт, в ушах стояло только одно: «Валера! Сыночек!»
      Не помня себя, на ватных ногах Антонина Петровна добралась до автовокзала. Долго сидела на остановке, дожидаясь автобуса. Рядом сидели односельчане, говорили о погоде, о растущих ценах, о каком-то Ваньке, утащившем из дома телевизор и пропившем его. Раз или два её о чём-то спросили, но она или не услышала или сделала вид, что не слышит, боясь, что не сдержится и закричит в голос, забьется в истерике.
      Полипов, после того как проводил Антонину Петровну, чувствовал себя неважно. Проклятая работа, надо идти на пенсию. Военком назначил его ответственным за такие мероприятия, сегодня ещё надо было организовать похороны старшего лейтенанта Миляева, опять будут слёзы, плач, истерика. Из пузырька, стоящего на столе, майор накапал себе корвалол, морщась, выпил. Подумал, что на пенсию уходить ещё рановато: дети учатся, дом не достроен. Мысли его переключились на другое, на стройку нужно было завезти цемент, и через 10-15 минут он уже сидел на телефоне, яростно выбивая в ПАТП грузовую машину.
       Добравшись домой Антонина Петровна прилегла. Болело сердце. Потом с трудом встала, загнала в сарай мычащую корову. Зорька, как бы сочувствуя своей хозяйке, ткнулась лбом ей в живот, шумно и жарко дыша. Прошёл месяц. Антонина Петровна написала несколько писем в часть, где служил сын, командиру. Ответа так и не дождалась. Она решила ехать в Чечню, найти место, где пропал её сын. Может быть, удастся найти людей, которые видели Валеру.
       Однажды вечером пришёл школьный учитель Николай Андреевич, с женой. В селе уже знали, что Валерка Горшков пропал без вести в Чечне. Николай Андреевич передал её триста рублей, покашливая, сказал:
- Слышали, Антонина Петровна, что собираетесь ехать, искать сына. Вот возьмите от нас с Валентиной Ивановной на дорожку и не вздумайте отказываться. Сами знаете, Валера у нас был любимым учеником.
        Однажды, тоже вечером, приехал участковый Игнатенко, долго вытирал о скребок
грязные сапоги, шумно сморкался в носовой платок. В дом проходить не стал, постояли во дворе, поговорили о том, о сём. Между делом Игнатенко поинтересовался, когда Антонина Петровна собирается ехать, нет ли писем из воинской части или людей, которые, может быть, видели сына. Участковый горестно вздыхал, снимая фуражку и вытирая лысину большим клетчатым платком. Хотел зачем-то заглянуть в сарай к корове и в баньку, но засовестился, засмущался и резко вдруг решил уйти. На прощанье зачем-то сказал:
- Ты извиняй меня, Петровна, начальство, будь оно неладно, требует. Мол, съезди к Горшковым, да съезди, может, солдат твой нашелся, или тебе надо чего.
         Горько и обречено махнул рукой и, не задерживаясь, уехал. В этот раз он даже не зашел к своему куму Даниле Опанасенко на чарку.
        Антонина Петровна так и не поняла, зачем он приезжал: помощь от властей предложить, что ли? Поднакопив чуть-чуть деньжат, она решила ехать. Однажды пришла соседка, она слышала по телевизору, что наших ребят, срочников, чеченцы отдают за выкуп. Тогда Антонина Петровна решила продать корову. Зорьку увёл армянин с соседней улицы. Корова долго и жалобно мычала во дворе, пока новый хозяин долго и нудно жаловался на жизнь, отсчитывал деньги. Антонина Петровна не стала выходить во двор, боялась, что заплачет. Корова, горестно мотая рогами, пошла за новым хозяином.
        Перед отъездом Антонина Петровна ещё раз съездила в военкомат, спросить, а вдруг есть какие-либо известия о сыне, ведь не иголка же. Полипов сразу её вспомнил, засуетился, созвонился с Минераловодским военкоматом, долго что-то выяснял и согласовывал. Потом, довольно потирая ладони, сообщил женщине, что через два дня из Минеральных Вод в Чечню пойдёт автоколонна с гуманитарной помощью и её могут взять с собой. В этот же день Антонина Петровна выехала в Минеральные Воды. В поезде было много военных, совсем молодые ребята были пьяны, разговаривали резко, грубо. Офицеры почти совсем не обращали на них внимания. В Минводах она переночевала на вокзале и утром поехала в военкомат. В Чечню должны были ехать два армейских «Камаза» с дровами и автобус с теплыми вещами и продуктами для солдат. Сопровождали колонну казаки с карабинами. Они посадили Антонину Петровну в автобус и вскоре тронулись в путь. Впереди колонны шел зелёный БРДМ с контрактниками. За рулём автобуса сидел совсем молоденький солдатик с тонкой, почти детской шейкой. Антонина Петровна обратила внимание на его руки, серые от ссадин и цыпок. Покопавшись у себя в сумке, она достала большое
румяное яблоко, протянула его мальчишке- солдату:
- Возьми, сынок, наверное, соскучился по-домашнему.
Не отводя взгляда от дороги, он улыбнулся смущенной детской улыбкой:
- Спасибо, матушка.
     У Антонины Петровны защемило сердце, так её называл только сын.
     Часа через четыре колонна остановилась на блок-посту с огромным транспарантом «Чеченская республика». Водитель, останови машину и заглуши двигатель». Небритые милиционеры о чём-то переговорили со старшим колонны, заглянули в автобус, поочерёдно оглядывая Антонину Петровну. Она уже держала в руках фотографию сына. На её вопрос, не встречали ли они его где-нибудь, оба отрицательно покачали головами.      За блок-постом колонна опять остановилась. Солдаты и казаки вышли из машин, по команде старшего зарядили оружие. Водители повесили на стекла дверей машин бронежилеты. К обеду были в станице Наурской. Старший колонны отвёл Антонину Петровну в военкомат, на прощанье пожал ей руку.
- Прощайте, мамаша, желаю вам успеха.
Военком был на месте. Он вызвал к себе какого-то контрактника, приказал:
- Проводишь женщину к главе администрации, отдашь ему это письмо.
       Глава администрации, пожилой чеченец с умным лицом и усталыми глазами, был дома. Прочитав записку, позвал жену:
- Хади,- сказал он ей. - Накорми Антонину Петровну обедом, пусть отдохнет с дороги. А я попробую узнать, как ей быть завтра. Посоветуюсь со стариками, как ей попасть на ту сторону.
Пока Хади накрывала на стол, Антонина Петровна, чтобы не быть обузой, напросилась почистить картошку. Женщины разговорились, говорила больше Хади, Антонина    Петровна слушала:
- Наша станица считается уже освобожденной от боевиков, хотя по ночам тоже стреляют. Недавно кто-то поджёг школу. У нас жизнь почти мирная, пенсии вот стали давать, хоть какая-то работа появилась. Люди радуются, все уже устали от войны. А в Грозном ещё боевики, горит там всё. Утром посмотрите, до города километров семьдесят и над ним днём и ночью висит облако дыма. Вам, наверное, надо искать там. Говорят, что многих пленных солдат пригнали строить укрепления.
      К вечеру появился Магомет Мусаевич, хозяин дома. Переодевшись, он колол дрова, потом долго умывался, ужинал. Всё это время Антонина Петровна ждала, ожидая каких-либо известий. Потом он прошёл в комнату, где сидела она. Антонина Петровна отложила в сторону спицы. Чтобы хоть как-то унять нервы, она начала вязать сыну тёплый свитер. Магомет Мусаевич помолчал, вздохнул:
- Завтра утром за вами заедет машина с моим родственником, поедете с ним по сёлам. Дело ваше очень нелёгкое, но, думаю, что Всевышний вас не оставит, люди помогут.
Утром, после снятия комендантского часа, подъехала машина,- старенький дребезжащий «Жигуленок». За рулём сидел небритый мужчина, лет около сорока. Антонина Петровна
сердечно попрощалась с хозяевами, Хади положила ей в сумку завёрнутые в полотенце тёплые пирожки, сказала:
- Это вам на дорожку.
         До соседнего села ехали недолго. Здесь было всё то же самое: пустынные улицы, дома без занавесок,
женщины в чёрном. Какое-то подобие жизни ощущалось на асфальтированном пятачке перед зданием администрации. Люди торговали всякой всячиной: на табуретках, грубо сколоченных столах лежали шоколадки, жевательная резинка, семечки. Антонина Петровна зашла на рынок, разговорилась с женщинами, показала им фотографию. Никто никогда не видел её сына. Люди говорили, что искать надо на территории, не подконтрольной федералам. Советовали поговорить со стариками, те каким-то образом имели связь с полевыми командирами и боевиками. У многих в партизанских отрядах воевали сыновья, внуки, родственники.
         Так в бесплодных поисках прошёл месяц. Антонину Петровну уже знали во многих сёлах, называли - солдатская мать. Несколько раз её задерживали армейские и милицейские патрули, доставляли в комендатуру, потом отпускали. Антонина Петровна решила пробираться в Грозный. По созданным коридорам туда и обратно ещё ходили люди. Выходили из Грозного женщины, старики - те, кого хоть кто-то ждал в России. Пытались выскользнуть и боевики. Однажды на посту задержали красивую девушку, светловолосую, синеглазую, она вела под руку старую, почти беспомощную чеченку, еле передвигающую ноги. Офицер что-то заподозрил - больше эту девушку никто не видел. Люди говорили, что при досмотре у неё на плече обнаружили синяк от приклада винтовки, шептались, что она была снайпером из Прибалтики или Украины. В Грозный шли люди, потерявшие там своих близких. У многих там оставались дети, больные или немощные родители. Кто-то также, как и Антонина Петровна, искал своих сыновей, пропавших без вести. Однажды она услышала, как молоденький лейтенант, отдавая паспорт пожилой чеченке, сказал ей с горечью: «После этой войны нам всем придется заново учиться улыбаться».
        Город лежал в руинах, лишь кое-где сохранились остовы домов. Грозный готовился к предстоящему штурму российских войск. Чеченцы и подгоняемые автоматами заложники строили укрепления, рыли окопы. Антонина Петровна забыла о еде и отдыхе. Иногда только
вечером вспоминала, что сегодня ничего не ела. Однажды, в группе пленных, копающих яму, она увидела молоденького солдатика, почти мальчишку с большим шрамом на лице.
        Пленный косил взглядом в ее сторону, будто что-то хотел спросить или сказать, но не решился. Их охранял свирепого вида бородатый чеченец, с палкой в руках. Антонина Петровна попробовала подойти к пленным, но чеченец бросил палку и навел на нее автомат, она испугалась, что он будет стрелять и отошла. Спала Антонина Петровна
в подвале разрушенного дома. Его обитатели находили себе пропитание в брошенных или разрушенных подвалах, там можно было найти консервированные овощи, варенье, иногда попадались даже консервы. Несколько раз заходили пьяные или обкуренные боевики, искали девушек или молодых женщин. На следующий день после того, как ее отогнал страшный чеченец с автоматом, она опять ходила на то место, хотела поговорить с мальчишкой-солдатом, но его нигде не было видно. Наверное, эта группа заложников уже работала в другом месте.
      Однажды Антонина Петровна наткнулась на госпиталь, где оперировали боевиков. Робея, она стояла у порога, боясь войти. Врач
в забрызганном кровью халате, пробегая мимо, крикнул:
- Чего стоишь, принеси быстро воды!
Антонина Петровна беспрекословно взяла ведро и пошла на колонку. Когда она принесла воду, врач непонимающе глянул на нее, потом протянул:
- А-а, это вы... Извините, я кажется накричал. Зайдите ко мне в кабинет через два часа, я должен закончить операцию.
    Врач освободился через четыре часа, всё это время Антонина Петровна простояла у закрытой двери с табличкой главный хирург: Кориев А.Р.
    Выслушав ее, хирург сказал:
- Если вы будете просто ходить по городу и искать, то никого не найдёте, хотя запросто можете угодить под обстрел или шальную пулю. Мне как раз нужна санитарка, зарплату я вам не обещаю, а вот ночлег и еду получите.- Кориев закурил и добавил:- У нас тут много народа бывает, может, кто-нибудь вашего сына и встречал.
     Так Антонина Петровна стала работать в госпитале. Она мыла полы, выносила утки, носила воду, делала всю тяжёлую грязную работу. Ее не обижали, чеченцы называли её: мама Тоня. Придя однажды в подвал, в котором обитала раньше, принесла хлеб и лекарство трехлетней девочке, живущей с матерью, похоронившей всех своих близких. Заговорившись, она не заметила, как пролетел отпущенный ей час. Случайно глянув в подвальное окошечко, она увидела группу людей, стоящих под охраной боевиков. Один человек - Антонина Петровна не видела его лица - стоял на коленях чуть поодаль. Его голова лежала на большой деревянной колоде, которые обычно используют при рубке мяса. Женщина испуганно вскрикнула:
- Что это?
      Мать девочки безучастно ответила, что один из заложников хотел украсть гранату, но его поймали и сейчас судят шариатским судом. Один из чеченцев зачитал бумагу, Антонина Петровна не расслышала слов. Потом здоровенный мужчина взял в руки топор, провел ногтем по лезвию и, размахнувшись, с утробным хеканьем рубанул лезвием по колоде. Сначала женщина не поняла, что произошло. Несколько мгновений тело находилось в прежнем положении, потом оно завалилось в сторону. С глухим стуком голова упала на землю, из окровавленного разрубленного горла хлынула
кровь. Тело билось в агонии, казалось, что человек пытается встать. Через некоторое время ногти заскребли по земле, туловище выгнулось и затихло. Притихших и подавленных заложников куда-то увели.
      Антонина Петровна, замерев от ужаса, побежала в госпиталь. Всю ночь она вздрагивала и не могла заснуть. Наутро привезли большую партию раненых. Кориев не отходил от операционного стола, ампутированные конечности складывали в полиэтиленовые мешки и сжигали в больничной кочегарке.
      Поздно ночью в сопровождении большой свиты боевиков привезли бородатого чеченца лет сорока. Осколком ему разворотило живот, ранение было тяжёлым, и раненый был без сознания. Из разговоров окружающих и по царившему переполоху Антонина Петровна поняла, что привезли какого-то важного полевого командира, чеченского генерала. Кориев немедленно встал за операционный стол. Раненого, его звали генерал Муса, после операции поместили в отдельную палату, рядом посадили одного из охранников. Антонине Петровне Кориев приказал безотлучно находиться рядом. Генерал бредил, скрежетал зубами, пытался сорвать повязки. Антонина Петровна промокала его влажное от пота лицо влажной салфеткой, пытаясь облегчить боль и страдания незнакомого человека. Она была простой деревенской женщиной, никогда не делила мир на русских и нерусских. Помогая сейчас выжить этому человеку, она представляла, что кто-то сейчас возможно помогает её сыну.
        Несколько суток раненый находился в забытье, поднимая на Антонину Петровну мутные от боли, ничего не видящие глаза, и тут же их прикрывая. Наконец, среди ночи он неожиданно открыл глаза и что-то хрипло спросил по-чеченски. Антонина Петровна встрепенулась и наклонилась к его лицу:
- Что, сынок?
Он долго смотрел на неё, потом переспросил по-русски:
- Кто ты?
Положив ему на лоб прохладную ладонь Антонина Петровна ответила:
- Я - мама Тоня, солдатская мать. Спи, сынок, всё будет хорошо.
      Он обессилено закрыл глаза и вновь задремал.
      Шло время, раненый чеченец шёл на поправку. Ему сбрили бороду и он оказался совсем молодым мужчиной, лет тридцати с небольшим. До войны он работал преподавателем Грозненского нефтяного института; когда пришёл к власти Дудаев, молодые учёные- экономисты, увлечённые чеченским Че Геварой вошли в его команду. Потом началась война, полилась кровь. Всю территорию Чечни перепахали осколками мин и снарядов. Всю нормальную экономику парализовала война. Народ, лишённый источников существования, стал мародёрствовать, грабить, убивать. Во всех бедах были обвинены русские. Десятки и сотни тысяч нечеченцев лишились своего имущества, а кто-то и жизни. Буйным цветом расцвела работорговля. Чеченская революция, как и все революции в мире, превратилась просто в бойню. Всё это генерал Муса рассказывал Антонине Петровне долгами ночами, когда его немного отпускала боль и набегающие мысли не давали покоя. Казалось, что он просто размышляет вслух, пытаясь выплеснуть свою боль. Простая деревенская женщина, сама глубоко несчастная и обездоленная, слушала его молча, хорошо зная, что ничем не сможет ему помочь.
        Однако, когда раненому уже стало легче, он всё равно просил Антонину Петровну, чтобы она посидела рядом с его кроватью. В ответ на его душевные терзания женщина рассказывала ему о своей немудрящей и незатейливой жизни: как вышла замуж, как родила сына. Как он первый раз произнес: «мама». Как его маленького поддела рогами корова, как он плакал от жалости, когда отец за это ударил корову палкой. Генерал засыпал под её неторопливый размеренный голос, и впервые за последнее время на его лице появился покой.
       Однажды Антонине Петровне принесли адресованную ей записку. Писал ей тот самый солдат со шрамом, которого она видела на рытье окопов: «Тетя Тоня, я вас сразу узнал. Я видел вас на фотографии с вашим сыном Валерой. Меня держат в подвале полевого командира Исы Газилова и, наверное, скоро убьют. Меня зовут Андрей Клевцов».
      С трепещущим сердцем и дрожащими руками Антонина Петровна бросилась на поиски Кориева. Не найдя его в госпитале, забежала в палату, где лежал Муса. Чеченский генерал не спал; лежа на спине, он читал какую-то толстую книгу. Увидев её заплаканное лицо, отложил в сторону книгу, строго спросил:
- Что случилось? Кто вас обидел?
        Трясясь от рыданий, Антонина Петровна, протянула ему записку, сбиваясь и захлёбываясь слезами стала рассказывать о том, как искала своего сына. Выслушав её, Муса что-то крикнул в коридор по-чеченски. Прибежал охранник с автоматом, дежуривший в коридоре. Бросив ему несколько фраз, Муса сказал Антонине Петровне:
- Вас проводят к Газилову и обратно. Желаю вам успеха.
      Резиденция полевого командира Исы располагалась
в кирпичном трёхэтажном доме, не разрушенном войной. Во дворе дома стояло несколько джипов, толпились боевики. Подвал дома был перегорожен металлической решёткой, на сваленных в кучу матрацах сидело и лежало с десяток пленных солдат. Сопровождающий Антонину Петровну чеченец о чём-то коротко переговорил с караульным, и Антонину Петровну провели в беседку во дворе. Она пояснила, что ей нужен Андрей Клевцов, солдат со шрамом на щеке. Через несколько минут привели Андрея, он был худ и измождён. Ветхая одежда была порвана и местами лоснилась от грязи. Антонина Петровна присела рядом с ним на скамейку, боевики встали поодаль.
- Ну, рассказывай, сынок, всё рассказывай.
- Я служил с вашим Валерой в одном взводе, даже кровати стояли рядом. У него я и увидел вашу фотографию. В Чечню нас отправили вместе, опять были в одном отделении. Когда колонна попала в засаду, и наш БТР подорвался на мине, Валерку контузило, мне осколок попал в лицо, - он показал на свой шрам. – «Чехи» расстреляли нашу колонну, а когда уходили, заметили, что мы живы, прихватили с собой. Валерка был очень плох, почти не мог идти, я, сколько мог, тащил его на себе. Потом «чехи» нагрузили на меня цинки с патронами, а Валерку пристрелили, чтобы не задерживал отход.
      Антонина Петровна слушала молча, в отчаянии закрыв лицо руками.
Андрей всхлипнул:
- Это было под Ножай-Юртом, я просил, чтобы Валерку не убивали, говорил, что он мой брат. Мне только разрешили присыпать его
землей, чтобы не сожрали собаки. Я отнес вашего сына в воронку и похоронил под тополем.
      Он расстегнул рубашку и снял с шеи
медный крестик:
- Вот, это его. Валера просил отдать крестик вам, он знал, что вы его найдёте.
 Закрыв лицо ладонями, Антонина Петровна зарыдала. Боль утраты, горечь одиночества
сотрясали её тело. Она кусала сжатые кулаки, чтобы не закричать в голос.
- Скоро, наши пойдут на Грозный, и нас, скорее всего, расстреляют. «Чехи» звали к себе, агитировали воевать за свой ислам, но я - русский и в русских стрелять не буду, - он сплюнул на землю, растер плевок подошвой. - Это хорошо, что я вас встретил. У меня никого нет, детдомовский. Очень обидно умирать, зная, что никто даже не узнает, как ты умер, и где тебя закопали.
    Антонина Петровна прижала к себе его голову, сказала сквозь слёзы:
- Спасибо, сынок, что нашёл меня. Держись, ты будешь жить. Господь не оставит тебя в беде.
    Пошатываясь, она пошла к воротам, сопровождающий пошёл следом. Андрея опять отвели в подвал.
    В госпитале она сразу пошла к генералу.
- Муса,- сказала она, - Я - мать. Мне нет разницы, кто передо мной, мне одинаково близки русские и чеченские дети. Я недавно спасала тебя и сейчас прошу как мать. Спаси моего сына! Он у Исы Газилова и пока ещё жив.
Муса долго думал, молча смотря в окно. Может быть, он вспоминал свою мать или думал о людях, которых убили по его приказу и которых никогда не дождутся их матери.
- Ахмет, - крикнул он негромко, тут же рядом с ним появился охранник. - Принеси
мне ручку и бумагу.
    Написанную записку он свернул в четверо и отдал Ахмету: «Срочно отнеси это Исе и забери у него этого солдата. Как его зовут?- спросил он у Антонины Петровны.
- Клевцов, Андрей Клевцов, - торопливо ответила она.
- Приведёшь этого Андрея Клевцова сюда и отдашь матери. Исе скажи, пусть подберет для него одежду и какой-нибудь документ. А то его или наши пристрелят или федералы, они это делают очень быстро.
      Обессилев, генерал Муса откинулся на подушки. Антонина Петровна промокнула его влажный лоб полотенцем и села ждать.
       Через час привели Андрея. Она нагрела ему ведро с водой, и пока он мылся, собрала на стол нехитрую снедь. На следующий день мать и сын покинули город. Боевики из отряда генерала Мусы вывели их по своему коридору из осажденного города. Смешавшись с толпой беженцев, они прошли контроль на блок-посту. Дежуривший лейтенант узнал Антонину Петровну и по-свойски ей улыбнулся:
- Ну, что, мать, нашла всё-таки воина?
       Антонина Петровна чуть улыбнулась в ответ. Андрей держал её под руку, помогая идти. Когда электричка от Ищерской подходила к Минводам, она, внезапно вспомнив, достала из сумки
незапечатанный конверт, который ей вручил перед отъездом генерал Муса. На тетрадном листке было всего несколько слов: «Чтобы доказать свою силу, не обязательно встречаться на поле брани».
       Ни Антонина Петровна, ни Андрей больше никогда не встречались с генералом Мусой. Война продолжалась ещё долго, но никто так и не сказал правду, за что и почему одни люди так ожесточённо убивали других.

Приложение 2

«Баллада о матери»

Ольга Киевская

Сорок первый – год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн, - твердил он важно, - растреляйт!"

«Нет! – она просила, - пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь, -
Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте, -
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой, - расстреляйт!"

Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном, -
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура–матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь
Вот такой, – убийственно великой, -
Может быть у Матери любовь.

Приложение 3

Солдатская мать

«Цветное» слово/словосочетание

Восприятие слова/словосочетания читателем

Эмоциональное состояние героини/ цветовая символика

Вставало солнце

Желтый (шар)

Переход из состояния покоя в тревожность

Хмурый рассвет

Серый (небосвод)

Тревожность

Затопила печь

желтый, красный (огонь)

Повышенная возбудимость, нервозность

Утро

желтый, красный (огонь)

Повышенная возбудимость, нервозность, ожидание новостей

Жёлтый прямоугольник

Желтый (бумага)

Обман

бензиновая гарь

Чёрный

Ощущение помутнённого состояния рассудка

Румяное яблоко

Красный (бордо)

Любовь

Женщины в чёрном

Черный (одежда)

Ожидание трагедии

Асфальтированный пятачок

Серый (дорога – фрагмент)

Готовность отдать жизнь ради другого

Фотография*

Серый (картинка)

Смутное, тягостное восприятие ситуации

Вечер

оранжевый

Усталость, ожидание изменения ситуации

Подвал разрушенного дома

серый

Пограничное состояние, предчувствие трагедии

Забрызганный кровью халат

красный

Повышенная тревожность, ожидание предстоящего несчастья

Ночь

черный

Кровь

красный

Кирпичный дом

красный

Металлическая решетка

серый

Резкая смена настроений

Земля, грязные сапоги

черный

Безнадёжное ожидание

Медный крестик

Красный (медь)

Скрытый символ предстоящего выбора

Незапечатанный конверт

Белый (бумага)

Скрытая надежда на счастливое будущее

Тетрадный листок*

Серый (бумага)

Ожидание душевного спокойствия

Приложение 4

Баллада о матери

«Цветное» слово/словосочетание

Восприятие слова/словосочетания читателем

Эмоциональное состояние героини/ цветовая символика

Старенькая мать

Серый, белый (седина)

Чувство уважения, почтения

Цветы

Желтый, белый, голубой  (полевые)

Надежда на положительный исход ситуации

Небеса

Серый

Тоска, состояние бескрайней безнадёжности

Свинцовый сон

Серый (свинец)

Тяжесть, ощущение  неизбежности

Две кровинки

Красный

Безграничная любовь, душевная теплота

Сердцем каменеет

Серый (камень)

Скрытое желание остановить ситуацию

Кровь

Красный

Тревожность

Приложение 5

  1. Краткое описание работы

При выборе темы работы я руководствовался тем фактом, что в основном в критической литературе речь идёт об образе солдатской матери, отображаемом на фоне Великой Отечественной войны. Мне стал интерес вопрос: «Может ли образ меняться в зависимости от его описания в той стрессовой ситуации, которая происходит в другой исторический промежуток времени?» Поэтому предметом исследования стало и произведение о Чеченской войне.

В основу исследования взята цветопись, один из литературных приёмов, с помощью которого возможно привлечь внимание человека, редко берущего в руки книгу. Именно цвет вызывает у такого читателя более полное осознание картины, конкретного образа. Использованные «цветные» слова я собрал в итоговые таблицы, преобладающие цвета вывел в диаграмму в процентном соотношении.

Кроме этого, тема войны и образ солдатской матери остаются актуальными и в 21 веке. Исследование, проведённое мною на основе языкового материала текстов Сергея Германа и Ольги Киевской, позволило в результате доказать выдвинутую ранее гипотезу: "цветные" слова помогают более полно представить образ героини, раскрыть её эмоциональное состояние, скорректировать читательское восприятие сюжета произведения в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль грима в создании сценического образа

Правила нанесения сценического грима....

РОЛЬ АККОМПАНЕМЕНТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СКРИПИЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Предлагаемый методический доклад не претендует ни на полноту изложения, ни на его исчерпывающий характер, но это попытка углубить и расширить важнейшую тему, затрагивающую процесс работы над раскрытие...

Презентация "Роль речевых характеристик в создании образов комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Эта работа носит иследовательский характер . Она поможет повторить образы комедии "Горе от ума""...

Роль "говорящих" фамилий в создании образа главного героя в рассказах А.П.Чехова.

В данной работе представлена методическая разработка к урокам литературы при изучении творчества А.П.Чехова...

Роль портрета в создании художественного образа по произведениям Н.В. Гоголя "Ревизор", "Мертвые души"

На слайдах герои гоголевских произведений. Портретные характеристики....

Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"

Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"  Проводится...

Конспект урока в 6 классе «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема: «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».Класс: 6....