ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В СОРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
презентация к уроку по литературе

Елена Николаевна Пенькова

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В СОРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_i_literatura_1.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы экологии в современной русской литературе.

Слайд 4

Русские писатели о природе. Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны. Довести до возможно большего числа сограждан, сделанные им открытия. В своих разнообразных охотах он прежде всего наблюдал, подмечал самые характерные особенности растений и животных – места обитания, жилища, пищу и повадки. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением.

Слайд 5

Современные экологи могут только позавидовать богатству , точности и выразительности приводимых им материалов. В «Записках Ружейного охотника Оренбургской губернии », «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» он дал подробные характеристики классификации болот («чистые, сухие, мокрые»), текучих вод, озер, прудов, степей, лесов, животных.

Слайд 6

Благосклонов Константин Николаевич – ученый-орнитолог, педагог, исследователь поведения птиц, специалист по охране природы, инициатор и организатор школьных и биологических олимпиад, популярного в стране праздника Дня птиц. Автор ряда книг по орнитологии и охране природы, К. Н. Благосклонов оставил после себя богатое научное наследие . Его кипучая энергия, любознательность, гибкая научная мысль открывали перед молодежью тайны и красоту родной природы, будили горячее желание познать ее и внести свою лепту в ее охрану .

Слайд 7

Его книги «Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве», «Птицы и вредители леса» (в соавторстве с Б.И. Осмоловской ), «Охрана природы» (совместно с Л.П. Астаниным ), «Зоология» (совместно с Е.Г. Бацылевым ) неоднократно переиздавались и по сей день пользуются у специалистов большой популярностью. Он всегда был среди тех, кто всерьез занимался охраной природы. Вел огромную общественную природоохранительную работу в различных организациях страны – от школы до министерства. Многие его идеи были претворены в жизнь и сейчас продолжают работать в трудах его учеников и единомышленников.

Слайд 8

А знаете ли вы, кого называют отцом русской фенологии? Кайгородова Дмитрия Никифоровича. А дети звали его не иначе, как «лесной дедушка». И не зря Кайгородов был прекрасным популяризатором. В доступной форме он старался рассказать людям все. Что знал о природе .

Слайд 9

На книгах Кайгородова Дмитрия Никифоровича выросли многие поколения юных натуралистов. Они с увлечением читали « Лепестки», «Дружбу с природой», «Начальную ботанику », « На разные темы », «Из зеленого царства », « Растения- мухоеды » и многие- многие другие.

Слайд 10

Верным последователем Д.Н. Кайгородова был наш замечательный писатель Виталий Бианки . Он не только перечитал все его книги и чуть-ли не наизусть знал все его статьи, но и сам написал великолепную «лесную газету», которую дети начинают читать уже с детского сада. Все мини-рассказы В. Бианки написаны в такой доступной и интересной форме, что прочитав один, сразу же понимаешь, что для этого человека значила природа и как он ее любил. Бианки подмечал такие необычные повадки животных, о которых не всегда прочитаешь даже в энциклопедиях.

Слайд 11

Кто нам земля: мать родная или мачеха? Земля, взрастившая, вскормившая нас, или же только «территория»? Вспомним, что именно так стоит вопрос в повести Распутина: « Я родился в Матёре . И отец мой родился в Матёре . И дед. Я тутака хозяин», - говорит дед Егор; «Эта земля-то всем принадлежит- кто до нас был и кто после нас придет.... А вы чё с ней сотворили?» - это уже голос тетки Дарьи, а вернее, голос народа-хозяина, радетеля земли. Это голос не «супротив» государственной воли, той, что на его же благо. Проблемы экологии в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».

Слайд 12

Но не нужно забывать, что «Плаха» - книга сложная, отразившая в себе не первые шаги христианства на Земле, а результат развития человечества в течение двух последующих тысяч лет, которые даны были человечеству для свободного выбора между добром и злом, между грехом и душевной чистотой. Здесь уместно вспомнить слово экология и сказать о гибели всего живого вокруг (гибнут звери, лишаются последнего пристанища Тайнышар и Акбара, целинные земли превращаются в пустыню), но не об этом пишет Айтматов: стремительно приближается к гибели тот, кто был призван охранять все эти реки и воды, разрушается душа человеческая, его разум погружается во тьму, и он уже не слышит, не хочет слышать слово истины. Проблемы экологии в романе Ч . Айтматова « Плаха ».

Слайд 13

В повести «Царь-рыба» представлены три типа отношения человека к природе: разумно- созидательное – со способностью к одухотворённо-поэтическому её восприятию, бездуховно-рационалистическое и хищнически-потребительское. Единство человека и природы показано через ассоциации между человеком и природой. Образы персонажей, художественные приёмы (сравнения, метафоры) подчинены основной концепции Астафьева: человека он видит через природу, а природу – через человека. Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах В.П. Астафьева « Царь-рыба».

Слайд 14

До теперешней нашей Земли, До ее дождей и метелей Бронтозавры не доползли, Птеродактили не долетели. Это – личная их беда, За нее никто не в ответе. Заблудились, пошли не туда. Смерть нашли в тупиковой ветви. Древо жизни листвой шелестит, Ветвь – направо и ветвь – налево. Человек разумный сидит На вершине этого древа. Он – мыслитель. Он хмурит лоб. Человека идея гложет: Хочет что-то придумать, чтоб Самого себя уничтожить. Он подпер подбородок рукой – Вождь прогресса, краса и гордость... Он – придумает! Он – такой! Вы, пожалуйста, не беспокойтесь! А над ним проносится век. Повороты. Круговороты... Да неужто и человек – Тупиковая ветвь природы?! (Р. Рожденственский )

Слайд 15

Неизвестный китайский поэт сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Проблемы экологии"

     Данный урок связан с экологической тематикой, которая приобретает все большее значение в наши дни и имеет неоценимый воспитательный аспект. Чем раньше школьники познакомятся...

Предпрофильный курс «Энергия. Энергопотребление. Проблемы экологии»

Данный документ представляет собой пояснительную записку предпрофильного курса «Энергия. Энергопотребление. Проблемы экологии»...

Планирование курса «Энергия. Энергопотребление. Проблемы экологии»

Данный документ представляет собой календарно-тематическое планирование курса «Энергия. Энергопотребление. Проблемы экологии»...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...

Экология сегодня и проблемы экологии Саратова

Данная презентация рассказывае об экологических проблемах в настоящем мире, о типах загрянения , а так же о проблемах окружающей среда Саратова....

Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" (По рассказам П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик")

Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" составлен на основе анализа рассказов  коми писателя П.Столповского  "Замор"  и  "Заповедный путик" с использ...