«Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности в предметной области математика"
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Жирнова Алеся Григорьевна

Обобщение опыта учителя математики во внеурочной деятельности представленного на районной конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_rech.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районной конференции  «Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности»

«Образовательный потенциал дополнительного образования. Математика. Из опыта работы учителя математики Жирновой А.Г.»

                 Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности.

                 Всем известно, что  «Математика - царица наук».  Внедрение ФГОС  позволяет расширить рамки изучения математики.  100-летие Морского собора,  310 лет Кронштадта способствовали расширению математических знаний, основанных на краеведческом изучении истории собора и нашего города.

                Свою деятельность  в этом плане, я провожу в трех направлениях: урочная,  внеурочная, внеклассная деятельность.

  1. Первое направление.   Урок в 5 классе.            

Урок-путешествие для учащихся 5 класса призван систематизировать и обобщать знания учащихся по данной теме в ходе групповой, коллективной и индивидуальной форм работы.

Материал урока содержал ранее неизвестные интересные факты истории города.  Межпредметный подход (знакомство с историей  родного города Кронштадта) способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к данной теме (действия с натуральными числами).

Активизирует развитие познавательных способностей детей.  Дети учатся переносить знания с одного урока на другой и в результате получают некую целостную картину мира.

  1. Внеурочная деятельность проводилась в двух направлениях: деятельность кружка «Наглядная геометрия» для 5 класса и исследовательская работа в 5 , 9 классах.

А) Кружок   «Наглядная геометрия». Цель -  всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х  классов с помощью методов геометрической наглядностию   Главная же цель курса-подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 – 9 классах.

      Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Ребята делали макеты пространственных фигур, используя развертки, считали объем пирамиды Хеопса, искали в природе элементы симметрии.

                В результате деятельности кружка достигнуты ожидаемые результаты:

1.        Развитие пространственных представлений и логического мышления учащихся,

2.        Подготовка к успешному усвоению систематического курса геометрии  основной и средней школы.

 «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия». Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье в начале XX в., очень точно характеризуют и наше время.

          Посмотрите вокруг – всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, машины, памятники, ажурные решетки парков и набережных,  интерьеры  квартир и бытовая техника, микросхемы и даже рекламные ролики…    Наш мир  наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Многие предметы имеют форму, похожую на уже знакомые нам геометрические фигуры. Оказывается их очень много.  Просто мы их не всегда замечаем.

  1. Исследовательская деятельность проводилась в 5 и 9 классе.

 В результате получилось несколько проектов:

1) «Геометрические формы в архитектуре» (Екатерининский парк, г. Пушкин),

2)  Геометрия  в зданиях нашего  города,

3) Окружность в архитектуре Кронштадта,

4) Геометрия в архитектуре Морского собора.

Без знания законов геометрии архитектор  не смог бы создать свои творения.
Недаром говорят, что «геометрия - грамматика архитектора»!

            Шулепова Даша( автор проекта, ученица 9 класа): 

«Морской Собор является символом истории Российского флота и украшением Кронштадта, на который съезжаются посмотреть туристы из разных городов. Выполнив исследовательскую работу, я узнала для себя много интересного и познавательного об истории создания Морского собора, о его архитектурном строительстве, а также о геометрических элементах, которые входят в архитектуру собора, что являлось главным акцентом в исследовании. Нужно знать историю своего города, в котором мы живем, о его архитектурных сооружениях. Нам остаётся только восхищаться «жемчужиной» Кронштадта, которая в его 310-ый юбилейный год неповторимо украшает город.»

Особое впечатление на ребят оказали геометрические экскурсии по родному Кронштадту.  Всем известные архитектурные памятники, парки, скверы, Форты, дома и многие другие предметы города содержали уже знакомые и еще неизвестные геометрические фигуры. Здесь в доступной для ребят форме даются знания о малой родине, родном крае, его прошлом и настоящем.

           Таким образом,   возможности  ФГОС позволяют активизировать деятельность учащихся как через урок, так  и через внеурочную деятельность,

Внеурочная деятельность осуществляемая через дополнительное образование позволяет сделать уроки занимательными, наглядными, познавательными.

          По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Успехов, коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......

Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ново...

Практико-значимый проект "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности"

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения националь...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ С.УТАН

статья в местное СМИПокинут счастьем будет тот,кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко,сухую ветвь один огонь исправит....

Организация внеурочной деятельности в предметной области математика и информатика с целью развития логического мышления: разработка учебно-методического комплекта «Элементы логики»

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению информатики и математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащ...

Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования  построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственн...

"Медиаресурсы музеев Санкт-Петербурга в процессе самообразования учителя и организации урочной и внеурочной деятельности в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР"

Аннотация. В статье в качестве эффективного решения проблемы недостатка предметных и цифровых компетенций учителей  предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР предлагается использование медиаресурсов музе...