«Русский язык - историко-культурное наследие и достояние русского народа»
план-конспект занятия (5 класс)

Головань Инна Вениаминовна

«Русский язык - историко-культурное наследие

и достояние русского народа»

Актуальность выбранной темы  обусловлена  тем, что неотъемлемым показателем  жителя Северной столицы является его  речевая культура, т.е. соблюдение орфоэпических норм русского языка. Поэтому   речь петербуржца должна соответствовать литературному языку. Все больше в российском обиходе закрепилась ненормативная лексика, активно используются иностранные слова и термины вместо замены их русскими аналогами. Происходит упрощение речи до однообразия, снижается её духовность, опошляется речь и, как следствие, мышление и поведение людей. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его культуре и социального окружения. И первая и главное роль в государственной политике по сохранению русского языка принадлежит школе.

Данная методическая разработка имеет цель: социализация и активное включение обучающихся с ОВЗ в социально значимую деятельность через формирование представления о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка и, непосредственно, развитие коммуникативных навыков.

Задачи: воспитание культурного человека, с культурным поведением, речью и внешним видом - достойного жителя Санкт-Петербурга, России; активизация творческого потенциала обучающихся с ОВЗ; формирование чувства ответственности за будущее России.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Голос страны – время действовать" Методическая разработка “ Русский язык - историко-культурное наследие и достояние русского народа” Выполнила воспитатель ГПД Головань И.В.

Слайд 2

2 . Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном», в 19-м письме «Как говорить?», писал : « Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она «затягивает». И еще он писал молодежи: «Избегайте слов-«паразитов», слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли». Первый председатель российского фонда культуры, профессор Д.С . Лихачев

Слайд 3

3. Что бы научиться высокой культуре речи, необходимо не только знать правили и нормы русского языка, но и не менее важно – читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности. Изучать его нужно в национальном аспекте: искусство русского слова, русское красноречие, речевой этикет, связь с историей. Защищать язык также необходимо.

Слайд 4

4.В истории Петербурга всегда были люди, которые развивали лучшие традиции нашего города. Они формировали общественное мнение. Были голосом Санкт-Петербурга. И нам повезло, что в наше время таким человеком была Людмила Алексеевна Вербицкая. Среди её работ особое место занимает - "Давайте говорить правильно"

Слайд 5

5. Важнейшим элементом устной речи является ударение, так как оно служит средством различения слов. Только привычное правильное ударение сможет облегчить слушателям понимание смысла сказанного. Культура грамотности русского языка заключается в чётком и правильном произношении слов . Говорите правильно! Определите: где правильно, а где неправильно поставлено ударение: 1.Я сегодня занята 2.Задача мною понята 3.Я отозвала своё заявление 4.Пусть он позвонит 5.Включим свет 6.Сливовый 7.Одновозрастной 8.Мозаичный 9.Бочковой 10.Сироты 11.Многовековой

Слайд 6

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Правильно : занятА , понялА , отозвалА , позвонИт , включИм , слИвовый , одновозрастнОй , моззаИчный , бОчковой , сирОты , многовековОй

Слайд 7

“ Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость ” М. Сервантес Речевой этикет – используется нами в речи каждого, ежедневно многократно. Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы по многу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого то благодарим, перед кем то извиняемся, кого то поздравляем, кому то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем… Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы не находились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""

Программа  элективного курса  по  русскому  языку  предназначена  для  10-11  классов  и  ориентирована  на  развитие  речевой  ко...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...