Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности
методическая разработка на тему

Савченко Екатерина Сергеевна

Выступление: Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Образование — это воспитание для доброделания» «Торопитесь делать добро!»

Тема: «Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности»

 

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Оценка доброжелательного человека разными педагогами, в том числе такого как А.Я. Коменский.

   С 1 сентября 2012-13 учебного года курс «Основы религиозных культур и светской этики» включен в инвариант учебного плана 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года    родителями  нашей школы выбран курс «Основы светской этики»

 Система оценивания:

Отметочная система обучения в течение всего учебного года

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Текущий контроль может проходить на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно) и т.д.

Он осуществляется на материале учебника, в основном, в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Рекомендуем выставлять только отметки «5» и «4» в целях положительного отношения к курсу и создания ситуации успешности обучающегося. Ученик также получает словесную оценку своей работы, которая должна быть не карающей, а вдохновляющей и стимулирующей дальнейшую работу обучающегося.

Раскройте какие виды уроков вы используете, формы работы с родителями.

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ:

эвристические беседы;

различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);

учебные и социальные проекты;

уроки-экскурсии;

деловые и ролевые игры;

практикумы;

различные  викторины и другие конкурсные события;

творческие мастерские.

Работа с родителями:

    Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:

    1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

    2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.

    3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

      У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, – как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

 

Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.

В школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров.

Выражается он в том что в школе создан музейный уголок, ежегодно к дню празднования 9 мая проводиться памятное шествие к памятнику погибших в годы Великой Отечественной Войны. Оказание помощи в рамках акции: «Помощь пожилому человеку» уборка придворных территорий вдов погибших в годы в Великой отечественной войны, а так же тружеников тыла. Военно-патриотическая игра «Зарница». Систематическое проведение бесед к памятным датам и знаменательным событиям:

Урок  Мира и Добра, День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год), Международный день пожилых людей, В мире права, День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, День Победы.

Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения.

Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ (например, в рамках урока «Образцы нравственности  в культуре Отечества»).  Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Работа в рамках модуля проходила в несколько этапов. Первый этап прошел в марте месяце. Было проведено родительское собрание по теме «Об изменениях  в содержании образования и введении курса ОРКСЭ». Тогда же было проведено анкетирование родителей по выбору модуля и отношению к введению курса. Анкетирование показало настороженность, беспокойство родителей, так как они в полной мере  не владели информацией о содержании курса и еще не сформировали собственное отношение. По выбору родителей преподавание велось по модулю «Основы светской этики».

Также родители имеют возможность посещать уроки в рамках модуля, им предоставляется  консультативная помощь по подготовке домашних заданий. В рамках изучения курса планируется проект по теме «Бесценный дружеский союз».       

   Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.

Работа заключается в следующем:

Предоставление рисунков детей на темы: «Семейных традиций, Малой Родины».

Групповая работа

Работа в группах позволяет ученикам получить эмоциональную и  содержательную поддержку,  создает эффект включенности  в общую работу класса

При организации работы в группе  необходимо учитывать личностные характеристики учащихся и  степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Вот уже звенит звонок – начинается урок.

  • Просмотр фрагментов мультфильмов
  • Прослушивание музыкальных композиций
  • Просмотр слайд-шоу, видео роликов
  • Создание проблемных ситуаций
  • Притчи

Работа с притчей

  • Обсуждение основной идеи и смысла истории;
  • Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
  • Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
  • Иллюстрация рассказа
  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
  • Выделить ключевые понятия;
  • Инсценировка по рассказу (истории)
  • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);
  • Сравнение нескольких притч

Прием «толстых и тонких» вопросов

Тонкие ?

Толстые ?

   Кто ?
   Что ? 
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...? 
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

   Дайте 3 объяснения, почему...? 
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...? 
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

 

«Работа с понятиями»

- Кодекс морали

- Создание коллажей

- Прием синквейн

Пример синквейнов

«Нравственный поступок»

 

«Семья»

Сквозная деятельность

  • Составление словаря терминов;
  • Создание галереи образов;
  • Разработка макета собственной книги

   Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ»

Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра ...

Духовно-нравственное воспитание школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

Духовно - нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет им найти свое место в жи...