Технологическая карта по музыке 6 класс, IVчетверть, 2 урок
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Надежда Николаевна Галкина

Технологическая карта

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет, класс

Музыка, 6 класс

Учитель

Галкина Надежда Николаевна

Тема урока

Увертюра-фантазия « Ромео и Джульетта» - П.И.Чайковский.

Тип урока

Урок углубленного изучения темы

Цели урока

1.Обогатить представление учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры-фантазии « Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского ( в процессе восприятия увертюры, осмысление ее образов).

2.Закрепить и углубить понятие «сонатная форма».

Задачи урока

личностные

метапредметные

предметные

Способствовать воспитанию нравственных качеств личности.

Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в процессе познания произведений разных жанров, стилей, форм, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия.

Формировать умение воспроизводить и систематизировать полученную информацию.

Способствовать развитию мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность.

Материально- техническое обеспечение

Мультимедиа установка; портреты деятелей культуры ( Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Санти, В. Шекспира, П.И.Чайковского); репродукции картин (« Мадонна с младенцем;  « Мона  Лиза»); раздаточный материал.

Формирование УУД

Познавательные УУД

Овладение базовыми понятиями, терминами.

Адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование интерпретаций одного и того же произведения.

Регулятивные УУД

 Контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Коммуникативные УУД

Потребность в общении с учителем и одноклассниками.

Умение слушать, вступать в диалог, работать в коллективе.

Личностные УУД

Формирование социальной роли ученика.

 Формирование положительного отношения к учению.

Ожидаемый результат

Ученик научится

Соотносить собственные переживания, размышления, чувства с замыслами композиторов в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей.

                                                  Организационная структура урока.

 

Части урока.

Содержание учебного материала.

 Виды и формы контроля.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Подготовительная

1.Вход в класс под музыку.

 Музыкальное приветствие.

Ритмические упражнения.

Мотивация.

Просмотр-

(Фрагмент из к/ф « Ромео и Джульетта»)

 

  Устный опрос.

Фронтальная

Проверяет готовность кабинета и обучающихся к уроку.

Показ ритмических упражнений.  Корректирует выполнение упражнений.  Оргмомент. Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с понятием «сонатная форма». Мы уже несколько раз встречались с вариантами построения музыки в сонатной форме. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

1.какие произведения пишутся в сонатной форме?

2.Из каких разделов состоит сонатная форма?

3.Что такое экспозиция?

4.Что такое разработка?

5.Что такое реприза?

 6. Что такое кода?

7.Назовите произведение, в котором два основных символических образа противоречат друг другу, развиваются в остроконфликтной борьбе, в итоге которой в музыке этого сочинения и в его жизненном содержании возникало новое явление – образ Победы. (звучит экспозиция  увертюры «Эгмонт».

8.В этом произведении два   основных образа хотя и были контрастны, но лишь дополняли друг друга в совместном развитии  (звучит экспозиция увертюры к опере «Руслан и Людмила».)

 

9.Основные образы этого произведения очень контрастны, влияют друг на друга, но отстаивают свою самостоятельность  (экспозиция «Сонаты для виолончели с фортепиано).

 Сегодня мы    продолжим осмысление проблемы взаимосвязи музыки и литературы на примере обращения к сюжету бессмертной трагедии У. Шекспира « Ромео и Джульетта»  (Чайковского П. И.).

 

Вечная тема жизни – любовь – как духовно-нравственная категория.

 Как вы это понимаете?

Вход под музыку.

Равнение в колоннах.

Выполнение упражнений.

Соната, концерт, симфония, Целые оперные сцены, увертюры…

Вступление, экспозиция, разработка, кода.

Ответы обучающихся.

Увертюра «Эгмонт»-Бетховен.

Увертюра к опере Руслан и Людмила»- Глинка.

«Соната для виолончели с фортепиано) -Григ.

Ответы обучающихся

 

Основная

  “Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно условно сравнить с развитием сюжета в драматургии. Музыка, написанная в сонатной форме, населена разными героями, наполнена различными мелодиями - темами. И данные мелодии не просто идут одна за другой, а также взаимодействуют, вступают в конфликты. В зависимости от характера конфликтов драматические произведения делятся на особые жанры: драмы, комедии, трагедии. И особое внимание сегодня мы уделим трагедии. Трагедия – это такое драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя. Но сегодня я познакомлю вас не с современной трагедией, а перенесу в далекое прошлое, в эпоху Возрождения. Что вы можете рассказать об эпохе Возрождения?”

 

 

 

Спасибо. Уже в 14 веке в Италии создавались творения, прославляющие физическую красоту и духовное совершенство человека. А каких великих деятелей культуры этой эпохи вы знаете?”

 

Например,  Леонардо да Винчи – он был художником,  поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, увлекался физикой, математикой, историей, философией. Героями его произведений были не боги и святые, а обыкновенные люди. Таковы персонажи его живописных полотен “Мадонна с младенцем”, “Мона Лиза”.

 “В далекой Англии взошла звезда другого титана Возрождения – автора “Отелло”, “Гамлета”, “Короля Лира”, “Ромео и Джульетты”. О ком идет речь?

  “Английская литература выдвинула на рубеже 16-17 веков Вильяма Шекспира, одного из крупнейших трагиков всех времен и выдающегося драматурга эпохи Возрождения. Основная тема шекспировской трагедии – столкновение благородной личности, героя – гуманиста с миром зла и несправедливости. Шекспировские герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе погибают. Умирает несчастная Офелия, поверив клевете; Отелло убивает Дездемону; отравленный клинок поражает Гамлета; короля Лира лишают крова и обрекают на скитания и нищету собственные дочери. Но каждый шекспировский герой ищет свой ответ на вопрос: “Как поступить, столкнувшись со злом?”. Примером того может являться внутренний монолог принца-бунтаря Гамлета:

… покориться? Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?

 “Сегодня мы познакомимся с величайшим творением Шекспира, с его трагедией “Ромео и Джульетта”. Послушайте строки, которые могли бы стать “кратким конспектом” содержания трагедии:

Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.

К жанру трагедии обращались многие русские и зарубежные композиторы. Творчество Шекспира вызвало большой интерес у передовых деятелей русской культуры. С.Прокофьев написал балет “Ромео и Джульетта”, а П.И.Чайковский увертюру-фантазию “Ромео и Джульетта”.

На уроках мы уже знакомились с творчеством П.И.Чайковского. Как подлинный драматург Чайковский показывает жизненные явления в их непрерывном развитии при столкновении противоборствующих сил. Увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” для Чайковского – это первое крупнейшее достижение в области программного симфонизма. То есть, увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” Чайковского – это программное произведение.  

Увертюра – фантазия очень близка к идейному своеобразию шекспировского творчества. Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и “столкновение” различных по своему характеру музыкальных тем.  

 

  

Увертюра написана в сонатной форме с широким вступлением и развернутой кодой – эпилогом”.

Звучит фрагмент темы вступления

 

 

  “Начинается увертюра с сумрачного вступления, звуковое воплощение которого представляет собой четырехголосное изложение, имеющее спокойный характер. Эта тема уносит нас в мир средневековья. Звучат кларнеты и фаготы. Мелодия напоминает звучание органа. Так воссоздаётся образ монаха Лоренцо – наставника и покровителя Ромео и Джульетты. Это тема Добра”.

Звучит фрагмент главной темы

 

 

  Вступление переходит в основной раздел увертюры – экспозицию. Вы прослушали главную партию, которая начинается энергичной, порывистой, устремленной вперед темой, с синкопированным и судорожным ритмом, диссонирующими аккордами. Эта тема контрастна музыке вступления. Воля, упорство, устремленность, настойчивость сочетаются в этой музыке со зловещими, грозными чертами.  

Звучит побочная тема

 

 

 “Вы услышали широкую, вокально напевную мелодию. Это побочная партия. Так воплощён образ Любви. Мелодия светла, изящна, чиста. Таким образом выражен контраст образу Вражды (главная партия).

 

Комментарии

При прослушивании увертюры учителю необходимо заострить внимание обучающихся на то, что в разработке звучит тема Добра из вступления и тема Вражды (гл.партия). С каждым новым проведением все больше и больше возрастает драматическое напряжение. Тема из вступления звучит очень взволнованно и драматично: упорные, настойчивые удары аккордов tutti, судорожный ритм. Трагическую напряженность усиливают литавры и барабаны. В репризе представлено кульминационное развитие образов Вражды и Любви. Тема Вражды звучит уверенно и настойчиво (fortissimo всего оркестра), а тема Любви показана еще более широко и развернуто, чем в экспозиции (флейта – пиккало) – звучит, как гимн любви, как уверенное утверждение красоты человеческого чувства. Казалось бы, светлое начало победило. Однако радостное настроение внезапно нарушается появлением образа Вражды. Он, как новый натиск зловещей силы, разбивает жизнь и счастье героев. Кода – смерть Ромео и Джульетты – звучит подобно траурной песни, но светло, как бы подчеркивая, что настоящая любовь продолжает озарять своим светом жизни людей. Внезапно резкие удары всего оркестра – развязка трагедии – завершают увертюру.

Устный опрос

Индивидуальная

Текущий

Устный опрос

 

Учитель корректирует их ответы и сообщает дополнительную информацию.

 

Учитель показывает портреты и репродукции картин, дает к ним пояснения

учитель

Что такое программное произведение?

 Ответьте на следующие вопросы:

1.        Ребята, как вы считаете, сколько образов мы можем услышать в этом произведении?

2.        В какой музыкальной форме может быть написано это произведение?

Как должны взаимодействовать образы, чтобы внимательный слушатель воспринял все тончайшие особенности музыкальной драматургии произведения, его главную идею?

  

“Как можно охарактеризовать эту тему? Какие инструменты звучат в этой теме?”

(на доске – образ монаха Лоренцо)

Тема зла или добра?

Дайте характеристику этой темы. Сравните ее с начальной темой. Определите особенности музыкального языка .

Это?

 

“Какие интонации вы услышали в данной мелодии? Как развивалась мелодия?”

Слушание всей увертюры с сопутствующими комментариями учителя

Ученики отвечают на вопрос.  

дети называют имена.

Леонардо да Винчи.

 

 

Вильям Шекспир

Сообщение ученика.

  Программное произведение – это такое произведение, в основе которого заложен определенный сюжет, “взятый” из реальных событий истории и современности. Это рожденная творческая фантазия композитора, которая помогает слушателям понять основы музыкальной драматургии произведения: музыкальный образ, взаимоотношения, общий замысел сочинения, его главную идею.

Ученики отвечают на вопросы

Ученики отвечают

добра

Ученики отвечают

Образ вражды.

Ученики отвечают

Заключительная

  Чайковский с шекспировской глубиной раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства. Вслед за Шекспиром русский композитор вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев.

 

 

Итоги: На протяжении всей своей жизни вы будете читать произведения Шекспира, смотреть их постановки на сценах драматических, оперных, балетных театров, слушать симфоническую музыку, написанную по мотивам шекспировских произведений. И всегда вы будете прежде всего восхищаться яркостью шекспировских образов, их могучей драматической силой. Вам сейчас столько же лет, сколько было Ромео и Джульетте. Их чувство любви вечно! И мы преклоняемся пред святостью и вечностью этого чувства. Все же мы живем в иное историческое время, слушаем современную музыку, поем песни о любви! И я предлагаю завершить наш сегодняшний урок исполнением вашей любимой песни.

Музыка В. Моностырского, слова Ю.Рывчинского “Наш класс”.

Учитель комментирует выставленные им оценки за урок

Домашнее задание:  

Фронтальный

коллективная, групповая

1.В чем особенность драматургии произведения?

2.Основной принцип сонатной формы?

3.Сколько музыкальных образов в увертюре Чайковского “Ромео и Джульетта”? Есть ли между ними контраст?

4.Что такое программное произведение?

Вокально-хоровая работа.

 

-приготовить стихи, песни, мини-сочинения на тему – «Любовь».

Ответы

Исполнение песни.

Образовательные ресурсы

1.Рабочая программа по музыке под ред.Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

2.Уроки музыки-5-6 классы: поурочные разработки/ Г.П.Сергеева, Е..Д. Критская. – М. :Просвещение, 2013. – 228с. – ISBN  978-5-09-029690-8.

Интернет-ресурсы.

Методы:- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

               - эмоциональной драматургии:

               -интонационно-стилевого постижения музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»

Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....

Учебно-методическая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства.

Учебно-методичекая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства изащита населения....

Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе  предназначена для уроков с учетом ФГОС.  Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...

Технологическая карта по музыке

технологическая карта по музыке...

Технологическая карта занятия " Музыка моего Нерюнгри"

Технологическая карта музыкального занятия для 6-7 классов....

Технологическая карта: "Народная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов."

Материал предназначен для школ, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)....