Артикуляция, как важнейшее условие работы над вокальным произведением.
план-конспект занятия (музыка) на тему

Развитие артикуляционного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                 Урок № 1

Тема урока: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Современные образовательные технологии: 

личностно-ориентированная,  развивающего обучения, межпредметных связей,;

Цель урока:  Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

  1. Обучающие

- обеспечить формирование  знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие –     создать условия  для развития у учащихся

-    дикционных навыков в разнообразных темпах;      

-   активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

- эмоционально - образной сферы  психологических процессов         (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

-  умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные  - создать условия для

-   воспитания сознательного подхода к обучению;

-   повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;  

Тип урока: комбинированный.

 Методы работы: 

 по источнику знаний:

  наглядные  –  наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

  словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

  практические  –  упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики:  концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Оборудование: фортепиано,  ноутбук, презентация по теме урока, зеркало

Ход  урока.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).          

  2.Распевание. Первый вокальный навык – «певческая установка».

     Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных       навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

    Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащихся, используя скороговорку «Барашеньки – крутороженьки» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

  3.Работа над исполнением произведения Е. Подгайца «Колыбельная пчелы».  Задача       работы  над  данным   произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата учащихся. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит   дикцию.

   4.Работа над исполнением произведения «Сверчок» . Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести учщихся к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения дикционной активности голоса при разных нюансах.

     Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата студента. Для этого используется метод мелодекламации в утрированной манере. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

  6.Работа над исполнением детской песни  (М.Иорданский «Голубые санки»). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения.

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

Приложение №1.

           Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

  Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

      Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  • восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
  • улучшают дренажную функцию бронхов,
  • положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
  • повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
  • улучшают нервно - психическое состояние организма.

     Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.  Мы делаем по 32 движений  дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

     Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

 Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

     Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

    Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение №2.

Артикуляционная гимнастик В. В. Емельянова.

  • Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.
  • "Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите  4-8 раз.
  • Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.   «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.
  • Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.
  • Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.
  • После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.
  • Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").

ЛИТЕРАТУРА

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
  2. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е       изд. –   М., 2008:       http://strelnikova.ru

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интегративных связей в работе над музыкальным произведением (на примере вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности.

В данной статье, исходя из определения понятия интеграция, анализа общих предпосылок, описывается возможность интегративных связей вокально-хоровой и фортепианно-исполнительской деятельности. На каждо...

Открытый урок по предмету "Вокал": "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Основная цель открытого урока:       Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренирово...

музыкально-сценическая работа над образом вокального произведения

В презентации рассматривается понятие "образ": художественный и музыкальный.Представлена схема муз.-сценической работы над образом вокального произведения.Как начать работу над образом?И в заключении,...

методическая разработка "Работа над вокальными произведениями"

Данный материал может быть использован в работе педагогами дополнительного образования , учителями музыки, а так же детьми и их родителями....

План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...

Методическое сообщение "Основные этапы работы над вокальными произведениями с учащимися ДШИ"

В России сложилась уникальная система дополнительного образования детей. Решение проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых ориентиров ...

Вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к работе над вокальным произведением.

Представлен вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к дальнейшей работе над вокальным произведением. Все упражнения выстроены по принципу от простого к сложному, имеют одну сюж...