"Гигиена голоса" - тема самообразования учителя музыки, музыкального руководителя
статья по музыке на тему

Однобурцева Оксана Николаевна

Интересный познавательный материал как для учителей , так и для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_golosa_moya_tema_somoobrazovaniya.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки, музыкальный руководитель  

Однобурцева О.Н.

«Гигиена голоса»

        Хотелось  бы  затронуть  всегда  актуальную тему -  гигиена голоса. С самого начала хотелось бы отметить, что пение требует огромной сосредоточенности внимания, мобилизации эмоциональных и психических ресурсов, а также интеллектуальной  энергии  певца! Поэтому необходимо помнить о важности соблюдения «правил безопасности», существующих как раз для того, чтобы   не  потерять   голос, использовать  его  как  можно  дольше,  а  также  для того, чтобы   голос    как   можно  дольше   сохранял  яркость, молодость  и  свежесть. В общем и целом, чтобы голосовой аппарат  всегда  был в  оптимальной  форме.

        Каждый, кто  эксплуатирует профессионально голосовой  аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной  работы.

        При   работе  с  голосом   мы  сталкиваемся  с  различными   внешними  и внутренними  раздражителями.  К  внутренним  раздражителям относят деятельность  мышц, деятельность нервной системы, работу органов дыхания, сердца, функционирование органов слуха, зрения, эмоциональные реакции. К  внешним   раздражителям:  обстановку,  освещение,  посторонние звуки,  шумы, посторонние  лица, присутствующие   на  занятиях, объяснения   педагога. Только максимально  устранив  отрицательное   влияние    раздражителей    и    создав  благоприятную  для  занятий  атмосферу, мы  можем  получить  положительный  результат в любой  творческой  деятельности. Способы  защиты  голоса  несложны, и  овладеть ими может  каждый! 

Основные  правила  гигиены  голоса:  

1. Режим! Рациональное  построение  режима  дня  и  организация систематических  занятий  с  голосом - это  чрезвычайно  важный  момент, от  которого  зависит  результат выработки рефлексов - основных механизмов деятельности нервной системы. У  начинающего  певца  нервно – мышечная  нагрузка  во  время  занятий  слишком  велика  и  ему непривычна. Режим  занятий  с  начинающими  певцами  должен строиться  с учетом  их быстрой утомляемости.

К каждому голосу  нужно подходить индивидуально, учитывая его природную выносливость. Но в любом случае ученик не должен  выходить  из  класса  после урока  с  усталым голосом и неприятными ощущениями. В дни, когда проходят концерты  нагрузка должна уменьшаться, то  есть  ученик  должен  иметь официальное право частичного  пропуска  занятий  

Для поддержания работоспособности в течение года вокалисту необходимо делать перерыв в творчестве. В это время следует отключиться полностью от музыки и пения, не боясь того, что все исполнительские навыки растеряются и забудутся. В начале обучения пению необходимость делать упражнения, как правило, не ставится под сомнение. На упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения  должны  выстраиваться по главному  педагогическому  принципу  от простого к сложному, служа ступеньками на вершину мастерства.

Когда же появляются первые успехи, начинающий певец, зачастую, перестает уделять упражнениям достаточно внимания. Вскоре его ожидают неприятные открытия – не выходят не только новые, более сложные песни, но и разваливается старый, накатанный репертуар. Певец сильнее устает, голос плохо подчиняется. Певец злится, начинает форсировать и в результате оказывается отброшенным назад на несколько месяцев, а иногда и лет. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками  как только певец теряет бдительность.

2. Здоровый сон! Старайтесь хорошо высыпаться! Радостное настроение, приподнятый тонус, бодрость —  залог успешного урока!  Известно, что хроническое недосыпание снимает силу и звучность голоса, приводит к быстрой утомляемости, а урок в таком состоянии   пользы  приносит  мало. После сна дайте  голосу проснуться. Поэтому занятия целесообразно начинать не раньше, чем через  1-1.5  после сна

3.Распеваться   обязательно! Распевание  - это "разминка"  голоса. Она  не  только   готовит  голосовой  аппарат  к  дальнейшей  работе,  разогревая  мышцы  голосового   аппарата, но  и  создает  своеобразную   психологическую  настройку  всего  организма:  будит  эмоциональную сферу, разогревает творческую фантазию, налаживает  процесс  звукообразования, закрепляет условные  рефлексы, вырабатываемые  занятиями, собирает  внимание, создаёт настрой, и  человек  настраивается  на  певческий лад. Любой   спортсмен   выходит    на   старт  разогревшись!  Это  правило  обязательно для  всех  спортсменов!

4.Правильное питание!  Главное, помнить, что пища - это строительный материал, сила для организма и сила "для голоса", так как пение – это  физический  процесс, который  требует  больших   физических  сил!

Исключение  вредных для  голоса  продуктов! Надо знать, что перед пением не стоит употреблять в пищу орехи, семечки, печенье, растительное масло, шоколад, виноград, так как мелкие частицы этих продуктов, осаждаясь в складках слизистой, могут помешать четкой работе голосового аппарата. Частицы пищи вызывают чувство щекотания, першения и желание откашляться, а это мешает процессу работы голоса. Во избежание раздражения слизистых полости рта и глотки, необходимо исключить острые блюда, излишне горячие и обжигающие, напитки  с  газом. А также не стоит рисковать, принимая холодные блюда и напитки, особенно после пения, поскольку последствия могут быть не очень приятными в форме ангины или воспаления.

Соблюдение  режима  питания! Кушать следует за 2-3 часа до занятия вокалом. Вы не должны чувствовать сильного голода, но и переевшим вы также быть не должны, если ваш желудок будет переполнен едой, это будет мешать работе диафрагмы, и вы не сможете качественно петь.

5. Здоровый  образ  жизни! Особенно важно для певца иметь высокий иммунитет против простудных заболеваний. А для этого необходимо закаляться, иметь каждодневную умеренную физическую нагрузку. Больше гуляйте на свежем воздухе, по  возможности  избегайте контактов с больными людьми.

Занятия  физкультурой! Для тонизирования всего организма и усиления активности мышечной системы  необходима ежедневная   физическая  нагрузка, которую  желательно  проводить с самого утра. Зарядка способствует  бодрости  и  активности  всего  организма. Очень полезны гимнастические упражнения, укрепляющие мышцы сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Закаливание!  Постоянное закаливание свежим воздухом, солнцем, водой, физические упражнения, режим труда и отдыха и соблюдение меры во всем, что поддерживает равновесие физических и духовных сил - вот что должно войти в привычку.

Исключение   вредных  привычек! Для того чтобы голос звучал  свежо  и ярко необходимо воздерживаться от пагубных привычек, как алкоголь и курение.  Они  наносят  серьёзный  вред  голосу!   

6. Берегите  свой  голос!

"Относитесь бережно к своему голосу  - это такой нежный орган!  Только  при  разумном отношении к нему вы сохраните  голос  до  глубокой  старости!" – советует  вокальный   педагог  Витт Ф.В.

Пение  при  не  правильных  вокальных  навыках! Это недопустимо, когда нет никакого контроля звучания собственного голоса. А.М.Егоров считает, что "пение в несвойственной голосу тесситуре отрицательно отражается на правильной координационной работе голосообразовательных систем организма, прививая вредные, ненужные условные рефлексы и тормозя те, которые воспитывает педагог".

Не злоупотреблять  высокими  звуками! Великий педагог-вокалист М.Гарсиа говорил об этом так: "Злоупотребление высокими звуками разрушило гораздо больше голосов, чем старость".

Не форсируйте звук! "Не стремитесь удивлять слушателей его мощью. Стремитесь достигать эффектов при помощи  воздушного  pianissimo  и mezza voce", - советует профессор  Прянишников. Великий  французский  педагог Дельсарт  говорит об этом так: "Всегда довольно голоса у того, кого слушают". Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушенной комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук, пение на репетиции в маленьком помещении.

Избегать переутомления голоса! Нерациональное пользование голосом (чужая тесситура, длительное пение) приводит к заболеваниям органов, участвующих в голосообразовании, а именно: острые и хронические профессиональные ларингиты, узелки на связках, кровоизлияния в голосовые связки и даже трахею. Конечно, каждый организм индивидуален в своих реакциях. Если была неожиданная большая нагрузка, то дайте аппарату отдохнуть, помолчите - это лучшее лекарство! Следует избегать длительного пения без перерыва (не более 45-60 мин. для профессионалов).

Соблюдать физиологические нормы!  Для педагогов физиологические нормы позволяют использовать голос без ущерба для его качества не больше четырех академических часов в день с перерывом между ними в 15 минут. Оперные певцы могут быть заняты в день не больше 5 часов (для солистов).

Не  петь  в  больном  состоянии! В больном состоянии петь нельзя. Лучше на три дня позднее стать знаменитой певицей, чем получишь кровоизлияние в связку или не смыкание и выйдешь из строя на три месяца. Надо беречь свой голос. Нормальное состояние голосового аппарата - когда все слизистые увлажнены. Насморк, сухость слизистых, воспаления носоглотки часто выбивают нас из рабочего состояния.

Посещение  врача - фониатора  регулярно!  Очень важно научиться отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды или от неправильного голосообразования

Увлажнение  связок! Во время занятия вокалом необходимо увлажнять связки и еще лучше — помещение. Во время занятия вокалом лучше всего пить простую негазированную воду. Излишняя сухость воздуха может повредить голосу.

7.Морально-психологическое состояние.  Жизнь  вокалиста  должна   протекать   размеренно, без  особого  напряжения, неожиданных  нагрузок   и психических  травм. Необходимо  помнить, что  все  перечисленные неприятные  моменты   негативно  отражаются  на  состоянии    голоса!        Для здоровой, нормальной творческой работы необходима спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы!  Не случайно при нервных расстройствах первой страдает голосовая функция. Такт и культура в общении - это главное условие сохранения здоровья. Не должно быть никаких насильственных искусственных приемов в учебе и работе, совершенно исключается агрессия и враждебность. В общении необходима предельная естественность и доброжелательность.

Часто возникают профессиональные заболевания при напряженной и спешной подготовке к конкурсам -это происходит и от неравномерно возникающей физической нагрузки, и от усиленного прессинга на нервную систему. Поскольку работа голосового аппарата регулируется центральной нервной системой, любые стрессы, волнения, даже разговор в повышенных тонах могут сразу сказаться на состоянии голоса. Такие расстройства нередко возникают в момент тяжелого потрясения, страха, при семейных неурядицах.

Выработка необходимых качеств характера! Самодисциплина, воля, целеустремленность, психическая стабильность, ровность настроений, внимание, уверенность в своих силах, смелость - эти качества надо воспитывать любому профессиональному человеку. Они помогают следить за массой мелочей, игнорирование которых может обернуться трагедией, избавиться от ненужных привычек, мешающих работе.

Дополнительные  советы  по  гигиене  голоса:

•        Никогда не выходите сразу после пения на улицу, особенно в холод. Хороший совет: выработайте привычку в холодное время года перед выходом на улицу выпить немного воды комнатной температуры. Это охладит стенки гортани. Вообще избегайте резкой смены температуры. После горячей еды и питья подождите в помещении 15-30 минут,

•        Не разговаривайте на морозе, старайтесь не бегать и не ходить быстро на морозном воздухе, чтобы не углублять дыхание. Вообще избегайте охлаждений и переохлаждений. Для голосового аппарата опасно чрезмерное употребление мороженого, сквозняки, ветер в жаркую погоду, когда вы разогрелись на солнце. Это самая легкая возможность для простуды.

•        Следите за своей обувью, особенно в сырость и холод.

•        Конечно, вся одежда должна быть удобна и адекватна погоде.

•        В повседневной жизни и деятельности дышать надо, по возможности, только через нос.

•        Совет для женщин. Режим молчания в больные дни (3 дня, установленные законом) и снижение нагрузок. В эти дни стенки капилляров кровеносных сосудов приобретают повышенную ломкость, что приводит к кровоизлияниям.

•        Ничто так легко не вызывает заболевания горла, как изнеженность и не закаленность.

Дыхательные упражнения

1.Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).

2.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Своеобразный "массаж" связок.

3.Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).

4.Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6+6 раз).

5.Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).

6.Надуть щеки, как шар. Резко "выхлопнуть" воздух через "губы-трубочку". Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, что очень пригодится для хорошей артикуляции.

7.Беззвучно сказать "ы". Говорить этот звук надо не глубоко, а у корней верхних зубов (как при зевоте). Упражнение активизирует мышцы мягкого и твердого неба.

8.Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.

9.Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Не надо пугаться головокружения. Сначала упражнение делается 15 секунд, постепенно увеличивается (через день) длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так далее.

10."Мычание" на удобной тесситуре, после дутья в гармошку (по 30 сек.). Мычать близко, "на зубах", чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед "мычанием" открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем продыхе.

11.После "мычания" потянуть звук на хорошем продыхе, через свободное горло. Держать его близко к зубам и губам, на удобной для вас тесситуре. Звук не глубить:

        М-----------        З--------------   Н-----------        В--------------

12.Точно так же говорить слоги с ударением на втором. Второй слог потянуть.

        ма-м`а        на-н`а        ва-в`а             ма-м`о         на-н`о          ва-в`о

Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой.

13.Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: "ох, ах". Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать со вдохом.

14.Неплохо делать легкий массаж лица. Хорошо, если после массажа появится желание зевнуть.

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения

1."Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

2."Ворона". Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

3."Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

4."Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

5."Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

6."Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.

7."Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

Список литературы:

  1. Востоков  В.Ф. «Искусство  расслабления», М., 2006.
  2. Дмитриев Л.В. «Основы вокальной методики», М.:"Музыка",1968.
  3. Егоров М.А. «Гигиена голоса и его физиологические основы», Л.,        "Медгиз",1970.
  4. Ермолаев В.Г., Лебедев Н.Ф., Морозов В.П. "Руководство по фониатрии", Л.,"Медицина",1970
  5. Заседателев Ф.Ф. "Научные основы постановки голоса", М., Музгиз, 1929.
  6. Кантарович  В.С. "Гигиена голоса", М.1955
  7. Кочнева И., Яковлева  А. "Вокальный словарь", Л.1986
  8. Левидов И. "Певческий голос в здоровом и больном состоянии". Искусство, Л.1939.
  9. Малышева  Н.М. "О пении", М., "Советский  композитор",1988.
  10.  Менабени  А.Г. "Методика обучения сольному пению", М.,1987.
  11.  Морозов  В.П. "Биофизические основы вокальной речи", Л.,1977.
  12.  Морозов  В.П. "Тайны вокальной речи", М.,1967.
  13.  Назаренко И.К. "Искусство пения", М., "Музыка", 1968.
  14.  Прянишников И. "Советы обучающимся пению",М., "Музгиз",1958.
  15.  Чишко О. "Певческий голос и его свойства", М., 1966.
  16.  Юдин С.П. "Формирование голоса певца", М., "Музгиз",1962.
  17.  Юссон  Р. "Певческий голос", М., "Музыка",1974

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию учителя музыки

Программа по самообразованию учителя музыки...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Моя цель в самообразовании - совершенствовать педагогическое мастерство учителя в области освоения современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, повышение профессиональной культур...

Программа по самообразованию учителя музыки Гришиной Надежды Андреевны на 2017-2021гг.

Систематизация процесса самостоятельного совершенствования профессиональных компетенций педагога....

План по самообразованию учителя музыки и искусства Ивашевой Г.Р.

Создание условий для развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроках музыки...

Методическая разработка для хормейстеров, учителей музыки, музыкальных руководителей.

Методическая разработка для хормейстеров, учителей музыки, музыкальных руководителей....

Консультация музыкального руководителя на тему: Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях

Краткое изложение информации касающейся условий взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников...