Конспект урока на тему "Зимнее утро зимний вечер"
план-конспект урока по музыке на тему

Конспект урока на тему "Зимнее утро зимний вечер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imnee_utro_inmniy_vecher.odt22.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 18. 01.2016                                                                                       Учитель:  Ирина Леонидовна

Класс: 4 в                                                                                                   студентка: Ситдикова Айгуль

Тема урока: «Зимнее утро зимний вечер»

Тип урока: урок- прогулка.

Цель деятельности: сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Планируемые результаты

Личностная: Прививать любовь к природе, обогащать духовный мир ребёнка.

Метапредметная: Познакомить с образом зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, С.Прокофьева.

Предметная:Во время слушания развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: пк, доска презентация.

                                                        Ход урока

Этапы и методы

Хронометраж

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. Момент.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Кому принадлежат эти строки?

О каком времени года идёт речь?

А с каким музыкальным произведением познакомились до каникул на уроке?

Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?

Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы. ( убираю листочки с доски.

А. С. Пушкину

Об осени, это самое любимое время года А. С. Пушкина

.«Осенняя песнь» П.И.Чайковского

 о прощании

Раскрытие темы

С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

А как заканчивается день?

Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Запишите эту тему в тетрадь.

Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.

Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.

Какие краски использовал художник, изображая зиму.

Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Пишут на листочке какая же зима .

А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.

  Мороз и солнце; день чудесный!
 
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
 
Пора, красавица, проснись:
 
Открой сомкнуты негой взоры
 
Навстречу северной Авроры,
 
Звездою севера явись!

Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».

Какое же зимнее утро?

С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Вечером. Все возвращаются домой

Утро. Вечер.

С помощью музыки, красок, поэзии.

Ответ.

А окошном имнее утро.

Светлые, жизнерадостные

морозное. Прекрасное, солнечное

Слушание

Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?

Какие у вас возникли ощущения?

Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?

А в каком темпе исполняется произведение?

Запишите это в тетрадь.

Какая же зима у нас получилось?

Как зимой нам поиграть?

Будем мы снежки кидать.

Ответ.

Ответ

Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.

Физминутка

слушание

Наверное у вас замёрзли ручки давайте их погреем (греют ручки, дуют на них)

Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит печь, а за окном,

 Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.

Какой вечер предстал перед нами?
Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?
Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».
Ударения в словах падают, на какие звуки?

Что они изображают?
Давайте изобразим
,завывание вьюги.

(учащиеся на гласные изображают завывание вьюги)
Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки.

На доске написано:

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)

ДИНАМИКА (громко,

не очень громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

РЕГИСТР (низкий, средний,высокий)
напишите в тетрадь.
Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?

Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев


Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева
Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?


Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.

Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?
Тема зимы.
Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы

С помощью музыки, красок, поэзии.

Итог.

Что больше всего вам запомнилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Конспект урока по адаптивной физкультуре:Зимние и летние виды спорта (обзор), развитие равновесия, коррекция походки.

Конспект урока написан для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: ДЦП, спастическая диплегия, самостоятельно передвигающиеся. В разделе урока "Теоретические сведения" используется компью...

Конспект урока – экскурсии на тему: « Зимняя фантазия» (проблемное обучение)

Целевая аудитория: учащиеся 7 класса специальной коррекционной школы (VIII вида)  детей с ограниченными возможностями здоровья.Цель: Познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощ...

конспект урока изо по теме "Зимний парк".

Конспект  обобщающего урока по темам: "Парки, скверы, бульвары", "Ажурные ограды", "Фонари на улицах и в парках". На уроке дети обобщают знания по двум первым темам и продолжают знакомиться с рол...

Презентация на тему "Зимнее утро зимний вечер"

Презентация на тему "Зимнее утро зимний вечер"...

Конспект урока "С добрым утром"

Конспект урока "С добрым утром"...