Урок музыки в 5-м классе «Мир русской песни»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Шаманаева Наталья Николаевна

На уроке изучается разнообразие жанров народной песни.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_russkoy_pesni_5_klass.docx24.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки. 5 класс.

Тема урока «Мир русской песни»


Цель урока: Изучить разнообразие народной песни.
Задачи: 
Образовательная: закрепление знаний о народной песне, разнообразии ее жанров. 
Развивающая: развивать познавательную деятельность.
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма и уважения к истории России. 
Ход урока
I. Организационный момент 
Учитель: На  уроках мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Скажите, как связаны музыка и литература? 
Ученик: слово и музыка непрерывно взаимодействуют друг с другом, так рождаются песни, романсы, оперы.
Учитель: почему так получилось, что музыка и слово слиты воедино?
Ученик: были времена, когда человек трудился – и пел, грустил и пел, танцевал и пел одновременно.
II. Постановка целей и задач урока
Учитель: совершенно верно, музыка и слово испокон веков неразрывны друг с другом. Как вы думаете, что осталось в современной музыке от прошлых времен? (Слайд 1)
Ученик: и сейчас в музыке не связанной со словом слышны интонации и ритмы ушедших времен.
Учитель: в каком направлении музыки особенно ярко видны традиционные интонации и ритмы русской музыки?
Ученик: в народной музыке
Учитель: назовите самый распространенный жанр народной музыки?
Ученик: песня
Учитель: как вы думаете, почему именно песня стала самым популярным жанром в народной музыке?
Ученик: потому что песня сопровождает человека от рождения до смерти.
(Слайд 2)
Учитель: правильно. Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни, выявим ее особенности, выясним, о чем рассказывает, как помогает, чему учит современного человека русская народная песня и у нас будет возможность не только прикоснуться к миру русской песни, но и выступить в роли ее создателей. 
А начнем рассматривать многообразие русской песни со стихотворения поэта XIX века Ивана Сурикова. (Слайд 3)

 Как кому на свете 
Дышится, живется-
Такова и песня 
У него поется…
 Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость, 
Даст ли скорбь и муки,
 Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета-
То и отразится 
В песне у поэта
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока. 
Наводящие вопросы (что такое многообразие-много того, что вокруг нас-окружающая среда-мир-мир русской песни)
Ученик: Мир русской песни (Слайд 4) 
Учитель: запишите в тетрадь тему урока
Учитель: О чем же поется в народных песнях? Этот ответ вы можете найти на 58-59 странице учебника. Кто будет готов отвечать, поднимите руку.
Ученик: народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину.
Учитель: На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Какие жанры народных песен вы помните?
Ученики: (перечисляют жанры)
Учитель: у вас на столах есть конверт «Жанры народных песен». Соберите слоги и у вас получатся жанры народных песен. Кто первый справится с заданием, поднимает руку. 
1.Игра «Собери слоги – назови жанр» хороводные, исторические, трудовые, героические, плясовые, солдатские, лирические, колыбельные, плач, частушка. Сейчас я буду зачитывать характеристики, а вы должны понять, о каком жанре идет речь.
Названия жанров записывайте в тетрадь
1. Хороводные древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки. (Слайд 5, 6)
2. Исторические песни связанные с историей (Слайд 7, 8)
3. Трудовые помогали в труде, описывают определённые действия (Слайд 9, 10)
4. Героические песни прославляющие героев родины (Слайд 11,12)
5. Плясовые плавные, напевные, их хочется пропеть и пуститься в пляс. (Слайд 13,14)
6. Солдатские песни бравого, маршевого характера, ритмические, мужественные, решительные. (Слайд 15,16)
7. Лирические песни отражающие мир личных чувств, часто начинаются с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т. д.), к родной сторонке или различным явлениям природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру и т. д. (Слайд 17,18)
8. Колыбельные назначение: укачать, убаюкать ребенка (Слайд 19, 20)
9. Плач жанр народной песни, в котором передаются горе, скорбь, исполнялся специальными певицами-плакальщицами. (Слайд 21,22)
Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволюционные времена народная песня-плач сопровождала человека в разные моменты жизни. Например, когда молодого человека провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты человек уходил на 25 лет - почти на всю жизнь, и родные прощались с ним, плача, почти навсегда. С плачем отдавали девушку замуж, ведь она уходила в чужую семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили людей. Когда пелись плачи, то в них вставлялись настоящие рыдания и всхлипывания. Плачи иногда исполнялись специальными певицами-плакальщицами.

2.Слушая песни, определите, к какому жанру она относится. 

Название песни - жанр песни
1. Во поле береза стояла - хороводная
2. Солдатушки, браво, ребятушки! - солдатская
3. Светит месяц - плясовая
4. Эй,ухнем- трудовая
5.Уж сад ты мой сад -лирическая 
6. Ох, мой милый, дорогой- плач
Учитель: Следующий жанр русской песни всем вам хорошо знаком.
10. Частушка жанр песенного фольклора; короткая песенка юмористического содержания, отличающаяся быстрым, учащенным темпом исполнения. (Слайд 23, 24)
Учитель: Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему. Распределите частушки между участниками команды. Обратите внимание на то, кто должен исполнять.
Творческое задание «Исполни частушку».
Не смотрите так, девчонки, 
Мы не заволнуемся,
Мы поучимся на славу 
И посоревнуемся.

Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Да к тому же мастера мы
Петь частушки для девчат.


Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.

Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой, 
И в учебе все в порядке – 
Скоро буду я герой.

Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела, 
Все контрольные работы
На пятерочки сдала.
Изучение нового материала 
Учитель: Молодцы! Каждый из жанров отражает определенную сторону жизни русского народа, но все эти жанры объединяют музыкальные особенности русской народной песни. 
Какие это особенности, вы скажите сами, прослушав музыкальные примеры:

Слушание музыки 
1. Во поле береза стояла
2. Ой, сад во дворе
3. Утушка луговая
Учитель: что общего у этих песен?
Ученик: предположительные ответы
1. Междометия: ой, ай, люли-люли
Учитель: я исполню 1 куплет русской народной песни «Ой, сад во дворе», а вы за мной повторите. Какую особенность можно увидеть в этой песне?
Ученик: предположительные ответы
2. Повторы
Учитель: (исполняет 1 куплет русской народной песни «Утушка луговая»)
Ученик: предположительные ответы
3. Слова в уменьшительно-ласкательной форме
Слушание песни «Ах ты, степь широкая»
4. Распевание гласного звука (Слайд 25)
Учитель: Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её.
(слайд) ПВЧЕЕСУЬТ (певучесть) (Слайд 26)
Вокальная импровизация 
Учитель: Мы поговорили о народных  песнях, вспомнили жанры народных песен и выявили их особенности. Теперь пришло время самим стать композиторами. Так как тема нашего раздела «Музыка и литература», мы обратимся к литературному народному творчеству, к пословицам. 
(Слайд 27)
«На чужой сторонушке рад своей воронушке». Как вы понимаете смысл этой пословицы
Ученик: бывает так, что человек уехал в чужие края, очень тоскует по своей родине. Настолько сильно, что рад любой весточке из дому. Даже если он слышит простое карканье вороны, то ему кажется, что она прилетела с родины, и от этого человеку становится немного радостнее, тоска его проходит.
Учитель: произнесите эту фразу про себя. Скажите протяжно, медленно. Попробуйте в импровизации передать смену двух настроений.
Каким будет характер мелодии в начале фразы? Каким в конце? 
Блиц опрос
Учитель: подведем итоги урока. Мы сегодня проследили связь музыки и литературы, какой делаем вывод
Ученик: музыка и литература взаимосвязаны
Учитель: говорили о жанрах народной песни. Перечислите их.
Ученик: Хороводные, Исторические, Плясовые, Солдатские, Лирические, Колыбельные, Плачи, частушки
Учитель: о каких жанрах вы узнали только сегодня?
Ученик: Лирические, Плачи, частушки
Учитель: Чему учит современного человека русская народная песня?
Учит: Трудиться, уважать традиции, любить Родину, быть смелыми, мужественными. 
Рефлексия 
Учитель: у вас на столах лежат смайлики, веселый означает очень понравилось, грустный совсем не понравилось, и третий смайлик - равнодушным. Оцените вашу деятельность на уроке (что вам понравилось, что не понравилось совсем, к чему остались равнодушны)
- вспоминать старое и узнавать новое в игровой форме
- самостоятельно добывать знания из учебника
- петь частушки
- самим сочинять песни
- общая оценка урока
Домашнее задание (Слайд 28)
Написать частушку о себе, своих друзьях, о своем классе
Наш урок подошел к концу, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыка и изобразительное искусство по теме "Пример песни без слов"

Интегрированный урок "Музыка и Изобразительное искусство" по теме: "Пример песни без слов"...

Сценарий урока музыки в 5 классе "Мир русской песни"

Сценарий урока музыки в 5 классе "Мир русской песни"...

Методическая разработка урока музыки для 5-7 классов по теме "Песни-герои военных лет"

В современном мире существует проблема незнания достояния и культурного наследия страны. Учащиеся практически не имеют представления о композиторах и поэтах, написавших композиции, поднимающие военный...

Урок музыки в 5 классе "Мир русской песни"

Технологическая карта урока по ФГОС и развернутый конспект....

технологическая карта урока. музыка 5 класс. "мир русской песни"

технологическая карта урока. музыка 5 класс "Мир русской песни" по программе В.В.Алеев, Т.И. Науменко, .Н. Кичак  ФГОС...