Роль занятий музыкой в психомоторном развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
методическая разработка по музыке

Васенко Николай Степанович

 В данной статье рассматриваются занятия музыкой, как возможностями коррекции личностного и психомоторного развития учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_zanyatiy_muzykoy_v_psihomotornom_razvitii.docx16.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль занятий музыкой в психомоторном развитии

учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Исполнение на музыкальном инструменте, сольное и хоровое пение представляют собой сложнейшие виды человеческой деятельности, для реализации которых необходима согласованность отлаженных психических процессов с наличием тонких целесообразных физических движений. В мышечных сокращениях или изменениях мышечного напряжения (тонуса) так или иначе проявляются все психические процессы ребёнка. Изучая природу произвольных движений в разных видах человеческой деятельности, ученые (И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский, И. П. Павлов, П.К. Анохин, Н. А. Бернштейн и др.) указывали на глубокую связь мышечных движений с психикой человека, на единство познавательного процесса и двигательного акта. И. М. Сеченов отмечал, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». В западной психологии начала ХХ в. возникла даже моторная теория сознания (Ф. Гарриман, Э. Джекобсон). Авторы этой теории специально подчеркивали значение мышечного тонуса для протекания интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.

И. М. Сеченов, обосновывая рефлекторную природу движений человека, как объективацию форм психического отражения, ввел в научный обиход понятие «психомоторика».

Трудности рассмотрения данного понятия в ракурсе музыкально-исполнительской деятельности возникают уже на уровне его трактовки различными современными авторами. В большинстве литературных источников термин «психомоторика» подменяется близкими понятиями: «двигательная деятельность», «двигательная активность», «физиология движений», «моторика», «сенсомоторика», «идеомоторика» и т.п. Они выступают как синонимы, хотя авторами подчеркивается, что психомоторика является широким понятием, являющимся системой, включающей в себя не только движения (моторику), но и психические свойства личности.

Определение «психомоторика» можно найти в Большой медицинской энциклопедии, которое рассматривается так: «гр. psyche – душа, сознание + лат. motor – производящий движение. Комплекс двигательных актов человека, тесно связанных с психической деятельностью человека и отражающих особенности конституции». Термин «психомоторика» употребляется в медицинской литературе для отграничения сложных и дифференцированных движений, выражающих индивидуальные свойства личности, от элементарных двигательных реакций, связанных с более простой рефлекторной деятельностью центральной нервной системы».

Основным видом человеческой деятельности является труд. Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека, которая оказывает решающее влияние на его развитие. Музыкальная деятельность, являясь органичной частью продуктивной деятельности ребенка, содержит широкие возможности для развития мышления, особенно в целях обеспечения перевода внешних действий ребенка к умственным действиям во внутреннем плане. Музыкальная деятельность помогает преодолению рассогласованности межфункциональных связей различных мозговых систем, налаживанию зрительно-двигательной координации, восстановлению и формированию тонких моторных актов ребенка. Занятия музыкой, наряду с другими учебными предметами является одним из важных средств умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. Роль занятий музыкой в умственном развитии детей заключается в том, что содержание уроков по музыке расширяет кругозор детей. Музыкальная деятельность, если она правильно организована, оказывает влияние на весь организм ребенка, решая и задачу физического воспитания.

Наблюдения физиологов показывают, что во время пения усиливаются процессы дыхания и кровообращения, окислительные процессы. При занятиях пением человек глубоко дышит, а при глубоком дыхании увеличивается поступление в кровеносные сосуды артериальной, богатой красными кровяными шариками крови, что создает благоприятные условия для питания мозга, а следовательно, и повышения его работоспособности

Занятия на музыкальных инструментах повышают мускульную силу, общую физическую выносливость, равномерную работоспособность.

Особое значение имеет музыкальная деятельность для развития двигательного анализатора.

Еще И. М. Сеченовым было указано на большое значение мышечных движений для развития физических способностей и деятельности мозга. Мышечные движения создают основу трудовых движений, а без них невозможно ни познание окружающего мира, ни тем более воздействие на него. Основным органом, производящим работу, является рука. Физиологическое объяснение роли руки в труде и познании действительности даны в учении И. П. Павлова о двигательном анализаторе. В процессе индивидуального развития рецепторные механизмы, заложенные в клетках, мышцах, суставах, связках рук, формируются в результате деятельности, длительной и систематической тренировки. В процессе практической трудовой деятельности участвуют и другие анализаторы, повышается их чувствительность, что и приводит к выработке остроты зрения и глазомера, развитию пространственных, объемных, временных представлений. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Обучение музыке умственно отсталых школьников является важным звеном в системе учебной и коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Очевидна взаимосвязь игры на музыкальных инструментах и необходимость развития двигательной активности посредством ручного труда. Жан Демор, бельгийский педагог придавал большое значение ручному труду в условиях вспомогательной школы, писал: «Ручной труд побуждает инициативу, заставляет работать мозг, побуждает внимание и желания и регулирует проявления воли. Таким образом, он является важным орудием для развития интеллекта и для прочного усвоения различных знаний».

Именно поэтому проблема музыкального обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в коррекционной педагогике и психологии, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Научное обоснование данной проблемы связано, прежде всего, с Л.С. Выготским, который подчеркивал, что организованный особым образом труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание.

По мнению А.Н. Граборова, труд умственно отсталых школьников способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции.

Таким образом, занятия музыкой обладают возможностями коррекции личностного и психомоторного развития учащихся с умеренной умственной отсталостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....

Игры направленные на сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.

 Семинар для воспитателей ДДИ№1: «Игры, направленные на сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюДата проведения семинара:04.05.2012г.» Цели семинара:1.  Закрепить понятия ...

Развитие связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В данной статье дан  анализ психолого-педагогической  литературы по проблемам связной речи у детей в норме и  с нарушением интеллекта: Изучены  психолингвистические основ...

Доклад на тему" Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях ".

При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо уделять  внимание - экологическому воспитанию. Работу в этом направлении важно построить так, чтобы учитывались индивидуальные,...

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по экологическому воспитанию»

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительнос...

Статья:"Использование игр и игровых упражнений для развития познавательных процессов в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #00000a; line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Calibri", serif...