Формирование функциональной (финансовой) грамотности на уроке обществознания в 7 классе "Домашнее хозяйство"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Верещагина Нина Ивановна

Материал поможет учителю подготовить урок обществознания, применив задания  по формированию  функциональной (финансовой) грамотности. На этом уроке обучающиеся учатся сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях реальной жизнедеятельности человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной (финансовой) грамотности на уроке  обществознания в 7 классе  «Домашнее хозяйство»

Функциональная грамотность – это способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Так как отдельного предмета по финансовой грамотности в школе нет, то элементы этой грамотности применяются на уроках обществознания.

Основными видами деятельности обучающихся являются: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач и др.

На уроке  обществознания в 7 классе  «Домашнее хозяйство» обучающиеся учатся сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека.

Цели и задачи урока

1. Способствовать развитию основ финансовой грамотности и др.

2. Раскрыть значение понятий:  «домашнее хозяйство», «потребление», «сбережения», «семейный бюджет», «финансовый план» и др.

3. Способствовать развитию у обучающихся универсальных учебных действий: выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека и др.

Варианты организации учебной деятельности

1. Комбинированные уроки.

2. Первый урок (теоретический) — работа с текстом параграфа, работа со словарём. Второй урок (практический) — выполнение заданий, решение задач, основанных на ситуациях жизнедеятельности человека, защита проектов.

Например. Ученики на практическом уроке выполняют   познавательное задание с использованием ресурсов Интернета.

Задание 1.

Запишите недостающие цифры и выполните задание.

По данным официальной статистики, в _____месяце текущего года по Российской Федерации денежные доходы в расчёте на душу населения составили _____рублей, а потребительские расходы ______рублей.

Какая часть доходов не была потрачена на потребление? Выскажите предположения, на что эта часть доходов могла пойти.

 

                

Задание 2.

Ученики называют  две составные части семейного бюджета: доходы и расходы. Среди источников доходов ученики указывают такие источники, как: зарплата, пенсия, процент по вкладу в банке, арендная плата за сдаваемую дачу.

Какие бывают расходы? Расходы делятся на обязательные и произвольные.

Важно научиться расходовать так, чтобы не выйти за рамки бюджета, то есть расходы должны соответствовать доходам. Иначе, появятся долги.

Задание 3.

Дается  ряд примеров семейных расходов, а учащиеся говорят блиц-ответы, относя каждый из примеров к обязательным или произвольным расходам.     

Задание 4. Ситуация «Как разумно делать покупки?»

Текст для чтения. Мама отправила Мишу за покупками в магазин. Она дала ему с собой 500 руб. и список необходимых покупок. Самому Мише хотелось выкроить из этой суммы денег, чтобы купить себе жвачку. Поблизости находилось два магазина, со следующими ценами на интересующий товар.

Вопросы:

1. Предложите, как лучше всего поступить Мише? Ответ обоснуйте.

 Ответ: 1) выяснить стоимость товаров в одном из магазинов; 2) купить во втором магазине товары, которые будут дешевле; 3) вернуться в первый магазин и докупить товары из списка.

Задание  5.  Финансовые цели и планы

1) Что такое долгосрочный финансовый план?

2) Какие бывают финансовые планы?

3) Что позволяет определить финансовый план? 

Учитель: Также важно научиться строить  финансовые планы . Долгосрочный финансовый план ориентирован на накопления. Выгодно копить деньги в виде  вложений  в банке и получать проценты.

Задание 5.1. Вкладчик решил положить деньги в два банка. В банк «Южный» он положил 400 тыс. р., и через год его вклад составил 420 тыс. р. В банк «Северный» он положил 700 тыс. р., и через год его вклад составил 728 тыс. р. В какой банк следовало бы положить все деньги?

Задание 5.2.Иван может купить телефон, который стоит 10 тыс. р., в кредит в магазине. Первый взнос 1 тыс. р., далее ежемесячный взнос в течение 12 месяцев — 1 тыс. р. Может взять кредит в банке, заплатить сразу 10 тыс. р., а через год вернуть, выплатив 25% годовых по кредиту. Какой вариант более рациональный?

23.03. 2022 г.  Верещагина Н.И., учитель истории, обществознания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....

Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности...

Формирование основ финансовой грамотности на уроках технологии.

Актуальность включения основ экономической грамотности в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни....

Мастер-класс: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания»

Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе, невозможно сегодня без функциональной понятийной грамотности. Функциональной грамотность -...