Мастер-класс: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания»
методическая разработка по обществознанию

  Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе, невозможно сегодня без функциональной понятийной грамотности. Функциональной грамотность - результат овладения учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого усвоения понятия, функциональная грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шарнутовская школа им.Б.С. Санджарыкова»

Мастер-класс: «Формирование функциональной понятийной грамотности

на уроках обществознания»

Лиджиева Л.П., учитель истории и обществознания,

Шарнут

I. Мотивация. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

II. Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания.

Участники семинара заполняют таблицу:

Понятийный аппарат

Значение

1

Термин

2

Понятие

3

Определение

III. Актуальность темы. Научность преподаваемых научных областей (социальной философии, политологии, экономики, политологии и правоведения)  и их реализация через специфический  понятийный аппарат.

IV. Преподавание курса обществознания идет концентрическим способом и, таким образом, из года в год происходит закрепление и расширение знаний изученных ранее терминов. Так, например, термин «общество» мы первоначально вводим в самом доступном для понимания шестиклассников виде (жители одной страны). А в старших классах дети владеют уже значительным багажом знаний и могут сформулировать уже пять-шесть определений этого термина с точки зрения философии, социологии и истории.

Свои знания школьники показывают на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Так, например, задание №1  в 9 классе ОГЭ требует умения соотносить указанные понятия с определенной сферой жизни общества и давать определения одному из них.

В № 18 ЕГЭ требуется объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие, и составить предложение по указанным далее конкретным вопросам, раскрыть его признаки.

Другие задания ГИА также предполагают владение терминологией на глубоком уровне.

V. Когда и как мы вводим термины и понятия? Работа в группах: привести примеры работы с понятийным аппаратом на разных этапах урока.

Вывод: Работу с понятийным аппаратом можно проводить,  как в начале изучения темы, так и в ходе урока.

Так, например, при изучении темы «Принадлежность двум мирам», где речь идет о человеке целесообразно ввести понятие «человек как биосоциальное существо» сразу и далее с ним работать.

Бывает и наоборот, когда мы о чем-либо ведем речь, объясняем материал, а затем резюмируем. (Например, «в ХХ веке усилились процессы взаимовлияния и  взаимодействия во всем мире. Такой процесс назвали в науке глобализацией.»)

VI.Как работать с терминами и понятиями?

Надо использовать разнообразный арсенал дидактических приемов и методов, чтобы уроки не были скучными, однообразными. Следует к конкретному возрасту и теме выбирать наиболее подходящие способы. Приведу примеры из опыта работы.

Пример 1. 8 класс. Тема «Личность». Повторение.

Предлагаю заполнить пробелы в таблице по типу, как мы делали уже в начале мастер-класса:

Понятие

Значение

Индивид

Индивидуальность

Личность

Пример 2. 9 класс. Тема «Правонарушения и юридическая ответственность».

Заполняем схему (работа в группах). Термин «Правонарушение».

Есть понятия, которые ученикам сложно понять, например, «объективная истина». Такие понятия учитель объясняет сам.

Пример 3. Терминологический диктант. Работа индивиудаульная, по цепочке.

Пример 4. 7 класс. Тема «Почему важно соблюдать законы?». Работа с понятием «закон».

Выделяем смысловые части в предложении, ставим знак «/», задаем к каждой части вопросы: «Какой характер имеют эти акты?» «Кто принимает законы?» «Для чего принимают законы?» «Какой юридической силой они обладают?». А потом как бы заново «собираем» определение. Следует несколько раз тренировать, чтобы дети привыкли к таким словам, научились их выговаривать, могли давать с пониманием развернутые ответы.

Работа в группах. Решение задач по праву (новые понятия, термины).

Например: Нередко в обществе совершаются правонарушения. Государство обязательно следит за уровнем правопорядка, чтобы защитить права граждан и интересы общества. Внимание, вопрос! Как называется применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение?

VII. Индивидуальная работа.

Пример 5.Задание на развитие критического мышления:

Задание на соотношение видовых понятий с родовыми.

Например, найтидва термина «выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса:

1) демократизация;

2) реформирование;

3) бюрократизация;

4) перераспределение полномочий;

5) средства массовой информации;        

6) централизация;

7) государство;

8) модернизация.

Здесь родовое понятие «политический процесс».

Не связаны с ним видовые понятия  СМИ(№5) и государство (№7)

Пример6.Задание на обобщение группы понятий

Даны слова, определить, что между ними общего.

Пример: федерация,  конфедерация, содружество;  

(общее – это формы национально-государственного устройства)

Пример7.Задания на выбор обобщающего понятия  для всех остальных понятий, представленных в перечне

Пример: найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) вера: 2) догматы: 3) храмы: 4) религия: 5) прихожане.

(Обобщающим является «религия»).

VIII. Работа с заданиями повышенного уровня сложности.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Пример 8. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

«Мотивом ________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования ________(В), социальной группы, общества в целом.
________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. ________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. ________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1.      потребность

2.      деятельность

3.      природа

4.      социальный

5.      естественный

6.      подлинный (разумный)

7.      индивидуальность

8.      индивид

9.      идеальный (духовный)

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ.Ответ: 218549

Заключение.Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе, невозможно сегодня без функциональной понятийной грамотности. Функциональной грамотность - результат овладения учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого усвоения понятия, функциональная грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Поскольку формирование функциональной понятийной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла.

Не зря гласит восточная мудрость: «Когда дует ветер перемен,не воздвигай щит, а поднимай парус».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....

Презентация «Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

Презентация выступления на школьном методическом семинаре по функциональной грамотности...

Формирование функциональной (финансовой) грамотности на уроке обществознания в 7 классе "Домашнее хозяйство"

Материал поможет учителю подготовить урок обществознания, применив задания  по формированию  функциональной (финансовой) грамотности. На этом уроке обучающиеся учатся сопоставлять свои потре...

Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики

В данное время формирование функциональной грамотности у учащихся становится важной целью для любого педагога, так как функциональная грамотность – один из главных результатов образования и орие...