Рабочая программа "Профилактика предэкзаменнационной тревожности учащихся девятых и одиннадцатых классов"
рабочая программа по психологии (9, 11 класс) на тему

Скорых Анна Дмитриевна

Рабочая программа основана на книге А. В. Микляева, П. В. Румянцева "Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция". Направлена на создание условий для снижения уровня предэкзаменнационной тревожности до уровня "мобилизирующей" тревоги, соответствующей возрастной норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktika_ekzamennatsionnoy_trevozhnosti.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

По мнению Ч. Д.  Спилбергера тревожность определяется как состояние или внутреннее условие носящие неблагоприятную эмоциональную окраску, представляющее собой субъективное напряжение, беспокойство, мрачное предчувствование. Оно может особенно обострятся для учащихся девятых и одиннадцатых классов в ситуации экзаменационной проверки знаний.

С точки зрения  А. А. Северного, Н. Н. Толстых тревожность, возникающая как угроза представлению человека о самом себе, его положении в обществе является таким эмоциональным состоянием, которое может быть связано с фрустрацией социальных потребностей. Которой является для старшего школьника сдача экзамена.

Проверка интеллекта является наиболее психологически дискомфортной ситуацией, поскольку она связана с социальным статусом личности. Оценочная ситуация всегда носит эмоционально – напряженный характер, степень которого зависит от затрачиваемых на подготовку усилий. Наиболее тревожными считаются двоечники и отличники. При этом первые проявляют тревожность из – за угрозы недобрать даже на тройку, а вторые – опасаются неподтвердить свой статус отличника.

Школьная тревожность – специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными компонентами общеобразовательной среды, и закрепляющиеся в этом взаимодействии.

В. В. Бойко выделяет основную причину экзаменационной тревожности – неопределенность представлений о результате будущей деятельности.

Стоит отметить, что до определенной степени тревожность стимулирует деятельность человека, но преодолев свой порог она производит расслабляющий эффект, что негативно сказывается на учебной деятельности.

В подростковом возрасте тревожность может являться устойчивым свойством личности, опосредовать «Я» концепцию. Соответственно в ситуации надвигающейся угрозы она будет неблагоприятно сказывается на представлении старших школьников о себе, подрывать веру в себя и свои силы. Все это может дать о себе знать в ситуации экзамена.

Режим работы: занятия проводятся в период подготовки выпускников к сдаче экзаменов.

Реализация программы осуществляется: на базе МБОУ СОШ № 70 в марте и апреле месяце.

Ожидаемый результат: снижение уровня тревожности в ситуации экзамена, повышение самооценки, развитие культуры общения.

Цель: создание условий для снижения уровня предэкзаменационной тревожности до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующей возрастной норме.

Задачи:

1.        Обучения участников способам осознания и отреагирования эмоций

2.        Способствовать повышению самооценки

3.        Способствовать повышению общей коммуникативной культуры учащихся

Методы: беседа, обсуждение, дискуссия, игры в тренинге.

Принципы программы:

1. Принцип системности

2. Принцип научности

3. Принцип комплексности

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Ожидаемый результат

Кол – во часов

Сроки реализации

Что такое экзамен

- повышение уровня самооценки

- актуализация знаний об экзаменах

- активизация личностного потенциала учащихся

- снижение тревожности в результате прояснения ожидаемой ситуации

- формирование позитивного личностного эталона «суперученика»

1

март; апрель

Как отвечать на экзамене

- повышение уровня самооценки

- снятие тревожности в результате репетиции экзаменационного ответа

- формирование позитивного личностного эталона «суперученика»

- снятие тревожности в результате прояснения как вести себя на экзамене

1

Экзаменационные оценки

- повышение уровня самооценки

- снижение уровня тревожности в результате прояснения критериев «отличного ответа»

- снижение уровня тревожности в результате проигрывания ситуации экзамена

1

Экзамен и здоровье

- повышение уровня самооценки

- снятие тревожности за свое здоровье в результате осознание путей профилактики подверженных риску зон

1

Как готовиться к экзамену

- повышение самооценки

-  снижение уровня тревожности в результате прояснения правил подготовки к экзаменам

- сплочение группы, улучшение эмоционального фона

1

3. Содержание тем учебного курса

Занятие 1. Что такое экзамен

Необходимые материалы: ватман, фломастер, листочки для упражнения ассоциации.

Перед каждым занятием проводиться разминка, направленная на повышение самооценки и сплочение группы «Встаньте те кто…»

Психолог или водящий задает какое – либо качество, и те, кто считает, что обладает выбранным качеством, встают и говорят – «Желаем всем хорошего настроения».

Упражнение 1 «Ассоциации»

Целью данного упражнения является актуализация знаний об экзаменах. Каждый участник записывает ассоциации к слову экзамен, работа индивидуальная. Затем листочки собираются, психолог зачитывает все ассоциации, и делает вывод о том, что экзамен – сложная, серьезная ситуация требующая от ученика большой отдачи.

Упражнение 2  «Суперученик»

Упражнение направлено на создание условий для обращения к личностному потенциалу учащихся, который может помочь при сдачи экзаменов.  Группа делиться на две подгруппы, которым дается задание составить портрет суперученика. Есть одно условие – каждое из качеств такого ученика должно быть взято у кого – то из группы. Например: усидчивость как у Коли, вежливость как у Оли и т.п.    

Результаты работы представляются классу. Психолог отмечает, что у каждого есть какая – то сильная сторона, которая может помочь при сдаче экзамена.

Занятие 2  Как отвечать на экзамене

Необходимые материалы: экзаменационные билеты по количеству подгрупп, ватман, фломастер.

Психолог проводит разминку, и коротко обозначает выводы с предыдущего занятия.

Упражнение 1 «Ответ на экзамене»

Данное упражнение направлено на создание условий для репетиции экзаменационного ответа на основе позитивного личностного эталона. Группа делится на подгруппы и вытаскивает билет № 13, который содержит следующие темы:

Билет № 13 Расскажите об обычаях и языке племени тумба – юмба

Билет № 13 Расскажите о феминистских воззрениях Бабы Яги

Каждая подгруппа подготавливает ответ на билет от имени суперученика, при этом должен поучаствовать каждый член подгруппы.

Упражнение 2 «Памятка»

На основе обсуждения составляется письменная памятка на ватмане «Как вести себя на экзамене».

Занятие 3 «Как вести себя на экзамене»

Необходимые материалы: листочки для записи, жетоны двух цветов, ватман – начатый на прошлом занятии, фломастер.

Вступление

Психолог проводит разминку, озвучивает выводы прошлого занятия. Затем обсуждается вопрос о критериях оценки устного ответа.

После этого каждый участник занятия получает листочки, на которых он пишет критерии ответа, за который он поставил бы пятерку. Листочки собираются, психолог обобщает критерии «пятерочного» ответа.

Упражнение 1.   «Угадай, какой ответ»

Целью данного упражнения является уточнение критериев экзаменационного ответа. Участники делятся на две подгруппы – «школьники» и «экзаменаторы». Командам выдаются соответствующие жетоны. Группе школьников выдается материал для подготовки к устному ответу, который презентует один из членов подгруппы. Задача каждого из «экзаменаторов» выставить «оценку» ученику, проясняя свои критерии ответа. Возможно, угадать на какую оценку рассчитывает ученик.

Затем в плакат вписывается памятка «Критерии ответа» определяемые общим обсуждением.

После окончания занятий плакат можно повесить в класс.

Занятие 4 «Экзамен и здоровье»

Необходимые материалы: ватман для занятия, цветные карандаши, распечатка контура человечка, фломастер.

Психолог проводит разминку, напоминает выводы прошлого занятия.

Упражнение 1 «Зоны экзаменационного риска»

Участники получают распечатки с контуром человечка, необходимо отметить цветными карандашами «зоны экзаменационного риска» в организме человека, те зоны, которые особенного подвержены нагрузке при сдаче экзаменов. Например: голова, глаза, позвоночник. Затем в группе организуется обсуждение,  как помочь «зонам риска» в ситуации экзамена. Ответы заносятся на ватман.

В заключении группа и психолог подводят итоги занятия.

Занятие 5 « Как готовится к экзамену»

Необходимые материалы: ватман, фломастеры.

Психолог проводит разминку. Затем проговариваются выводы прошлого занятия, ведущий говорит о необходимости правильно подготовится к экзаменам.

 Упражнение 1 «Как правильно подготовится к экзаменам»

Упражнение строится на обсуждении в группе следующих вопросов, ответы на которые заносятся в плакат.

1.        За сколько времени до экзамена нужно начинать готовиться          к нему?

2.        В какое время дня лучше готовиться к нему?

3.        В какой обстановке лучше всего готовится к экзаменам?

4.         За какое время до начала экзамена лучше всего приходить          в школу?

5.        Каким по счету лучше отвечать?

Психолог рассказывает об универсальных способах подготовки к экзаменам.        

Упражнение 2  «Значок»

Каждый из участников занятия придумывает свою эмблему на тему «К экзаменам готов», и рисует ее на плакате – ватмане. Ватман остается на память, каждый участник может подписать рядом со значком свое имя.

Проводится заключительная рефлексия полученных в ходе работы знаний.

 

4. Требование к уровню подготовки учащихся

        Требование к уровню подготовки учащихся заключается в их возрастном соответствии программе, полноценном физическом и психическом здоровье.

5. Список литературы:

1.        Божович Л. С. Личность и ее формирование в детском возрасте // Л. С. Божович.  – М.: «Просвещение», 1968. – С 292 – 302.

2.        Горбунова Г. П. Факторы риска в психическом развитии // Г. П. Горбунова. – Кемерово.: «Кемеровский государственный университет», 2013. – С 16 – 24.

3.        Микляев А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. // А. В. Микляев, П. В. Румянцева. – СПб.: «Речь», 2004. – 248 С.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета-опросник для одиннадцатых классов

В анкете представлен ряд вопросов, позволяющих определить насколько каждый учащийся оценивает свои возможности в ситуации профильного обучения...

Социальный проект: Исследование образовательных потребностей учащихся девятых классов.

Данный проект позволил обучающимся познакомится с особенностями профильного обучения, образовательными возможностями родного города, а также  оказал помощь в выборе профиля обучения и дальнейшего...

Пособие для учащихся девятых классов по теме неметаллы.

Пособие для учащихся девятых классов предназначено для эффективного изучения темы "Неметаллы": Сера и кислород, азот и его соединения, углерод и его соединения. Пособие представлено в виде т...

Семинар - практикум «Регуляция эмоций при психологических нагрузках» (для родителей учащихся одиннадцатых классов)

Семинар - практикум«Регуляция эмоций при психологических нагрузках»(для родителей учащихся одиннадцатых классов) Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; пои...

Моделирование новых уроков в изучении темы "Экология" девятых- одиннадцатых классов.

Повышение уровня жизни, уровня комфорта диктуют новые требования в изучении экологии. Некоторые доминантные точки в этой теме надо пересмотреть. Большое значение приобретает материал связанный с эколо...

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся девятых классов с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к сдаче экзаменов.

1.Название Программа психолого-педагогического сопровождения  учащихся девятых классов с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к сдаче экзаменов. 2.АктуальностьНа сегодняш...