Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию Тема: "Скоро Новый год"
план-конспект занятия по теме

Подгорнова Татьяна Владимировна

Конспект  НОД  детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_1-yu_kategoriyu.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по музыкальному развитию

Тема: «СКОРО НОВЫЙ ГОД»

Подготовительная группа

Музыкальный руководитель:

Подгорнова Татьяна Владимировна

МБДОУ ДС комбинированного вида

второй категории №8 «Чебурашка»

г. Белая Калитва

2012 г.  

Цели:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, разную по настроению, характеризующую предстоящий праздник Новый год;
  • формировать у детей запас музыкальных впечатлений.

Задачи:

Продолжать формировать умение детей слышать и слушать музыку как выражение некоторого содержания; учить слышать наиболее характерные яркие средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп); учить детей слышать в мелодичной музыке вальсового характера три части, различные по динамике. Согласовывать движения с пением в хороводе.

Развивать певческие навыки у детей (слух, голос, чистое интонирование), вырабатывать правильное дыхание и чёткую артикуляцию. Обогащать словарный запас детей. Совершенствовать движения лёгкого и энергичного поскока по кругу, взявшись за руки; движение поскоком назад, расширяя круг. Способствовать развитию координации и выразительности в движении детей.

Прививать любовь к музыке различных жанров, воспитывать эстетический вкус, устойчивый интерес и отзывчивость на песни и хороводы, а также воспитывать у детей умение сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

Интеграция с образовательными областями: познание, коммуникация (речь), чтение литературы, художественное творчество, физическая культура, здоровьесберегающая область, безопасность, социализация (ребёнок в коллективе, в игре).

Оборудование:

Фортепиано, синтезатор, компьютер (презентация: иллюстрация новогодней ёлки, портрет композитора В.Ребикова, изображение скрипки и  деревянных духовых музыкальных инструментов), музыкальные инструменты: погремушки, ложки, бубны, маракасы, румба; маленькая искусственная ёлочка, посылка от Деда Мороза с новогодними  игрушками (музыкальными).

Предварительная работа:  Чтение сказки «Два брата» про МИНОР и МАЖОР (из программы «Обучение нотной грамоте детей  дошкольного возраста»). Разучивание песни – хоровода «Новогодняя сказка» муз. и сл. З.Роот.

ХОД  НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в зал под фонограмму песни «В лесу родилась ёлочка», садятся на стульчики. Музыкальное приветствие.

М.Р.: - Здравствуйте, дети!

Дети: - Здравствуйте, Татьяна Владимировна!

М.Р.: - Знакома ли вам мелодия, которая звучала в начале занятия? 

Дети: - Да, это песня «В лесу родилась ёлочка».

М.Р.: - Правильно. А Вы обратили внимание, когда заходили в зал, что у нас   тоже появилась ёлочка? А кто же нам её принёс, как вы думаете?

Дети: - Наверное, это Дед Мороз!

М.Р. (поёт) – Ай, да Дедушка Мороз!

                       Что за ёлочку принёс?

                       Чудо, чудо ёлочку принёс.

 - А ещё Дедушка Мороз мне вчера прислал посылку, потому что скоро праздник…

Дети: - Новый год!

Слайд1  «Скоро Новый год!»

М.Р.: - Ты приди к нам поскорее,

             Праздник ёлки и зимы.

             Этот праздник новогодний

             С нетерпеньем ждём все мы!

 - А хотите узнать, что же лежит в посылке Деда Мороза?

Дети: - Да! Хотим!

Музыкальный руководитель открывает посылку, показывает детям, там лежат ёлочные украшения(желательно по количеству присутствующих детей, чтобы каждый мог украсить ёлочку), но они немного необычные: скрипочка, флейта, кларнет, гобой, фагот,  снеговик, нотки, скрипичный ключ, башмачок,

М.Р.: - После выполнения каждого музыкального задания мы будем украшать нашу ёлочку соответствующими ёлочными игрушками, а в конце занятия посмотрим, какая у нас получится ёлочка.

 - Дети, а вы знаете откуда произошла традиция украшать ёлку?

Дети: - Нет, не знаем.

Слайд 2. Иллюстрации  с изображением украшенных ёлочек.

М.Р.: - Традиция наряжать новогоднюю елку появилась в Латвии. На Ратушной площади в Риге установлена памятная плита. На ней на восьми языках написано: «Первая новогодняя елка в Риге».

У немцев легенда гласит о том,  что священник Мартин Лютер шел по заснеженной улице и увидел, как снежинки упали и задержались на еловых ветках. Это ему так понравилось, что он решил украсить елочку. Для этого он использовал несколько свечек.  

 - А сейчас мы послушаем очень красивую музыку из оперы-драмы «Ёлка», которую написал русский композитор Владимир Иванович Ребиков, а как она называется, я вам пока не скажу.

Слайд 3. Портрет В. Ребикова.

 - Внимательно послушайте произведение и скажите, какие чувства передаёт эта музыка? Можете взять в руки снежинки, султанчики и подвигаться, поимпровизировать под музыку.

Слайд 4. Ёлка в снегу.

Слушание: В.Ребиков, Вальс из оперы-драмы «Ёлка»

После слушания с импровизацией дети садятся на стульчики.

М.Р.: - Какая по характеру была музыка?

Дети: - Быстрая, взволнованная, как будто летают снежинки.

М.Р.: - Музыка очень быстрая, полётная. Если вслушаться, то можно услышать, в каком жанре написана эта музыка. Как вы думаете, какой это жанр?

Дети: - Эта музыка похожа на вальс, а значит – это жанр – танец.

М.Р.: - А может быть это жанр-песня?

Дети: - Нет, это не песня, потому что здесь нет слов, под эту музыку нельзя маршировать, а можно станцевать вальс.

М.Р.: - Правильно и поэтому это произведение так и называется «Вальс» из оперы – драмы «Ёлка».

-  Какое же настроение  у этого вальса? (весёлое или грустное)

Дети: - Грустное.

М.Р.: - А каким музыкальным ладом создаётся грустное настроение?

Дети: - Минорным ладом.

М.Р.: - В музыке мы всегда слышим чьи-то вздохи, как будто кто-то сдерживает свой плач. А всегда ли в этом произведении было минорное настроение?

Дети: - Нет, не всегда. Было и весёлое настроение.

М.Р.: - А весёлое настроение музыки создаётся каким музыкальным ладом?

Дети: - Мажорным ладом.

М.Р.: -  Да, музыка, как бы замедляет свой бег, становится более спокойной, более светлой, как хорошие добрые воспоминания.

Педагог проигрывает фрагменты мелодий.

 - Ребята, а как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот вальс?  

Дети: - На три части.

М.Р.: - Правильно. Поэтому говорят, что вальс написан в 3-частной форме.

 - А вы услышали, кто исполняет этот вальс?

Дети: - Симфонический оркестр.  (Слайд 5. Музыкальные инструменты)

М.Р.: - В крайних частях, быстрых и взволнованных, солируют скрипки (Слайд 6. Скрипка) а в средней части звучат деревянные духовые инструменты.  Давайте вместе вспомним, как они выглядят и как называются.

Слайд 7, 8, 9, 10 (флейта, кларнет, гобой, фагот)

М.Р.: - Пришло время повесить на нашу ёлочку первые украшения.

Дети вешают на ёлку «скрипочку» и «деревянный духовой инструмент»)

М.Р.: - Ребята, а вы любите петь? (ответ детей) Чтобы научиться красиво петь, нужно тренировать свой голос.

 - Но возник такой вопрос:

«У кого морковкой нос?

К холодам давно привык

Наш весёлый …

Дети: - Снеговик!

М.р.: -  Начнём с распевки «Снеговик в бане».

(Дети исполняют распевку, стоя около стульчиков)

Распевка «Снеговик в бане»

(муз. С.В. Крупа – Шушариной, сл. О. Крупенчук – Вознесенской)

 После распевки дети вешают на ёлку «снеговичков»

М.Р.:  - А ещё нашу ёлочку можно украсить весёлыми нотками, потому что ёлочки бывают не только большие и маленькие, пушистые и не очень, искусственные и живые из лесу, но и бывают ёлочки музыкальные.

 - Как вы думаете, чем отличаются музыкальные ёлочки?

Дети: - Они сами поют песни о зиме, снежинках, Деде морозе, Снегурочке, О Новом годе.

М.Р.: - Но такие ёлочки встречаются очень редко. Поэтому давайте сами сделаем нашу ёлочку музыкальной.

Музыкальный руководитель исполняет отрывок из песни «Новогодняя сказка».

М.Р.: - Ребята, а вам знакома эта мелодия?

Дети: - Это песня «Новогодняя сказка».

Работа над песней «Новогодняя сказка»

М.р.: - А что можно делать вокруг ёлочки на Новый год?

Дети: - Можно водить хоровод!

Слайд 11. Дети водят хоровод вокруг ёлки

М.р.: - Новый год на радость детям,

            Новый год мы вместе встретим.

            Хоровод мы заведём,

            Весело плясать пойдём!

(Ёлочку переставить в центр зала)

Хоровод «Новогодняя сказка»  (муз. и сл. З. Роот)

Исполняем один куплет и припев.

М.р.: - А теперь повесим на нашу ёлочку нотки и скрипичный ключ или ключ «соль», потому что песня, которую мы сейчас исполнили, начинается именно с ноты «соль».

Дети вешают на ёлочку скрипичный ключ и нотки.

М.р.: - Новый год  как наступает –

             Все друг друга поздравляют,

             Счастья, радости желают

             И на танец приглашают.

 - Сейчас мы с вами выполним танцевальное упражнение  «Поскок».

(Сначала повторить без музыки лёгкий поскок, энергичный с хлопком и последнюю фразу, где отходим поскоком спиной назад, постепенно поднимая руки через стороны вверх, подготавливаясь к хлопку).

 Упражнение «Поскок» (Н. Сушева)

М.р.: - Давайте украсим нашу ёлочку весёлым башмачком, который помог нам так  весело потанцевать.

Дети вешают на ёлочку башмачок.

М.р.: - Дети, посмотрите, как хорошо украшена, хорошо наряжена

            Ёлочка смолистая, ёлочка душистая.

            Вокруг ёлки музыкальной

            Предлагаю  поиграть, будем пару мы искать,

            Чтобы было веселее, надо инструменты взять.

Игра «Ищи пару»

(Дети, стоящие во внутреннем круге,  выбирают себе любой музыкальный инструмент и с началом музыки начинают ритмично играть в оркестр, а дети, стоящие во внешнем круге,  ставят руки на пояс и под музыку двигаются боковым галопом в правую сторону. По окончании музыки необходимо найти свою пару, взять музыкальный инструмент и поменяться местами.)

По окончании игры дети складывают  музыкальные инструменты.

М.р.: - Новый год мы скоро встретим

            С песенкой весёлой, дети.

            Попрощаемся, друзья,

            Жду на празднике вас я!

Дети подходят к музыкальному инструменту и прощаются.

(поём) – До свиданья, дети!

Дети: - До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».

Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ «А мы скажем вместе с мамой»

формирование опыта взаимодействия со взрослым и сверстниками, ознакомление с элементарными  средствами общения вербальной и невербальной коммуникации, развитие  потребности в общ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего

Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) «Витаминки».

Художественно-эстетическое развитие "Витаминки". Дети лепили витаминки для Доктора Айболита....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Фрукты"

Комплексное занятие с детьми среднего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью...