Образовательное путешествие «Где-то, когда-то в какой-то стране»/ 4 класс
классный час по теме

Вера Николаевна Конькова

Знакомство учащихся с профессией писателя. Подведение  к пониманию взаимосвязи людей разных профессий, желание работать для других. Формировать интерес к профессии.Анализ деятельности героев произведения Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное путешествие

«Где-то, когда-то в какой-то стране»

(Роль школьной библиотеки в профессиональном

 самоопределении обучающихся 4 классов)

Цель:  Познакомить обучающихся с профессией писателя. Подвести к пониманию взаимосвязи людей разных профессий, желание работать для других. Формировать интерес к профессии.

Действующие лица: Ведущий.

Оформление и наглядность: Иллюстрации с изображением людей различных профессий и иллюстрации из книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Последовательность проведения мероприятия:

  1. Введение в тему
  2. Рассказ о профессии.

Ход урока:

Ведущий: Добрый день. Сегодня мы продолжаем знакомство с профессиями. Профессия о которой сегодня будет идти речь, всем знакома с раннего детства, и связана она с книгами. Сначала вам их читали родители, а потом вы  самостоятельно стали читать книги. А вы знаете, кто пишет книги?

Уч-ся: Писатели.

Ведущий: правильно, эта профессия называется- писатель. Расскажите, что вы знаете о людях этой профессии?  

Уч-ся: писатели пишут стихи, рассказы, сказки.

Ведущий:  Правильно, писатели пишут стихи, рассказы, любимые нами сказки.Писатель создает словесные картины внешней и внутренней жизни человека, словесные образы. Он обогащает наше представление о мире, в котором мы живем. Благодаря ему,  мы можем безгранично много узнать и о нашем прошлом, и о нашем настоящем и даже заглянуть в будущее. А как вы думаете, какими способностями и качествами должен обладать писатель?

Уч-ся: упорство, фантазия, воображение, спокойствие, одухотворенность.

Ведущий: совершенно верно, упорство, фантазия, воображение, спокойствие, одухотворенность. Многие события, которые писатель описывает в своих произведениях, он берет из жизни благодаря внимательному наблюдению за ней. В его поле зрения попадает масса окружающих его деталей, которые для остальных людей могут остаться незамеченными. Вы когда-нибудь проверяли у себя способность быть внимательным. Давайте с вами проведен разминку,

Упражнение «Внимание»

Задание: Посмотрите вокруг себя по сторонам, найдите и назовите все предметы белого цвета, находящиеся в классе.

Уч-ся: мел, подоконник, окно. Потолок, лампа и т.д..

Ведущий: Молодцы, вот вы и проверили свою способность на внимательность.

                Вот какое стихотворение написали сами о себе писатели:

С книжками мы все дружны:

И ты, и я – читатели.

И, конечно, знаем мы,

Что пишут их писатели.

Сочиняет свой сюжет

Автор. Сидя в кресле.

Выдумке предела нет-

Лишь бы интересней.

Он Незнайку на Луну,

Словно маг, отправит,

И волшебную страну

Полюбить заставит.

Вот дописана строка,

И готова книжка…

Прочтут ее наверняка

Девчонки и мальчишки!

Ведущий: Работа писатель трудная, потому что нужно придумать что-то интересное, чтобы произведения писателя хотелось читать и ждать его новых произведений. Но вы знаете, что не только писатель участвует в создании книги, а еще много людей других профессий. Давайте с вами рассмотрим повнимательнее, кто же участвует в создании книги, прежде чем она попадет в руки читателя. (Рассматриваем и прочитываем плакат, который называется  «От начала до конца книги»

 (перечисляются все блоки О созданию книги)

Каждый месяц в нашей стране отмечаются юбилейные даты писателей. В декабре 2007 года исполняется 70 лет со дня рождения Эдуарду Николаевичу Успенскому,  какие произведения Эдуарда Успенского вы знаете?

Уч-ся: Повести «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке» и др., «Чебурашка и его друзья», сборник стихов «Все в порядке» (1976).

Ведущий: Правильно, молодцы, повести «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке» и др., «Чебурашка и его друзья», сборник стихов «Все в порядке»

Назовите ваших любимых героев.

        А вот 23 ноября 2013 года Николаю Николаевичу Носову исполняется 105 лет со дня рождения. Какие произведения Николая Носова вы знаете?

Уч-ся:  «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки и его друзей»

Ведущий:  правильно, повести для детей «Витя Малеев в школе и дома», «Повесть о моем друге Игоре», сказка «Приключения Незнайки и его друзей», «Затейники», «Живая шляпа», «Фантазеры», «Огурцы», «Метро», «Замазка» и много других. Есть у вас любимые герои из произведений Николая Носова?

Уч-ся:  (называют любимых героев)

Ведущий: Писатель- это такая профессия, благодаря которой, мы, читатели можем узнать через литературное произведения о людях разных профессий. Евгений Лопатин написал сказку, которая называется «Фея мастерства». Послушайте эту сказку, а затем ответите мне на несколько вопросов..

«Фея мастерства»

        Жил-был в одном большом городе писатель. Однажды он задумал написать книгу о самых удивительных про фессиях на земле. Он написал прекрасные хвалебные гимны о музыкантах и художниках, поэтах и скульп торах, ученых и изобретателях. Ему казалось, что только они дарят простым людям настоящее счастье жизни и возможность пользоваться ее бесконечными дарами.

Однако чего-то главного в книге все-таки недоста вало, и писатель никак не мог ее закончить.

Однажды ночью в комнату, где он работал, влетела прекрасная Фея. Это была Фея Мастерства. Она под хватила спящего писателя своими крыльями, и через

мгновение он очутился на ступенях огромного дворца. Мимо него по ступеням поднимались разные люди, и писатель пошел вместе со всеми. Ворота дворца были широко распахнуты. Стражник в расшитой золотом ливрее вежливо поклонился писателю и произнес:

- Проходите, пожалуйста. Наша повелительни ца - Фея Мастерства, ждет Вас на своем празднике Великих Мастеров земли. Все уже собрались, и сейчас Фея объявит начало праздника.

Писатель вошел в зал, сияющий тысячами огней. Вокруг были сотни улыбающихся людей в нарядной одежде. Неожиданно писатель заметил сухонького ста ричка с рабочими инструментами в руках.        .

- Этот человек - Великий Строитель, - сказал ему на ухо один из гостей.

 Его дома выдерживают ураганы, и даже землетрясения. Они так искусно построены, что будто пустили в землю корни.        

- А это, наверное, портной? - спросил писатель, увидев среди приглашенных человека с портновски ми ножницами и коробкой с иголками и нитками.

- Да, - серьезно ответили ему. - Это Великий Портной. Одежда, сшитая им, делает людей прекрас ными и помогает им стать добрее.        .

- А вот там стоит Великий Правитель, - один из гостей указал писателю на человека, походившего ско рее на ученого мудреца, чем на правителя.

Писатель неплохо знал историю, но этого правите ля он почему-то не узнал.

- Вы его не знаете, потому что историки мало о нем писали. Он не вел войн и не основывал огромные импе рии. Во время своего правления он уничтожил нищен ство и открыл много школ, развивал науки, ремесла и торговлю, строил церкви и соборы. Многие из его спра ведливых законов действуют по сей день, - снова объяснили писателю.

Они пошли дальше, и писатель вдруг увидел самого обыкновенного дворника с метлой. «Неужели и двор ника считают здесь Великим Мастером?» - подумал писатель и в то же мгновение услышал звонкий голос:

- Конечно, даже хмурое осеннее небо улыбается, когда этот человек подметает улицу. Он отдает людям столько света и тепла, что звание Великого Мастера принадлежит ему по праву.

Голос этот принадлежал прекрасной женщине, оде той в белоснежное шелковое платье, прозрачное и лег кое как дым. Писатель сразу догадался, что это и есть Фея Мастерства. Фея хлопнула три раза в ладоши, и отовсюду полилась величественная музыка, возвещая о начале праздника. Фея поднялась на балкон и тор жественным голосом произнесла:

- Дорогие мои Мастера, я так рада приветствовать всех вас на нашем празднике. Своим трудом вы воспеваете  красоту, и благодаря вам мир наполняется све том и теплом. В этом году среди нас есть писатель. Я пригласила его на праздник Мастеров, чтобы в своей книге он рассказал людям о том, что каждая профес сия - удивительна и возвышенна; и что даже самый обыкновенный дворник может стать Великим Масте ром, если сердце его устремлено навстречу людям, а душа воспевает красоту. Давайте же познакомим его с великими тружениками разных профессий, прославив ших землю своими талантами. Все повернули головы к писателю и громко ему захлопали.

Вопросы и задания к сказке:

  • Если бы вы были писателем и решили написать книгу о разных профессиях, о каких из них и по чему вы написали бы прежде всего?
  • Что, по-вашему мнению, объединяет все профессии, и чем они отличаются?
  •  Чему Фея Мастерства научила писателя? · Как вы думаете, о каких профессиях он напишет в своей книге, когда вернется из дворца?
  •  Почему в конце сказки все захлопали писателю?
  •  Какие еще Великие Мастера присутствовали на празднике? Расскажите о том, как они работают.
  •  Как вы думаете, что необходимо писателю, что бы стать Великим Мастером своего дела?

Ведущий: Мы уже с вами говорили, писатель должен обладать богатым воображением. Даже оценивая реальные события, он имеет право на художественный вымысел. Чтобы заинтересовать читателей, писателей может включить в свое произведение то, чего в действительности никогда не было.

        Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, которое называется «По следам Незнайки» и познакомимся с героями различных профессий при помощи книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

        Наше путешествие  по Цветочному городу начинается и сопровождать нас будет главный герой, Незнайка. (используется нарисованная фигура Незнайки).

        Вот первый домик на нашем пути, попробуйте отгадать кто в нем живет.

Это известный человек в цветочном городе. Он сумел сделать из нескольких увеличительных стекол подзорную трубу, в которую можно смотреть и видеть луну и звезды.  Отгадали, кто этот известный человек?

Уч-ся: Это астроном Стекляшкин.

Ведущий: правильно, это астроном Стекляшкин, который однажды сказал, что солнце очень большое, больше нашей земли. Вот какая  интересная профессия .

        Продолжим наше путешествие и пойдем в домик к следующему герою. В цветочном городе все малыши и малышки очень любили музыку. А у одного героя было много музыкальных инструментов, и  он часто играл на них.. Ребята, давайте вспомним, кто этот замечательный человечек?

Уч-ся: это музыкант Гусля.

Ведущий: правильно- это музыкант Гусля. А кто из вас помнит на каком инструменте учился играть Незнайка и насколько хорошо он этому научился?

Уч-ся: Незнайка учился играть на трубе, только никому не нравилось, как играет Незнайка.

Ведущий: Ну что ж а мы отправляемся дальше. Следующий герой всегда одевался в длинную блузу, которую называл «балахон». Смотреть на него было всегда интересно, когда он нарядившись в свой балахон и откинув свои длинные волосы, стоял перед мольбертом с палитрой в руках.  Каждый ,кто видел его сразу понимал, что перед ним настоящий профессионал. Ну как, вы догадались, кто это.

Уч-ся: Это художник Тюбик.

Ведущий: правильно. Это художник Тюбик. Кто помнит учился Незнайка рисовать?

Уч-ся: Да . Тюбик учил Незнайку рисовать, но Незнайка нарисовал  портреты своих друзей, но они им не понравились.

Ведущий:  Совершенно верно. А еще в цветочном городе живет поэт. Давайте вспомним как его зовут, а живет он на улице Одуванчиков.

Уч-ся: Поэт Цветик, а настоящее имя поэта Пудик. Но, как известно люди его профессии любят красивые имена.

Ведущий:  Совершенно верно. Давайте вспомним учил ли поэт Цветик сочинительству Незнайку.

Уч-ся: Цветик  учил Незнайку рифмам. Но из этого ничего хорошего не вышло.

Уч-ся Чтец:

                                Послушайте, какие я стихи сочинял.

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Ведущий: Видите, ребята у Незнайки стихи получились не очень хорошими, чтобы стать настоящим поэтом необходимо кроме желания иметь дар, талант.

        Прежде чем продолжить наше путешествие давайте вспомним героев каких профессий мы уже встретили в цветочном городе.

Уч-ся: астроном Стекляшкин, музыкант Гусля, художник Тюбик, поэт –Цветик.

Ведущий: Совершенно верно, астроном Стекляшкин, музыкант Гусля, художник Тюбик, поэт –Цветик. А еще в этом удивительном городе есть два хороших мастера.. Они были похожи друг на друга, только один был чуточку повыше, а другой- чуточку пониже ростом. Оба ходили в кожаных куртках. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты.. Кто это?

Уч-ся: Механик Шпунтик и Винтик.

Ведущий: правильно, механик Шпунтик и Винтик. Они целый день сидят в своей мастерской и что- то чинят. Домиков в этом городке очень много и мы не успели посетить все, так давайте вместе с вами вспомним кого из героев мы не посетили?

Уч-ся: Доктор Пилюлькин (вылечит, снимет боль(. Знайка- изобретатель (Он изобрел воздушный шар),повар Пончик (готовит вкусные вещи).

Ведущий: Мы проделали с вами длительное путешествие по страницам произведения Николая Носова  «Приключения Незнайки и его друзей». Надеюсь, вы поняли, что в любой профессии нужно дело делать с душой и вначале многому научиться, прежде чем стать мастером своего дела. В каждом человеке должно быть желание учиться, найти любимое дело. А для этого надо трудиться и помнить, что без труда не вынешь рыбку из пруда.

        В русском языке есть пословица о труде человека. Вот этой пословицей мне бы и хотелось закончить наш урок

«Всякое дело человеком ставится и человеком славится»

На этом мы прощаемся с вами до следующего года, а вы продолжайте читать о людях различных профессий и в следующем году мы продолжим наше знакомство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Образовательное путешествие как образовательное средство

Образовательное путешествие - одна из самых трудоемких форм работы. При этом одна из самых интересных....

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Методическая разработка для учителя "Образовательное путешествие" "Путешествие по "Лесному"

Методическая разработка к серии уроков - путешествий для изучения архитектуры района...

Открытый урок английского языка в 9 классе по теме "Путешествие в Австралию" с элементами технологии образовательного путешествия.

Тема занятия: A trip to Australia.Базовый учебник: Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс: Английский в фокусе. 9 класс.- М.: «Просвещение», 2017.Цели:-развивающие: содействие установл...

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани» по предмету технология для обучающихся 5-ых классов, в том числе и детей с ОВЗ.

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани».Пояснительная записка.Одна из задач современной школы - вовлечение обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ в а...

Из какой ты страны? What country are you from?

Конспект урока по английскому языку в 3 классе....