педагогический кейсы
методическая разработка (10 класс)

Акчасова Юлия Ивановна

материал представляет собой кейсы, которые предлагаются для решения учащимся 10 класса, в качестве психолого-педагогияеских ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_keysy.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс 1

Моя младшая дочь дружит с соседской девочкой Машей. Маша младше дочери на 2 года, ей 8 лет. Они часто играют вместе. Двери квартир расположены рядом, так что дети бегают из одной квартиры в другую.

Последнее время у моей дочери стали пропадать некоторые игрушки. Но так как игрушки, которые пропадали небольшого размера, некоторые даже совсем маленькие, я не особенно придавала этому значения. Ведь игрушки она складывает по сумочкам, мешочком, коробочкам, пакетикам. Могла и не вспомнить, куда положила в процессе игры.

Однажды мы с дочкой купили очередную игрушку для коллекции, которую она собирает. Дочка очень радовалась этой игрушке, потому что долго не могли найти именно эту. Своей радостью она поделилась с Машей, когда та к ней зашла.

Девочки долго играли, танцевали, делали какие-то «секретики». А когда Маша ушла, дочка не нашла свою новую игрушку. Причём она точно помнила, куда её положила. Мы искали всей семьёй, перевернули всю квартиру – не нашли. Спрашивали у Маши, может она помнит, где её видела? Маша ответила: «Не знаю».

В общем, дочка сильно расстроилась, но я надеялась, что игрушка найдётся, мало ли куда дети в игре могли положить.

На следующий день Маша заглянула к нам и похвасталась, что ей купили такую же игрушку. Я вошла в комнату к дочке, заправила кровать, на которой она спала, накрыла пледом. Девочки тоже зашли в комнату и сели на кровать, а я вышла буквально на 2 минуты. Когда вернулась обратно в комнату, они сидели за столом и что-то рассматривали. Я поговорила с ними и хотела уже выйти, как вдруг мой взгляд упал на только что заправленную мною кровать. Под покрывалом что-то лежало. Я подошла посмотреть, подняла плед и увидела игрушку, которую вчера потеряли. Но, ведь, я точно знала, что там её не было.

Дочка обрадовалась находке, но никак не могла понять, откуда она взялась. Маша тоже радовалась, только уж очень наиграно-артистично: «Смотри и твоя игрушка нашлась, теперь и у тебя, и у меня такая есть»!

Конечно, я сразу поняла, что её подложила Маша. Вчера она просто взяла её, а сегодня, когда ей купили такую же, она её подбросила. И вела себя уж очень неестественно, как в плохом кино.

Первое моё желание было аккуратно поговорить с её мамой, ведь воровство – это очень серьёзная проблема. Но, так как я очень давно и хорошо знаю её маму, предположила, что всё закончится конфликтом, причём её со мной. Она никогда не признает, что её дочь украла игрушку и, по-видимому, не одну. По её мнению, её ребёнок всегда прав. Я это поняла, ещё, когда моя старшая дочь и её сын в детстве часто общались. Даже в совершенно очевидных ситуациях, она доказывала свою правоту. Закончится тем, что соседка запретит детям общаться и затаит злобу.

Как поступить в такой ситуации, я не знаю. С одной стороны, ребёнку надо объяснить, что воровать – плохо и такие её действия рано или поздно приведут к большим неприятностям. С другой стороны, конфликт с соседкой. Причём дети от этого пострадают в большей степени, от не очень корректного её поведения. Да и я сама с Машей поговорить не могу, ведь за руку я её не поймала!

 

Кейс 2 Андрею 8 лет, единственный ребенок в семье. Он учится в школе, во втором классе. Так как родители ребенка работают, основную часть времени ребенком занимается бабушка, которая в прошлом была учителем начальных классов. Ребенок в семье единственный, соответственно самый умный, самый красивый, и самый лучший.

До 7 лет мальчик заикался. Однажды на эту тему у меня произошел диалог, когда я спросила: «Почему Андрей заикается?», на что мне последовал ответ со стороны мамы: «Мы ходили к психологу, и она сказала, что ребенок очень умный и развитие мозга просто опережает его способность говорить. Поэтому мы не обращаем внимания на это, скоро должно пройти». Так же ребенок считает нормальным толкнуть маму в порыве гнева, либо, если он просто раздражен. Но может просто расплакаться, если отец начнет смотреть неодобрительно. Часто со стороны отца слышала обращение к сыну по имени и отчеству. За ребенком часто замечаются агрессивные, а порой эгоистичные поступки.

Например, однажды вечером, когда мама была в гостях у соседки, Андрей зашел, вежливо поздоровавшись, сел на диван и покачивая ногой, стал пинать маленького ребенка в возрасте 10 месяцев, пока малыш ползал по полу. Подруга мамы сделала замечание, после чего он прекратил. Хотя напротив сидела мама, не замечая действий сына. И только после замечания соседки она обратила внимание и еще раз повторила требование.

В другой раз Андрей забрал у одноклассника деталь от конструктора, которой ему не хватало в его собственной коллекции. При этом не посчитал нужным спросить разрешения хозяина игрушки.

15 декабря состоялось детское мероприятие, дети сидели за общим столом, ели, общались друг с другом. Тут один мальчик заметил: «Эй, Андрей, ты зачем так делаешь?». На что Андрей ему ответил: «Она последняя, я заберу ее домой». Оказалось, что Андрей забрал с общего стола бутылку фанты и положил ее в карман. Замечу, что семья Андрея была вполне обеспеченная.

С другой стороны, мальчик очень творческая натура, ходит на ритмику, посещает театральный кружок, а также занятия боевыми искусствами. Всегда прилежно выполняет уроки. Но во время урока может просто смотреть в окно, если его не заинтересовал предмет. Ребенок общительный, легко идет на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Все это время я была просто сторонним наблюдателем. Но недавно я все же решилась поговорить с Андреем, с целью выяснить, что же побуждает его вести себя так неоднозначно. Диалог у нас происходил в процессе работы с конструктором:

Андрей: «У меня супербыстрые руки, я все могу построить быстрее всех».

Я: «А что еще тебе нравится?».

Андрей: «Ну…, еще мне нравится ходить на танцы, но теперь у меня нет времени, но я все умею, я, вообще, все делаю лучше всех».

Я: «А есть что-нибудь, что тебе не нравится?».

Андрей: «Мне не нравится то, что я кореец, ну…, я бы хотел, чтобы я был как все».

Я: «Андрей, а я заметила, что тебе не очень нравится Кирилл (10-месячный ребенок), почему так происходит?»

Андрей: «Ну…, мама постоянно говорит мне: давай заберем его к себе, он такой хороший»

На некоторые вопросы я все-таки получила ответы от Андрея. Но мне интересно, почему его мама не замечает в ребенке такого поведения? Иногда даже наоборот восхваляет его. Она легко и непринужденно рассказывает, как ребенок смотрит в окна во время урока, тем самым поощряя такое поведение. Любой намек о том, что ее ребенок не так идеален, как она себе представляет, она игнорирует, либо усердно доказывает обратное. Почему ребенок решил, что его национальность не та? И что же все-таки, это его «как все». Могу только предположить, что ребенку указали на принадлежность к определенной национальности.

Кейс 3

Я работаю воспитателем группы продленного дня в санаторной школе-интернате. Наша школа предназначена для детей с различными неинфекционными заболеваниями.

В школе созданы благоприятные условия для обучения детей и поддержания детского здоровья: малочисленные классы от 10-12 человек, проводятся различные оздоровительные процедуры.

В этом году я взяла новый класс. У меня в классе есть дети, которые проводят в школе все время с понедельника по пятницу, а есть ученики, которые находятся в школе до 17 ч. Как правило, на ночь остаются те, кто живет далеко от школы, но в моём классе есть ребёнок, живущий рядом со школой и находящийся на пятидневке. О нём бы мне и хотелось рассказать.

Витя учится в нашей школе с 1 класса, причем, первые два год он каждый вечер приходил после школы домой. Когда он перешел в 3 класс, у них в квартире случился пожар. По усмотрению администрации было разрешено оставлять его на 5 дней, и, хотя в квартире был сделан ремонт, мама пожелала оставить Витю на пятидневку.

Инга, мама Вити, имеет двух детей от разных мужей, с которыми она состоит в разводе. Второму ребенку 6 лет и он, со слов мамы, очень сложный, возбудимый, непослушный, истеричный. Так как ей одной с двумя детьми тяжело, она решила, что Вите будет лучше на пятидневке.

Витя учится хорошо, психологические тесты показывают повышенный уровень умственного развития, но его поведение оставляет желать лучшего. Вите доставляет удовольствие говорить гадости другим детям, нецензурно ругаться. Бывают, правда, и хорошие моменты.

В классе есть девочка, которая ему нравится, он помогает ей с домашним заданием, объясняет. Но может тут же, если его кто-то обидел, сорвать зло на этой девочке, унизить её или ударить. В классе ученики относятся к нему по-разному. Кто-то насмехается, кто-то общается с ним, но настоящих друзей у него нет.

Очень часто Витя плачет, причиной своих слёз он всегда считает других, все его обижают, говорят про него плохие слова, а на самом деле, разобравшись в ситуации, оказывается, что это он оскорблял других детей, за что Витины одноклассники не раз были готовы его побить. Мальчик после этого бьется в истерике, ударяет ногами по стене, может спрятаться в спальне, сидеть и плакать там.

С Витей происходит много разных ситуаций, например, как-то раз он выбросил в унитаз папку для рисования своего одноклассника, который ничего не сделал ему плохого. Когда разбирали эту ситуацию, Витю никто не поддержал, и он вынужден был извиниться перед одноклассником. Часто, когда его обижает кто-либо из одноклассников, он тут же отыгрывается на более слабом мальчике или на девочках, которые не могут дать отпор. Несколько раз он нервничал так сильно, что готов был опрокинуть парту. Своё поведение Витя оправдывает тем, что не хочет оставаться в школе на ночь. С его истериками, которые у него случались в начале осени, я справилась при помощи игнорирования – это помогло. Но его ужасное поведение продолжается.

У меня состоялся разговор с мамой, но она сказала, что сама с ним не справляется, мальчик её не слушается. Так же с Витей проводит работу психолог, которая тоже разговаривала с мамой и сообщила, что Вите требуется больше внимания и любви, его нужно забрать из ночной группы. Но мама не прислушалась к нашим советам, и ситуация не меняется.

В последние дни Витю уличили в краже. Состоялся очень серьёзный разговор. Как всегда, причиной своего поведения Витя считает свою маму, говорит: «Она мне ничего не покупает, у меня нет айфона, планшета, плейера и т.д.». Учительница позвонила маме, и было решено, что его больше не будут оставлять на ночь. Витя очень обрадовался, старается хорошо учиться, выполняет домашнее задание, меньше капризничает. Только прошло уже несколько дней, а мама так и не торопится забирать Витю из ночной группы. Похоже, что скоро мальчик в знак протеста опять вернётся к своему обычному поведению.

Вопросы:

  1. Что еще можно сделать в такой ситуации?
  2. Как изменить поведение Вити?
  3. Можно ли помочь Витиной маме справиться с поведением сына?
  4. А может быть, причина в маме?
  5. Поможет ли исправить ситуацию то, что мама заберёт Витю из ночной группы?
  6. Как объяснить маме, что сыну крайне необходимо ее внимание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...

Педагогический кейс №2

Патриотизм, патриот, отечество, гражданин, верность народу, высокий долг… Эти понятия сегодня настолько выхолощены, что наполнить их снова живым, важным для сердца человеческого смыслом сложно. ...

Педагогический кейс "Как научиться ладить между собой".

Снизилась мотивация твоих учеников на уроках английского языка? Попробуй создать свой кейс. Что это такое? На эти и другие вопросы ты найдешь ответы в моей разработке. Кейс метод это очень эффективный...

Педагогический кейс "Здоровье сберегающие технологии"

Педагогический кейс "Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам: применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка"...

Педагогический кейс

Решение педагогического кейса на уроке географии....

Педагогический кейс

Решение педагогического кейса на уроке географии....

Педагогический кейс

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЕЙС «Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам»: «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»...