урок по теме: «Однородные и неоднородные определения»
план-конспект урока русского языка (8 класс) по теме

Однородные определения

 

Признаки и условия однородности

1. Перечисляют признаки разных предметов

2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние

3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее

4. Между определениями можно вставить союз и

5. Стоят после определяемого слова

6. Выражены прилагательным и причастным оборотом

7. Выражены качественными прилагательными

 

Неоднородные определения

 

Признаки и условия неоднородности

1. Характеризуют предмет с разных сторон

2. Выражены относительными прилагательными

3. Выражены сочетанием качественного и относительного прилагательного

4. Между определениями нельзя вставить союз и

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnye_i_neodnorodnye_opredeleniya.doc94 КБ
Office presentation icon k_uroku.ppt50 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОР: Володина Нина Николаевна

учитель русского языка и литературы

бюджетное общеобразовательное  учреждение

города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Слайд № 2:

Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности   по теме: «Однородные и неоднородные определения»

Слайд № 3:

Логика урока:
Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция – рефлексия.

Тип урока:  урок закрепления  знаний и способов деятельности.

Слайд № 4:  

Цель  урока:

  • закрепить  знания  об однородном и неоднородном определении и   практический  навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении;

Слайд № 5: 

Задачи урока: 

                                    • уметь  грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями;
• воспитывать любовь  к родному краю, бережное отношение к историческому прошлому,  нравственным чувствам  и убеждениям;
 • развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся, навыки самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.

               Оборудование урока: компьютер, таблицы «Однородные члены редложения», «Однородные и неоднородные определения»; учебник русского языка (8 класс) под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др.
 

                                   

                                                  Ход урока.

  1. Мобилизующий этап:

Слайд № 1: 

Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его: Почему вы так медленно идете под дождём? [Б] – отвечает он. -?-[-].

 Справка: Впереди такой же сильный дождь.

                   А зачем спешить?

 Учитель: Перед вами упражнение в виде необычным образом написанной  шутки и справка к ней. Сформулируйте задание к этому упражнению.

 Ответ учеников: Используя предложения из  справки, нужно восстановить текст шутки.

Учащиеся совместно с учителем выполняют задание.

  1. Определение темы и цели урока:

 Учитель: Прочитайте из шутки предложение с однородными членами. Скажите, какую синтаксическую функцию они выполняют в этом предложении.

 Ответ учеников: Это однородные определения.

 Учитель: Наряду с однородными определениями, в русском языке существует неоднородные определения. Зная этот факт, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Высвечивается слайд № 2 (тема урока)

 Ответ учеников: Тема сегодняшнего урока « Однородные и неоднородные определения».

 Учитель: Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что мы начали на прошлом занятии разговор об однородных и неоднородных членах предложения, сформулируйте цель урока.

Высвечивается слайд № 4 (цель урока)

 Ответ учеников: закрепить знания  об однородном и неоднородном определении и    навык  постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении.

Учитель: Может быть, вы мне поможете сформулировать задачи урока?

Ответ учеников: Научиться различать  предложения с однородными и неоднородными определениями; уметь  использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями.

Высвечивается слайд № 5 (задачи урока)

  1. Актуализация знаний учащихся:

 Учитель: Задание выполняют две группы.

Слайд № 6: 

Задание для первой группы:

Ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

Задание для второй группы:

Слайд № 7: 

Подготовьте рассказ-обобщение об однородных членах предложения по плану:

  1. Определение однородных членов предложения.
  2. В каком отношении друг к другу находятся однородные члены предложения и как они соединяются между собой?
  3. Словами какой части речи выражаются однородные члены предложения?
  4. Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения.
  5. Понятие о рядах однородных членов предложения.
  6. Синтаксическая функция однородных членов предложения.

Задание выполнятся на конкурсной основе.

Дается время не подготовку.

  1. Изучение нового материала:

Записываем отрывок из стихотворения в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева, который написан на доске.

Учитель:  Как вы думаете, почему часть прилагательных написана зелёным цветом, а одно - красным?

Ответ учеников:  Зелёным – однородные определения, красным - неоднородное.

Учитель: Еще раз обратимся к предложению из шутки с однородными определениями. Прочитайте его. Определите, с какой интонацией произносятся однородные определения.

 Ответ учеников: Однородные определения произносятся с интонацией перечисления.

 Учитель. Допускают ли однородные определения вставку союза и между ними?

 Ответ учеников: Между однородными определениями можно вставить союз и.

 Учитель. Если определения произносятся с интонацией перечисления и между ними можно вставить союз и, то это однородные определения, и они одинаково относятся к определяемому слову. Попытайтесь отразить это схематически. Правильный вариант:

                               Идёт сильный, редкий дождь.

 Учитель: А теперь изменим данное предложение:

 Ответ учеников: Идёт сильный весенний дождь.

 Учитель: Скажите, какое определение относится непосредственно к определяемому слову дождь: ближайшее или дальнее?

 Ответ учеников: Ближайшее определение (весенний) относится к определяемому слову (дождь).

 Учитель: К чему относится другое определение (сильный)?

 Ответ учеников: Другое определение относится к словосочетанию первого определения с существительным.

 Учитель: Произносятся ли эти определения с интонацией перечисления и допускается ли между ними вставка союза и.

 Ответ учеников: Эти определения не произносятся с интонацией перечисления и между ними не допускается вставки  союза и.

 Учитель: Это и есть неоднородные определения. Дайте им полную характеристику, соблюдая порядок наших рассуждений. Составьте схемы однородных и неоднородных определений.

 Учащиеся составляют схемы:

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

Ответ учеников: Учащиеся дают полную характеристику признаков и условий однородности и неоднородности определений.

Слайд № 8: 

Однородные определения

Признаки и условия однородности

1. Перечисляют признаки разных предметов

2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние

3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее

4. Между определениями можно вставить союз и

5. Стоят после определяемого слова

6. Выражены прилагательным и причастным оборотом

7. Выражены качественными прилагательными

Неоднородные определения

Признаки и условия неоднородности

1. Характеризуют предмет с разных сторон

2. Выражены относительными прилагательными

3. Выражены сочетанием качественного и относительного прилагательного

4. Между определениями нельзя вставить союз и

  1. Закрепление изученного материала:

Слайд № 9: 

Упражнение 1

   1. Стояли жаркие безветренные  июньские дни.

  2.  Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи вместо дороги.

3. Частые свежие следы то и дело пересекали дорогу.

4. Огромная темная туча быстро надвигалась с запада и скоро прошлась теплым летним обильным дождём.

5.  Приятно возвратиться в старое испытанное место.

6. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый воробей.

7. Выхлопной газ перемешиваясь с морозной снежной пылью увлекался скоростью движения.

                                           СХЕМА: 3 + 3 + 1  = 7

Учитель: Очень внимательно прочитайте предложения. Рассмотрите схему-пример. Сформулируйте задание к упражнению.

 Ответ учеников: Данные предложения надо разделить на три группы. В двух группах – по три предложения, в третьей – одно. Поставить недостающие знаки препинания.

  Учащиеся выполняют задание: В одну группу пишут три предложения с однородными определениями, в другую – три предложения с неоднородными определениями, в третью – предложение с однородными и неоднородными определениями.

Слайд № 10: 

Упражнение 2

   1. Но маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.

   2. А в лунную мартовскую ночь плывет над снегами опаловый свет.

   3. Васька решил выследить, куда пробирается украдкой этот шальной страшный человек.

  4.  Возле небольшой заводской площадки, возле складов тускло мерцали огни ночных фонарей.

Учитель: Прочитайте предложения. Найдите в них синтаксические конструкции по теме урока. Сформулируйте задание к упражнению.

  Учащиеся предлагают свои варианты заданий, один из них: из данных определений исключить одно с однородными определениями. Подчеркнуть однородные и неоднородные определения. Поставить недостающие знаки препинания.

 Слайд № 11: 

Задания к упражнению:

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов с безударной главной в корне.
  2. Составьте цепочку, в которой учитывалось бы количество звуков в слове. Начните со слова прикосновения. Соблюдайте принцип постепенного уменьшения количества звуков в словах.

  1. Словарно-орфографическая работа:

Учитель: Познакомимся с двумя новыми словами. Назовите первое слово. Первая его часть является корнем в слове река. Добавьте к ней слово иностранного происхождения, обозначающее посещение, преимущественно деловое.

   Это слово реквизит.

 Учитель: Определите второе слово. Первая его часть является в латинском языке с приставкой, обозначающей отделение, удаление, отмену и движение вниз, снижение. Чтобы найти вторую часть, нужно из корня слова приковывать убрать парный звонкий согласный звук. К этим двум частям прибавьте слово, обозначающее переносную радиостанцию. Назовите новое слово.

   Это слово декорация.

 Учитель: Сформулируйте лексическое значение слов реквизит и декорация.

Слайд № 12: 

  Реквизит – это совокупность предметов для театральной постановки.

  Декорация – установленное на сцене место и обстановка театрального действия.

 Учитель: Используя орфографический словарь, расскажите о написании слов реквизит и декорация.

 Составьте предложение, в которое вошли бы оба новых слов и чтобы в нем были однородные и неоднородные определения.

 (Можно дать задание по вариантам: первый вариант составляет предложение с однородным определением, а второй – с неоднородным).

  1. Закрепление изученного (продолжение):

Высвечивается слайд № 13 (текст о китайском театре)

Слайд № 13: 

Упражнение 3

   В спектакле не предусматривалось декораций и реквизита. Во время действия актеры играли с воображаемыми вещами. Артисты с помощью грима, определенных жестов, походки, цвета и покроя костюмов изображали особенности характеров персонажей, из общественное положение. Музыкальные мелодии помогали определить время и место действия. Действие спектакля традиционного театра могло проходить в течение нескольких дней!

   Зрители приходили в определённые часы и за чашкой ароматного чая понаблюдали за игрой актером. Они в любое время могли уйти со спектакля, отправляясь по делам или на работу. Затем возвращались, чтобы вновь наслаждаться прекрасной понравившейся пьесой.

   Традиционный китайский театр поистине уникален. Он берет начало в далеком народном искусстве, из деревенских праздников. Возникновение китайской традиционной музыкальной драмы обычно соотносится со вторым тысячелетием до нашей эры. В это время в многочисленных южных и северных провинциях Китая получили развитие небольшие местные театры, актеры которых должны были владеть не только искусством певцом, но и быть прекрасными чтецами, танцорами, акробатами. Нередко они росли и воспитывались при театре.

                                                   1 часть             НО

                                                   2 часть             ОО, НО

                                                   3 часть             ОО    

Учитель: У вас на парте находится текст, вернее  части текста о китайском театре, написанные в нарушенной последовательности. Прочитайте внимательно и обратите внимание на дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.

 Ответ учеников: Нужно восстановить текст, определив правильный порядок его частей, ориентируясь на наличие или отсутствие однородных  и неоднородных определений. В первой части есть неоднородные определения. Во второй – нет ни однородных, ни неоднородных определений. В третьей части имеются только однородные определения. Поставить недостающие знаки препинания.

   Учащиеся устно составляют текст, проверяют и обосновывают. Затем записывают часть, в которой есть неоднородные определения.

  1. Итог урока:

 Учитель: Расскажите, чем отличаются однородные определения от неоднородных определений.
Рефлексия:  На доске – плакат с рисунком горы знаний, к вершине которой стремились сегодня ребята. 
Учитель: Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке. 
Как вам работалось? Легко? Интересно? 
Кто испытывал затруднения? 
 Учащиеся помещают фигурки с изображением человечков на «гору знаний» (плакат на доске) и тем самым дают самооценку своей работы.

Оценивается деятельность школьников на уроке:

Обсуждается домашняя работа:

Учитель: Домашнее задание у вас будет разноуровневым:


Слайд № 14: 

1. Традиционное: $ 38, таблица в справочной тетради, упр.300

2. Творческое задание: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?»
Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше
однородных  и неоднородных определений.
Слайд № 15: 

Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.

Список литературы:

1. Учебник русского языка для 8 класса под редакцией

 Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др. Издательство Москва, Баласс, 2011 год

2. Учебное пособие. Автор: Г.А.Бакулина  «Интеллектуальное развитие школьников», Москва, Гуманитарный издательский центр, 2008 год

3. Справочник – практикум по русскому языку. Автор: К.А.Войлова, Москва, «Просвещение», 2006 год

4. Уроки русского языка в 8 классе. Автор: Г.А.Богданова, Москва, Просвещение, 2006г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Володина Нина Николаевна учитель русского языка и литературы бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16»

Слайд 2

Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его: Почему вы так медленно идете под дождём? [Б] – отвечает он. -?-[-]. Справка: Впереди такой же сильный дождь. А зачем спешить ?

Слайд 3

Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности по теме: «Однородные и неоднородные определения»

Слайд 4

Цель урока: Закрепить знания об однородном и неоднородном определении и практический навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении.

Слайд 5

Задачи урока: • уметь грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями; • воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к историческому прошлому, нравственным чувствам и убеждениям; • развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся, навыки самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.

Слайд 6

Логика урока: Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция – рефлексия. Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности.

Слайд 7

Задание для первой группы: Ответить на вопросы, подобрать примеры: – Какие второстепенные члены предложения вы знаете? – Какой член предложения называется определением? – Какие прилагательные относятся к качественным, относительным? – Каковы признаки подчинительной связи “согласование”? – Слова каких частей речи согласуются с существительным? – Какие сочинительные союзы являются соединительными? – Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

Слайд 8

Задание для второй группы: Подготовьте рассказ-обобщение об однородных членах предложения по плану: Определение однородных членов предложения. В каком отношении друг к другу находятся однородные члены предложения и как они соединяются между собой? Словами какой части речи выражаются однородные члены предложения? Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения. Понятие о рядах однородных членов предложения. Синтаксическая функция однородных членов предложения. Задание выполнятся на конкурсной основе.

Слайд 9

Однородные определения Признаки и условия однородности 1. Перечисляют признаки разных предметов 2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние 3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее 4. Между определениями можно вставить союз и 5. Стоят после определяемого слова 6. Выражены прилагательным и причастным оборотом 7. Выражены качественными прилагательными Неоднородные определения Признаки и условия неоднородности 1. Характеризуют предмет с разных сторон 2. Выражены относительными прилагательными 3. Выражены сочетанием качественного и относительного прилагательного 4. Между определениями нельзя вставить союз и

Слайд 10

Упражнение 1 1. Стояли жаркие безветренные июньские дни. 2. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи вместо дороги. 3. Частые свежие следы то и дело пересекали дорогу. 4. Огромная темная туча быстро надвигалась с запада и скоро прошлась теплым летним обильным дождём. 5. Приятно возвратиться в старое испытанное место. 6. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый воробей. 7. Выхлопной газ перемешиваясь с морозной снежной пылью увлекался скоростью движения. СХЕМА: 3 + 3 + 1 = 7

Слайд 11

Упражнение 2 1. Но маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит. 2. А в лунную мартовскую ночь плывет над снегами опаловый свет. 3. Васька решил выследить, куда пробирается украдкой этот шальной страшный человек. 4. Возле небольшой заводской площадки, возле складов тускло мерцали огни ночных фонарей.

Слайд 12

Задания к упражнению: Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов с безударной главной в корне. Составьте цепочку, в которой учитывалось бы количество звуков в слове. Начните со слова прикосновения. Соблюдайте принцип постепенного уменьшения количества звуков в словах.

Слайд 13

Реквизит – это совокупность предметов для театральной постановки. Декорация – установленное на сцене место и обстановка театрального действия.

Слайд 14

Упражнение 3 В спектакле не предусматривалось декораций и реквизита. Во время действия актеры играли с воображаемыми вещами. Артисты с помощью грима, определенных жестов, походки, цвета и покроя костюмов изображали особенности характеров персонажей, из общественное положение. Музыкальные мелодии помогали определить время и место действия. Действие спектакля традиционного театра могло проходить в течение нескольких дней! Зрители приходили в определённые часы и за чашкой ароматного чая понаблюдали за игрой актером. Они в любое время могли уйти со спектакля, отправляясь по делам или на работу. Затем возвращались, чтобы вновь наслаждаться прекрасной понравившейся пьесой. Традиционный китайский театр поистине уникален. Он берет начало в далеком народном искусстве, из деревенских праздников. Возникновение китайской традиционной музыкальной драмы обычно соотносится со вторым тысячелетием до нашей эры. В это время в многочисленных южных и северных провинциях Китая получили развитие небольшие местные театры, актеры которых должны были владеть не только искусством певцом, но и быть прекрасными чтецами, танцорами, акробатами. Нередко они росли и воспитывались при театре. 1 часть НО 2 часть ОО, НО 3 часть ОО

Слайд 15

Домашнее задание 1. Традиционное: $ 38, таблица в справочной тетради, упр.300 2. Творческое задание: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?» Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше однородных и неоднородных определений.

Слайд 16

Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Однородные и неоднородные определения

урок разработан по теме "Однородные и неоднородные определения" с использованием заданий ГИА : пересказ текста , замена слов стилистически нейтральным синонимом , использованы карточки Латыповой по те...

Конспект урока по теме "Однородные и неоднородные определения" 8 класс

Урок объяснение нового материала с использованием тестов.Урок построен на исследовательской деятельности учащихся....

план-конспект урока по теме "Однородные и неоднородные определения" (8 класс)

данный план-конспект урока предназначен учителям, преподающим русский язык в 8 классе по УМК Тростенцовой...

Урок по теме "Однородные и неоднородные определения"

Материал для проведения урока по теме "Однородные и неоднородные определения" (план-конспект и презентация). Хорошее подспорье учителю для подготовки учащихся к ОГЭ....

Презентация к уроку по теме "Однородные и неоднородные определения"

В презентации представлен материал для подготовки к ОГЭ....

Урок по теме "Однородные и неоднородные определения", 8 класс

     В ходе урока на этапе актуализации знаний  применяется прием технологии развития критического мышления - составление кластера.  В ходе урока учащимся предлагаются ...

Открытый урок по теме "Однородные и неоднородные определения"

Открытый урок по русскому языку для 8 класса...