Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме

 Бусс Нина Ивановна

Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_uroka_po_kulture_rechi.zip294.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по культуре речи.

«Видна птица по перьям, а человек — по речам.» (слайд1)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятием языковой нормы и ее видами.
  2. Проанализировать речь учащихся в школе и сделать вывод о ее качестве.
  3. Определить роль слова в жизни человека.

ОУД: внимательно слушать учителя, адекватно воспринимать информацию, умение работать с текстом,  умение организовать себя на выполнение поставленной задач (проведение исследования), умение обобщать и делать выводы.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Предварительное задание: Исследовать речь школьников  в раздевалке, в столовой, в библиотеке.

Ход урока.

  1. Эмоциональное настроение: Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке в хорошем настроении. Я надеюсь, что всем сегодня будет комфортно, и каждый унесет с собой частичку знаний, которые потом ему пригодятся в повседневной жизни, ведь речь сегодня пойдет об особом даре, имя которому  СЛОВО.

-В истории русского народа есть пословица, известная всем:  «Видна птица по перьям, а человек — по речам.»

       – Как вы ее понимаете?

  ( наша речь является визитной карточкой каждого говорящего. Птицу оценивают по внешнему виду перьев. Сравните: павлин-ворона. Человека видно по его речи)

  1. Учитель: Итак, о вежливости человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой, говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый.

2.Индуктор (слайд 2):

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В.Шефнер.

-Как вы понимаете этот отрывок стихотворения?

-Каким словом можно действительно убить? Приведите такие примеры.( Ругательным словом, обидным словом можно глубоко ранить человека)

-Каким словом и отчего можно спасти? (Добрым словом, теплым. отзывчивым)

2.Работа с пословицами.

Из предложенных пословиц (слайд 3) выбрать пословицы о речи и классифицировать их по признакам.

  •                 Без языка и колокол нем.
  • Больше знай - меньше болтай.
  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.
  • Где много слов, там мало дел.
  • Говори лишь о том, что знаешь.
  • Говори меньше - думай больше.
  • Говорить легко, делать трудно.
  • Доброе слово окрыляет.
  • Добрый человек говорит мало.
  • Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

Хорошую речь приятно слушать.

  • За её языком не поспеешь и босиком.
  • Каков ум, такова и речь.
  • Когда говоришь, хорошенько думай.
  • Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.
  • Красна речь поговоркой. Краткость - сестра таланта. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
  • Лучшее лекарство - всегда говорить правду.

                             Мели, Емеля, твоя неделя

  • О болтливости
  • Слово и дело
  • Ум и речь
  • О добром слове
  • Качества речи
  • Значение слова (слайд 4)

3. Беседа.

-Назовите качества речи , которые называются в этих пословицах. (краткость, ясность, выразительность, меткость)

-Какие еще должны быть качества у речи? ( богатство, чистота, логичность, правильность, уместность) слайд 5

 Такой должна быть правильная речь

-Что подразумевается под правильностью речи?

( языковая норма) Слайд 6

Языковая норма- это совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи.

4. Анализируя примеры, определите типы норм литературного языка (слайд 7)

Скучно-скушно

Свекла- свЁкла (норма произношения)

торты- торты

звонит- звонит ( норма ударения)

ихний- их

местов-мест (морфологическая норма)

очаровательство – очарование ( словообразовательная)

Отец Павла посвятил свою жизнь побоям (фразеологическая)

К службе он относился честно и добровольно. (лексическая)

Мать начинает гордиться за меня. ( синтаксическая )

Вывод: - А зачем нужны  языковые  нормы?

(Правильно говорить.  Сохранять литературный язык.)

5. Подведение итогов исследования речи в школе.

 Исследовали употребление слов благодарности в родной школе, а именно, раздевалка, столовая, библиотека.  Результаты наблюдений показали, что ребята чаще благодарят взрослых за какую – то услугу, но при этом используют только одно слово спасибо. Удручающее впечатление произвело на нас то, что в общении друг с другом  учащиеся вообще не используют слов благодарности, часто употребляют бранные слова. Порой в коридоре школы можно услышать даже мат. Сквернословие незаметно становится болезнью. Особенно уродливо звучит оно в устах молодежи. А как же нормы литературного языка?

Мы с вами столкнулись с противоречием: с одной стороны – слово – удивительный дар, показатель внутренней культуры, а с другой – уровень речевой культуры постоянно снижается. В чем же причина?

- Почему уровень речевой культуры постоянно снижается?

( Ответы  учащихся  могут быть разными:

- Мало читают.

-Телевидение растлевает молодежь.

- Нет образцов  для подражания.

  Вывод учителя: Речь выступающих с экрана зачастую неправильная, с просторечными,  грубыми словами, отличается употреблением жаргонных слов.  Стоять в общественном месте и выражаться матом стало модным, престижным. А как же слово, которое является  великим делом, как когда-то говаривал Толстой?

6. Работа с текстом (слайд 8)

«Ну, главный герой э-э-э книги — типа такой, в общем, человек. Короче, ездит он как бы по нашей, эта, русской земле, значит, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от помещиков до простых. Так сказать, взят он больше типа затем, чтобы э-э-э показать, так сказать, недостатки и, так сказать, как бы пороки э-э-э русского человека.»

-Догадайтесь, о каком произведении русской классики поведал старшеклассник? Кто-то догадался? Правильно, о поэме Гоголя «Мертвые души»…

-Чем перегружен текст?

(словами-паразитами)

- Исправьте текст и сделайте вывод.

Вывод: речь заражена словами-паразитами. В этом отрывке их концентрация опасная — для говорящего и... слушающего. Словесный мусор в виде подобных слов — бич общества в целом. Из-за этого речь становится невнятной, малопонятной, что нарушает ясное и правильное восприятие ее собеседником, слушатель устает, раздражается.

7. Слово учителя.  (слайд 9)

 Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Это наше зеркало и пусть оно не будет грязным.

 В завершении урока попробуйте сформулировать несколько советов ровесникам, которые помогут обогатить словарный запас, позволят сформировать языковую культуру, сохранить литературный язык и соблюдать языковые нормы.

8. Домашнее задание. (слайд 10)

Обобщить работу на уроке (по выбору учащихся).

1.Написать сочинение –миниатюру:

«Роль языковой нормы в современном обществе»

«Красивая речь. Актуально ли это?» (на выбор)

2.Сделать карточки по нормам языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демонстрационный материал к урокам физической культуры "Гимнастика в 5-11 классах"

В данной работе предлагается материал по учебному разделу "Гимнастика". Презентация может быть использована учителями физической культуры на уроках гимнастики в 5-11 классах....

Проект урока по теме "Смешанные числа", математика 5 класс

Урок изучения нового материала по математики в 5 классе по учебнику "Математика. 5 класс Дорофеева Г. В., Шарыгина И. Ф. Для наглядного восприятия материала предлагаю использовать презентацию....

программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса "Жар-птица"

программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Проект урока: Мүнгэн хүнэй ажабайдалда ямар hуури эзэлнэб? Роль денег в жизни человека

Хэшээлэй темэ: Мүнгэн хүнэй ажабайдалда ямар hуури эзэлнэб?Хэшээлэй зорилго: Элдэб янзын источнигуудһаа һурагшадай эрдэм мэдэсэеэ гүнзэгырүүлхэдэ, ажал хүдэлмэри хэхэдэ таатай условинуудые бэлэдхэхэ. ...

Проект урока физической культуры

Передача мяча двумя руками от груди. Ведение в движении....

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...