Разработка урока по русскому языку "Имена существительные мужского рода"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

                       Тип урока – урок изучения новой темы

                        Вид урока -  урок- коллективно-творческое дело

                                     

                Тема урока  «Имена существительные мужского рода»  

                                               Класс -5класс.

 

       Цели урока: 1.Формирование умений различать и правильно употреблять в речи имена существительные мужского рода;

                           Выработка навыков анализа текста;

                   2. Развитие фантазии, речевых навыков  учащихся, а также

                  чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи;

                 3.Воспитание любви и бережного отношения к деревьям.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

           

                       Тип урока – урок изучения новой темы

                        Вид урока -  урок- коллективно-творческое дело

                                     

                Тема урока  «Имена существительные мужского рода»  

                                               Класс -5класс.

 

       Цели урока: 1.Формирование умений различать и правильно употреблять в речи имена существительные мужского рода;

                           Выработка навыков анализа текста;

                   2. Развитие фантазии, речевых навыков  учащихся, а также

                  чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи;

                 3.Воспитание любви и бережного отношения к деревьям.  

             

           

Оборудование: Эпиграф «Дерево- вечная красота», «Толковые словари русского языка»С.И.Ожегова, тексты, карточки-задания для групп, кластеры,  синквейны, компьютер с проектором, книжка, выставки рисунков любимых деревьев ребят, памятка для выставления оценок за диктант.

                           

                   

                               

       

                              Ооржак Кара-кыс Доржуевна 

                  Стаж работы- 22 лет; категория- 1.                   

                                     

                                           МБОУ СОШ с.Шеми 

                               2014-2015 учебный год

   

 Класс разделить на 4 группы по 3 ученика в каждой группе. Титульный лист книжки «Дерево- вечная красота» заранее иллюстрирована и подготовлена членами редколлегии класса.

                           

                      Ход урока:   I. Вызов:

а) Игра «Четвертое лишнее»         1. ДУБ, БЕРЕЗА, КЕДР,  КЛЕН.

- Почему вы считаете, что слово береза лишнее?  (слово береза женского рода)

- А какие слова остались на доске? Что они обозначают?

-Что у них общего?

- А как вы думаете, чем деревья отличаются от цветов и ягод?

- Согласны ли вы с высказыванием «Дерево- вечная красота»?

-Как вы понимаете значение слова «вечная», «вечная красота»?  

б) *В подтверждение ваших слов давайте послушаем стихотворение С.А.Есенина «Береза»

 Выразительное чтение стихотворения желающим учеником.

б) Сообщение темы и целей урока. 

  - На этом уроке мы изучим особенности имен существительных мужского рода, а также поговорим о деревьях. Урок сегодня не обычный, а коллективно-творческий, так как из выполненных вами заданий мы выпустим свою небольшую книжечку. Помните, ребята, что именно от вашей работы зависит работа всей группы.

             

         II. Осмысление.     

 1. а) Работа со сгруппированными именами существительными мужского рода.

(1 столбик- имена существительные с твердой основой, 2 столбик– с мягкой основой,

3- с окончаниями –а, -я, обозначающие лиц мужского пола.)

- На доске записаны  имена существительные мужского рода. 

Как  вы думаете, почему я их сгруппировала в отдельные ряды?

                                ЛЕС                                  ТОПОЛЬ                                          ПАПА

                                КЛЕН                               ЯСЕНЬ                                             ДЯДЯ

                                ДУБ                                  КОРЕНЬ                                          МИША

             - Прочитайте слова из первого столбика и сделайте вывод, какие имена существительные относятся к мужскому роду?

             - А какие существительные записаны во втором и третьем столбике?

       б) Формулировка общего вывода по теме самими учащимися.      

             

        2. Комментированное чтение теоретического материала на стр.187. 

                   (С.Д.Ашурова и др. «Русский язык» учебник для 5 класса нац.школ).

           - Назовите имена существительные из нашего класса, относящиеся к мужскому роду.

           - А к какому роду относятся имена существительные в тувинском языке? Почему?

           

       3. Составление кластеров из названий деревьев и определение их родов.

–Так и хочется сказать, что дерево- живое, одушевленное. Ведь названия всех  деревьев относятся либо к мужскому, либо к женскому  роду.  Давайте составим кластер из названий деревьев и определим их род. Посмотрим, у кого получатся самые длинные гроздья.

 

        4. Выразительное чтение текста наизусть одним учащимся.

             « У самой тропинки, на берегу ручья, растет диво дивное- берёза. Это очень приятное, белоствольное веселое дерево. Оно всегда улыбается, а весной, когда она покроется нежной зеленой листвой, даже смеется. Любуясь на нее, сам невольно начинаешь улыбаться. Береза –единственное в мире дерево с белой корой. О березках в народе сложено много песен. Они с любовью называли это дерево «березонька веселая, березка кудрявая» Поэт Сергей Есенин называл Русь «страной березового ситца»

  - Как бы вы назвали этот текст?

  - В чем, по мнению автора, красота березы?

  -Чем оно отличается от всех других деревьев в мире?

  - Какова тема и основная мысль этого текста?

Словарная работа

  - Найдите в тексте однокоренные слова.

  -Диво, дивное. Давайте продолжим ряд однокоренных слов: удивляется, удивительный ...

  - Докажите, что это одноколенные слова, а не формы одного слова. Давайте сделаем и разбор этих слов по составу.

(Что?- диво- им.сущ. среднего рода; какое?- дивное-им.прил. ; что делает?-удивляется- глагол;

Какой?- удивительный-им.прилагательное).

   

        5. Работа с текстом. 

            Дерево-это вечная красота. Оказывается, деревья тоже живут в своем особом мире. Древесное царство- красивое, мудрое, духовно значимое для людей. Согласно легенде,

деревья- это дети Земли и Неба. Как и все дети, каждое дерево по-своему красиво, символично. Например, береза-символ Руси, дуб- символ мужества, силы, величия. А тополь- тонкий, стройный, как подтянутый рыцарь.

         У каждого дерева свой характер, свои привычки, свой голос, как и у людей.

      а) Ассоциативная игра «Кто кого напоминает?»

  -Кого из вашего класса можно сравнить с березой? Почему вы так считаете?

             ( Диану, т.к. она красивая, белолицая, с кудрявыми волосами, всегда веселая и т.д.).

 - А какое дерево напоминает вам Хемчик? Почему вы так считаете?

                         (-Тополь, т.к. он сильный, красивый и т.д.)

  б) Словарная работа

 - Давайте найдем из текста имена существительные мужского рода и определим их значения по «Толковому словарю» С.И.Ожегова по вариантам: Мир -1 вариант; символ-2 вариант; тополь-3 вариант; рыцарь-4 вариант.

в) Игра «Что это?»: Лес, в котором растут хвойные деревья (бор).

                                           Лес, в котором растут лиственные породы деревьев (роща).

                                           Ельник -?…        .  Осинник-? …              .

                                           Березняк-? …      . Дубрава -?…               .

III.Рефлексия.  1. Работа в 4 группах: Работы оцениваются по группам.

     -А теперь разделимся на 4 группы и выполним задания своей группы на листочках-страницах нашей книжки о деревьях. Постарайтесь употреблять в работе имена существительные с соответствующими именами прилагательными в мужском роде. Задания каждой группы на отдельных листочках:

                                           1-ая группа-  Составление диалога на тему «Как я стала елью»

                                           2-ая группа- Рассказ «Деревья нашего леса»

                                           3-я группа- Составление кроссворда из названий деревьев.

                                           4-ая группа: Перевод текста «Балыгланган ыяштар» на русский язык

     2. Словарный распределительный диктант.

Записать слова, распределяя на мужской и женский род.

Тайга, мороз, корень, ветка, личинка, плод, воздух,

красота, хвоя, аллея , свет, вода, лист, символ.  

     3. Презентация на компьютере правильного варианта выполнения словарного диктанта.

     4. Взаимопроверка работ и выставление оценок самими учащимися.

Памятка для учащихся: за 13-14 правильных ответов- «5»,  за 10-12 – «4»,  за 7-9 - «3».    

    5. Проверка домашнего задания ребят и выставление оценок.

         * Мы живем около красивого леса Борбак-Арыг, известного во всей Тыве. Давайте, теперь послушаем Чечену, которая вместе с учителем биологии подготовила нам интересный рассказ о деревьях нашего леса. « Как живут и растут деревья?» (Солнечный свет питает их корни….)      

         * Показ рисунков любимых деревьев ребят.

6. Беседа на экологическую тему.

- Но, оказывается, деревьям бывает и больно. Как вы думаете, от чего им бывает больно?

   (Пожары, удары топором, сильные морозы, червяки,… )

   -Как вы думаете, какого слова деревья боятся больше всего? Почему? (Пожар уничтожает на своем пути все, не оставляя ни растений, ни животных)

   - Как мы можем помочь деревьям? Что мы можем  сделать?

       7. Работа со стихотворением:  

  -Давайте прочитаем отрывок из стихотворения :

                           Не ломай березы белой,

                           Не губи души лесной,

                           Не губи и зла не делай,

                           И особенно весной!

- Давайте и мы прислушаемся к этим словам, не будем ломать, губить, делать зло таким же детям природы, как и мы с вами. Помните, им тоже бывает больно! Подумать страшно, что было бы, если бы деревья совсем исчезли из нашей жизни.

  - Скажите, чем же полезны людям и животным деревья? Что мы изготавливаем из них?

       8. Составление синквейнов о деревьях.

Например,                         Деревья

                                 Нужные, красивые, полезные

                                 Строят, кормят, украшают

                                 Полезное растение  Земли

                                           Красота.

 *Пока ребята сочиняют синквейн, собрать все листочки каждой группы и «выпустить» и показать книжку о деревьях. На последних страницах мы поместим все рисунки ваших любимых деревьев.

                                   

 IY. Подведение итогов урока и выставление оценок.

а)  «Неоконченная фраза» Сегодня на уроке мне было ….

 Y. Информация о домашнем задании: Выберите и выполните одно из следующих заданий:

             1.   а) Сочинить сказку «Спор деревьев» или

                   б)Составить рассказ « Береза плакала»

             2.  Сочинить  две загадки о деревьях.

                       

                                Последовательность этапов урока:

                                         I. Вызов 4 мин.

  а) Игра «Четвертое лишнее» - 3 мин.

  б) Сообщение темы и целей урока – 1 мин.

                                           

                                             II. Осмысление – 15 мин.

   

   1. а) Работа со сгруппированными именами существительными мужского рода.

       б) Формулировка общего вывода по теме самими учащимися.      

             

    2. Комментированное чтение теоретического материала на стр.187. 

    3.Составление кластеров из названий деревьев и определение их родов. 

     4.Выразительное чтение текста наизусть одним учащимся.

Диво, дивное. Давайте и мы продолжим ряд однокоренных слов: удивляется, удивительный ...

   

    5.Работа с текстом. 

    а) Ассоциативная игра «Кто кого напоминает?»

    б) Словарная работа: по «Толковому словарю» С.И.Ожегова ;

    в) Игра «Что это?»:

                                    III.Рефлексия -20-21 мин.

     1. Работа в 4 группах:  

     2.Словарный распределительный диктант.

     3. На компьютере показать правильный вариант выполнения словарного диктанта.

     4.Взаимопроверка работ и выставление оценок самими учащимися.

     5. Проверка домашнего задания ребят.

        а) Рассказ о жизни деревьев в нашем Борбак-Арыге

        б)Показ выставки рисунков любимых деревьев ребят.

     6. Беседа на экологическую тему.

      7. Работа со стихотворением:  

      8.Составление синквейнов о деревьях.

                               IY. Подведение итогов урока и выставление оценок -4 мин.

           а)  «Неоконченная фраза» Сегодня на уроке мне было ….

                                      Y. Информация о домашнем задании – 1 мин.

        


                Уменьшенная форма плаката к уроку  по теме «Имена существительные мужского рода»

                     

                                              БЕРЕЗОВАЯ РОЩА.

       РОЩА- это лес, где растут лиственные породы деревьев: тополь, береза, ива.

     Из всех деревьев русского леса милее всех- береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты берестой.

 В березовой роще часто собираются певчие птицы.

                                        СОСНОВЫЙ БОР.

   

     Бор- это лес, где растут хвойные деревья: сосна, кедр, ель.

     Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Как свечи гордо стоят деревья. Через их вершины пробиваются лучи солнца. Как хорошо пахнет в сосновом бору!

                                             

Уменьшенная форма эпиграфа к уроку  по теме «Имена существительные мужского рода»

      «Дерево-

  вечная красота»

                             


         


       

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 10 классе `Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода`

Презентация к уроку русского языка в 10 классе `Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода` (по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.)...

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".

Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока  с презентацией....

урок по теме "Имена существительные общего рода"

Разработка урока по теме : "Имена существительные общего рода" для 6 класса по русскому языку...

методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"

технологическая карта урока  по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...

Урок-исследование "Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящим на конце"

На уроке решаются следующие задачи:Образовательные:- закреплять умение выделять имена существительные в речи, определять их род;- формировать умения в применении на практике правила правописания имён ...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Окончания прилагательных женского рода"

Урок разработан для обучающихся 6 класса с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС....