Сложные предложения с разными видами связи. 11 кл.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Медведева Людмила Григорьевна

Цель: повторить виды сложных предложений, закрепить умение определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Цели: повторить виды сложных предложений, закрепить умение определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Слайд 1. 1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание 4).       5мин. 

-Найдите слова с ошибочным ударением (по вариантам):          

1 вариант                                                                                                   2 вариант

 

1.цЕмент

2.клАла

3.звонИт

4.прИняли

5.апОстроф

6.квАртал

7.мЕстностей

8.прОстыня

9.оцененА

10.нОвостей

11. бралА

12.взялА

13.Эксперт

14.Иконопись

15.сливОвый

16.пОгнутый

17.грушЕвый

18.кровотОчить

19.вероисповедАние

20.добелА

Слайд 2. Самопроверка.                                                                                                      1мин.

Слайд 3-5. 2. Задание «Дай толкование слова» (задание 3 ЕГЭ).                                        6 мин.

  1.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫХОД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ВЫ́ХОД, -а, муж.

1. см. выйти.

2. Появление на сцене действующего лица. Ваш в.! (напоминание актёру, находящемуся за сценой).

3. Место, где выходят, а также место, где что-н. выступает наружу, выпускается, вытекает. Стоять у выхода. Запасный в. В. алмазоносной трубки.

4. Способ разрешить трудность, выйти из затруднения. В. из положения.

5. Количество произведённого продукта (спец.). Норма выхода. Высокий в. шерсти у овец.

(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<...> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДВИЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ДВИЖЕ́НИЕ, -я, ср.

1. см. двигаться.

2. Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира. Нет материи без движения и движения без материи.

3. Перемещение кого-чего-н. в определённом направлении. Вращательное д. Привести в д. что-н. Д. планет. Д. войск.

4. Изменение положения тела или его частей. Д. руки. Неловкое д. Лежать без движения.

5. перен. Внутреннее побуждение, вызванное каким-н. чувством, переживанием. Д. сердца. Душевное д.

6. Езда, ходьба в разных направлениях. Оживлённое д. транспорта. Правила дорожного движения. Служба движения (отдел управления на транспорте).

7. перен. Оживлённость, напряжённость действия. В пьесе мало движения.

8. Активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели. Демократическое д. Д. сторонников мира.

9. Переход из одного состояния, из одной стадии развития в другое состояние, другую стадию. Д. событий.

(1)Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. (2)Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды. (3)Неудивительно <...>, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УЧЁНЫЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

УЧЁНЫЙ, -ая, -ое; -ен.

1. Выученный, наученный чему-н. Учёного учить только портить (посл.). Не учи учёного (говорится в знач. знаю сам, не хуже тебя; разг.). Учёные медведи (дрессированные).

2. Много знающий, образованный. У. человек. Не очень учён кто-н. (не получил образования).

3. полн. Относящийся к науке, научный. У. спор. Учёное звание. Учёная степень. У. совет (научный коллегиальный орган в научно-исследовательских учреждениях, вузах).

4. учёный, -ого, муж. Специалист в какой-н. области науки. У. с мировым именем. У.-экспериментатор.

(1)Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. (2)Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. (3)<...>, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

Слайд 6. 3. Расставить знаки препинания, составить схему, дать характеристику предложения:

  6мин.

Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир  освещать,  другое  дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.

– Объясните постановку двоеточия и тире.

– О каком же дереве говорится в загадке?

– Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами. И сейчас с их помощью мы повторим виды сложных предложений.

Слайд 7. Определение темы и целей урока.

- На примере этого предложения назовите тему урока и сформулируйте цели урока.   2 мин.

2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Фронтальный опрос.                                                                                   1 мин.        

– Какие виды сложных предложений вам известны?

– Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?                                                                                                                

  1. Этап первичной проверки понимания изученного.                                     10 мин.

Слайды 8-10

 Определить вид сложного предложения, назвать виды связи, составить схему.

         а) В глуши на почве раскаленной

         Береза старая стоит;

         В ее вершине обнаженной

         Зеленый лист не шелестит.

       И. Никитин

         б) Без березы не мыслю России –

                    Так светла по-славянски она,

                    Что, быть может, в столетья иные

                    От березы вся Русь рождена.

                                               О. Шестинский

         в) Я люблю, когда шумят березы,

         Когда листья падают с берез.

Н. Рубцов

г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.

– Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?

Слайд 11.   Работа со схемами:                                                                                        2 мин.

– Сравните предложенные схемы:

[   ], и, (хотя), [   ].                         [   ], и (хотя), но [   ].

[   ], и, (но), [ , (если), ].                [   ], и (но) [ (если), то ].

– Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях?

ЗАПОМНИТЕ: либо то (но, так), либо другое (запятая).

-Какое это задание в КИМах  ЕГЭ? (задание 19)

-Прочитайте, как звучит задание 19.

4. Этап закрепления и применения изученного.

Сборник ЕГЭ - 2015, задание 19, варианты 1-5.                                                                        10мин.

Слайд 12. 5.Подведение итогов урока, рефлексия  и запись д\з: Сборник ЕГЭ - 2015, задание 19, варианты 6-15.                                                                                                                                    2мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найдите слова с ошибочным ударением ( задание 4 ЕГЭ ) 1 вариант 1.цЕмент 2.клАла 3.звонИт 4.прИняли 5.апОстроф 6.квАртал 7.мЕстностей 8.прОстыня 9.оцененА 10.нОвостей 2 вариант 11 . бралА 12.взялА 13.Эксперт 14.Иконопись 15.сливОвый 16.пОгнутый 17.грушЕвый 18.кровотОчить 19.вероисповедАние 20.добелА

Слайд 2

Ответы: 1 вариант 1.цЕмент 5 . апОстроф 6.квАртал 8.прОстыня 10.нОвостей 2 вариант 13.Эксперт 15.сливОвый 17.грушЕвый 18.кровотОчить 19.вероисповедАние

Слайд 3

«Дай толкование слова» (задание 3 ЕГЭ ) Прочитайте фрагмент словарной статьи , в которой приводятся значения слова ВЫХОД. Определите значение , в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста . Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВЫ́ХОД , -а, муж. 1. см. выйти. 2. Появление на сцене действующего лица. Ваш в. ! ( напоминание актёру, находящемуся за сценой ). 3. Место, где выходят , а также место, где что-н. выступает наружу , выпускается , вытекает . Стоять у выхода . Запасный в. В. алмазоносной трубки . 4. Способ разрешить трудность , выйти из затруднения . В. из положения . 5. Количество произведённого продукта (спец.). Норма выхода . Высокий в. шерсти у овец. ( 1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов , грунтовых и подземных ( глубинных ) вод. (2)<...> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику . (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений .

Слайд 4

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДВИЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ДВИЖЕ́НИЕ , -я, ср. 1. см. двигаться . 2. Форма существования материи , непрерывный процесс развития материального мира. Нет материи без движения и движения без материи . 3. Перемещение кого-чего-н . в определённом направлении . Вращательное д. Привести в д. что-н. Д. планет . Д. войск. 4. Изменение положения тела или его частей . Д. руки. Неловкое д. Лежать без движения . 5. перен. Внутреннее побуждение , вызванное каким-н. чувством , переживанием . Д. серд­ца. Душевное д. 6. Езда, ходьба в разных направлениях . Оживлённое д. транспорта . Правила дорожного движения . Служба движения (отдел управления на транспорте ). 7. перен. Оживлённость, напряжённость действия . В пьесе мало движения . 8. Активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели. Демократическое д. Д. сторонников мира. 9. Переход из одного состояния , из одной стадии развития в другое состояние , другую стадию . Д. событий. (1)Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно , заметили одну странную особенность : улица, только что полная движения , кажется в такие мгновения слов­но за­стыв­шей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны , отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда . ( 2)Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды . ( 3)Неудивительно <...>, что улица, полная разнообразных движений , представляется при свете молнии совершенно неподвижной : ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды .

Слайд 5

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УЧЁНЫЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. УЧЁНЫЙ , - ая , - ое ; - ен . 1. Выученный , наученный чему-н. Учёного учить только пор­тить (посл.). Не учи учёного ( говорится в знач. знаю сам, не хуже тебя; разг.). Учёные медведи ( дрессированные ). 2. Много знающий , образованный . У. человек . Не очень учён кто-н. (не получил образования ). 3. полн. Относящийся к науке, научный . У. спор. Учёное звание . Учёная степень . У. совет ( научный коллегиальный орган в научно-исследовательских учреждениях , вузах). 4. учёный, -ого, муж. Специалист в какой-н. области науки. У. с мировым именем . У.- экспериментатор . (1)Лю­би­те­ли по­на­блю­дать за живой па­лит­рой осен­них ли­стьев об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, что она по­туск­не­ла, и при­шли к та­ко­му вы­во­ду: гло­баль­ное по­теп­ле­ние кли­ма­та пла­не­ты вли­я­ет на ин­тен­сив­ность окрас­ки осен­ней лист­вы. (2)Изу­чая, каким об­ра­зом кли­мат вли­я­ет на цвет ли­стьев, учёные при­шли к вы­во­ду, что при за­су­хе ли­стья ко­рич­не­ве­ют и опа­да­ют, а при об­лач­ной по­го­де в листе за­мед­ля­ет­ся об­ра­зо­ва­ние крас­но­го пиг­мен­та. (3)<...>, ин­тен­сив­ность цвета осен­них ли­стьев за­ви­сит от по­го­ды.

Слайд 6

Расставить знаки препинания, составить схему, дать характеристику предложени я : Есть дерево о четыре дела первое дело мир освещать другое дело крик утишать третье дело больных исцелять четвертое дело чистоту соблюдать . Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.

Слайд 7

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Цели : повторить виды сложных предложений , закрепить умение определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи , расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.

Слайд 8

Определить вид сложного предложения , назвать виды связи, составить схему. а ) В глуши на почве раскаленной Береза старая стоит; В ее вершине обнаженной Зеленый лист не шелестит. И. Никитин

Слайд 9

б ) Без березы не мыслю России – Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От березы вся Русь рождена. О. Шестинский

Слайд 10

в) Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Н. Рубцов г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.

Слайд 11

Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях? [ ], и, (хотя), [ ]. [ ], и (хотя), но [ ]. [ ], и, (но), [ , (если), ]. [ ], и (но) [ (если), то ].

Слайд 12

д\з : Сборник ЕГЭ - 2015, задание 19, варианты 6-15. Продолжите фразу: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я попробую… У меня получилось… Я смог… Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Сложные предложения с разными видами связи.

Конспект урока разработан для учащихся 9 класса.   Ход урока способствует развитию интеллектуальных  и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализаци...

Сложные предложения с разными видами связи.

Презентация позволит зрительно объяснить материал....

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...