Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Воловикова Татьяна Ивановна

Материалы открытого урока по теме "Повторение и обощение "Имя числительное" в рамках предметной недели русского языка: конспект урока, презентация, приложения.

Методические материалы урока апробированы на ХIV межрегиональном фестивале педагогических идей учителей-словесников «Открытый урок» в номинации "Мой лучшиий урок" 29.04.2019г.[электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей учителей-словесников "Открытый урок": Сб. тез. – Чебоксары: Чув.республ. ин-т образования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

Нижнекамкого муниципального района Республики Татарстан

6 класс                                учитель русского языка  и  литературы

Воловикова  Татьяна  Ивановна

Дата: 21.02.2019

Тема урока: Повторение и обобщение материала

по теме «Имя числительное»

Ц е л и у р о к а: обобщить и систематизировать изученный материал; совершенствовать орфографические навыки; развивать устную  речь.

Личностные УУД. Смыслообразование.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Самооценка.

Познавательные УУД. Синтез знаний. Построение рассуждения на основе схемы.

Коммуникативные УУД. Участие в групповой работе. Оценка деятельности товарищей. Развитие устной речи. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД : развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕобучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
  • КОММУНИКАТИВНЫЕформирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.

Ход урока

Слово учителя: Доброе утро, ребята!

Сегодня двадцать первое февраля две тысячи девятнадцатого года. Четвертый день недели. Через семь суток наступит первый месяц весны – март, который завершит третью  четверть учебного года. И вас ждут весенние каникулы. Но это произойдет на раньше тридцати восьми дней (слайд 2)

-И как вы уже догадались, говорить мы сегодня будем …

о  числительных.

-Какая цель стоит перед нами сегодня? (формулируют по опорным словам)

  • повторить и обобщить теоретические сведения о числительном как  части речи, его морфологических признаках, роли в предложении (слайд 3)

-Какие задачи сегодня перед нами? (формулируют обучающиеся)

- правильно произносить и писать числительные;

- грамотно использовать числительные в своей речи (слайд 4)

(Запись даты и темы урока в тетрадь).

Сначала проверим, как вы знаете теоретический материал. У вас на партах рабочий лист (приложение №1), оценочный лист, карточки с текстом (приложение  №2), цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для физкультминутки.

I. Лингвистическая разминка.

 Занимательный материал о числительных: семь, сорок, миллион. Сообщения учащихся (индивидуальные задания). На слайдах статьи из этимологического словаря (слайд 5)

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение и обобщение материала.

Задание 1. Подготовка ответов на «слепую» схему (слайды 6-7).

Устные выступления учащихся (Задание из упр. 430) выполняется по группам. Каждая из групп готовит свою схему и защищает ее. После выступления группы демонстрируют свою готовность свободно склонять числительные. (Оценивают).

Задание 2. Склонение числительных (слайды 8-9)

Восемьсот (рублей), две тысячи девятнадцатый (год)

(Проговаривают, затем самопроверка по слайду) (Оценивают)

Задание 3.Юный редактор (работа в паре). Найдите ошибку в предложениях, отредактируйте и запишите правильный вариант. (Проговариваем, проверяем по слайду 10)(Оценивают)

Физкультминутка

Игра «Светофор» (слайд 11)

Задание 4.  Лучший диктор (работа с текстом). Во время чтения текста авторитетное жюри следит за чтением числительных, темпом, выразительностью.(слайд 12)

Задание 5. Тестирование с самопроверкой (слайд 13),

 (самоанализ по слайду 14)

IV. Подведение итогов урока.

Выводы:  Самоанализ усвоения материала (оценочный лист).

Рефлексия (слайд 15)

-Удалось ли нам достигнуть заданных целей?

-Что было самым интересным?

-Что показалось сложным?

Оцените свою работу на уроке.

 Критерии оценивания:

15-14 баллов – «5»

13-12 баллов – «4»

11-10 баллов – «3»

меньше 10 баллов – «не расстраивайтесь, у вас все получится»

V. Домашнее задание (дифференцированное) (слайд 16):

  1. Упр.431(списать третий абзац текста, заменяя числа словами).
  2. Составить предложения с числительными и определить их разряд (5-7 предложений)
  3. Написать мини-сочинение с использованием числительных.

Приложение №1

Рабочий лист (Ф.И.)

Задание 1. Работа со «слепой» схемой «Что я знаю о числительном?» (работа в группе)                   .                                                                                             

Задание 2. Склонение числительных (самопроверкой).

И.п. восемсот(рублей)                 И.п. две тысячи девятнадцатый(год)

Р.п. восьмс…                                   Р.п. ……………девятнадцат…

Д.п. к восьмст..                          Д.п. ……………девятнадцат…

В.п. восемс..                                  В.п……………. девятнадцат...

Т.п. восем….ст                                    Т.п. …………….девятнадцат…

П.п. о восьмст                          П.п. ………….    девятнадцат..        .                                   5б.  

  Задание 3. Юный редактор. Найдите ошибку в предложениях, отредактируйте их и запишите правильный вариант (работа в паре).

1. Девочка держала куклу обоими руками. –

2. Трое подруг гуляли в парке. –                                                                                                                 2б.                                                                                                                                                              

Задание 4. Лучший диктор (работа с текстом)

Критерии оценивания:

1.Темп чтения

2. Интонация

3. Ошибки в падежных формах числительных

4. Искажение слов                                                                                                                                

Задание 5. Тестирование с самопроверкой.  

1. В каком ряду оба слова – числительные?

а)  тройка, пятнадцатый

б)  второй, двадцать

в)  шестому, пятерка

2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?

а)  сем..надцать

б)  сед..мой

в)  сем..сот

3.  Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)

а)  к две тысячи десятому году

б)  полутора месяцев

в)  на обоих сторонах                                                                                                                                  3 б.

Приложение №2

Текст

Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко  содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.

Текст

Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко  содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.

Текст

Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко  содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.

Текст

Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко  содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель : Воловикова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» Нижнекамкого муниципального района Республики Татарстан Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Имя числительное» 6 класс

Слайд 2

Сегодня двадцать первое февраля две тысячи девятнадцатого года. Четвертый день недели. Через семь суток наступит первый месяц весны – м арт, который завершит третью четверть учебного года. И вас ждут весенние каникулы. Но это произойдет не раньше тридцати восьми дней.

Слайд 3

Цель урока: -повторить и обобщить теоретические сведения о числительном как части речи, его морфологических признаках, роли в предложении

Слайд 4

Задачи урока: -правильно произносить и писать числительные; -грамотно использовать числительные в своей речи

Слайд 6

Что я знаю о числительном? Имя числительное обозначает отвечает делится изменяется является

Слайд 7

Что я знаю о числительном? Имя числительное – это самостоятельная часть речи Обозначает количество предметов, число и порядок при счете Отвечает на вопросы: сколько? какой? Делится по составу на простые и составные, по группам на порядковые и количественные(целые, дробные и собирательные) Изменяется по падежам, а порядковые по родам Является всеми членами предложения

Слайд 8

Склонение числительных И.п . восем .. сот И.п . две тысячи девят надцат ый Р.п . восьм .. с.. Р.п . ……………….... девят надцат … Д.п . к восьм .. ст .. Д.п . ………………… девят надцат … В.п . восем .. с.. В.п . …………………. девят надцат … Т.п . восем .. ст .. Т.п . …………………. девят надцат … П.п . о восьм .. ст .. П.п . ………………… девятнадцат …

Слайд 9

Склонение числительных И.п . восем ь сот И.п . две тысячи девят надцат ый Р.п . восьм и сот Р.п . две тысячи девят надцат ого Д.п . к восьм и ст ам Д.п . к две тысячи девят надцат ому В.п . восем ь сот В.п . две тысячи девят надцат ый Т.п . восем ью ст ами Т.п . две тысячи девят надцат ым П.п . о восьм и ст ах П.п . о две тысячи девятнадцат ом

Слайд 10

Юный редактор 1. Девочка держала куклу обеими руками. 2. Три подруги гуляли в парке.

Слайд 11

Физкультминутка Игра « Светофор» Целые числительные- 1 вариант, красная карточка Дробные числительные- 2 вариант, зеленая карточка Собирательные числительные- 3 вариант, желтая карточка

Слайд 12

Лучший диктор Критерии оценивания: 1.Темп чтения 2 . Интонация 3 . Ошибки в падежных формах числительных 4 . Искажение слов

Слайд 13

Задание 5. Тестирование с самопроверкой . 1 . В каком ряду оба слова – числительные? а ) тройка, пятнадцатый б ) второй, двадцать в ) шестому, пятерка 2 . В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь? а ) сем.. надцать б ) сед..мой в ) сем..сот 3 . Укажите пример с грамматической ошибкой ( с нарушением речевой нормы) а ) к две тысячи десятому году б ) полутора месяцев в ) на обоих сторонах

Слайд 14

Задание 5. Тестирование с самопроверкой . 1 . В каком ряду оба слова – числительные? а ) тройка, пятнадцатый б ) второй, двадцать в ) шестому, пятерка 2 . В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь? а ) семнадцать б ) седьмой в ) семьсот 3 . Укажите пример с грамматической ошибкой ( с нарушением речевой нормы) а ) к две тысячи десятому году б ) полутора месяцев в ) на обоих сторонах / на обеих сторонах

Слайд 16

Домашняя работа: Упр.431(списать третий абзац текста, заменяя числа словами). Составить предложения с числительными и определить их разряд (5-7предложений) Написать мини-сочинение с использованием числительных.

Слайд 17

Хороших оценок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока контроля знаний по теме :"Имя числительное". 6 класс

Данная контрольная работа разработана  по теме :"Имя числительное" ( учебник Ладыженской). В работе учитывается классификация числительных, предложенных авторами данного учебника по русскому язык...

Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Есть презентация. Могу поделиться, пишите в сообщения...

Конспект урока русского языка по теме "Собирательные числительные"

Цель урока: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильному  употреблению собирательных числительных в речи....

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное" 6 класс

Конспект урока по русскому языку в 6 классе в форме урока-зачета  с использованием материалов краеведения....

План - конспект урока немецкого языка по теме "Повторение числительных" для 5 класса.

План - конспект урока немецкого языка по теме "Повторение числительных" для 5 класса....

Конспект урока русского языка «Семь чудес порядковых числительных»

Автор: Лодыгина Оксана Сергеевна.УМК: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.Класс: 6.Тема:...

Конспект урока по русскому языку "Морфологический разбор числительного"

Тема "Морфологический разбор числительного" (6 класс) Цели урока: Деятельностные: - изучить порядок морфологического разбора имени числительного, совершенствовать навыки нахождения имен числительн...