Конспект урока русского языка Тема: «Притяжательные прилагательные» (6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Крылова Оксана Геннадьевна
 Рассматривается сценарий современного урока русского языка в 6 классе.
Тип урока: урок "открытия" нового знания.
Структура и содержание данного урока соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в технологии системно-деятельностного подхода.
В структуру методической разработки входят следующие этапы: мотивация к учебной деятельности, актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление места и причины затруднения, изучение новой темы урока, физкультминутка, усвоение новых понятий с первичным закреплением, включение нового знания в систему знаний и повторение, рефлексия: итоги урока, домашнее задание: комментарии к домашнему заданию.
Все этапы урока взаимосвязаны между собой, прослеживается плавный переход от одного этапа к другому. Каждый структурный компонент конспекта урока наполнен информационным материалом к уроку в соответствии с темой и выполняемыми функциями.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Притяжательные прилагательные

Слайд 2

Выпишите из данного текста в одну колонку качественные прилагательные, в другую - относительные и в третью - притяжательные Русский лес Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, из охотничьего домика в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея тонкие стволы молодых берез. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые звуки. Где-то застучал неугомонный дятел, белка теребит у вершины ели спелую шишку. Лесную тишину нарушают вдруг веселые негромкие птичьи голоса. Это стайка красногрудых клестов пронеслась над головой. Удивительно красивы эти птицы, оживляющие тишину зимнего леса. (И. Соколов-Микитов)

Слайд 3

Восстановите текст Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает _____________________________, отвечает на вопросы:_____________? ___________?___________? Имена прилагательные изменяются по __________________________________ . В предложении прилагательное чаще всего бывает ___________________В , а в краткой форме -______________________. Начальная форма имени прилагательного -

Слайд 4

Знаю Хочу узнать Узнал(а)

Слайд 5

Давайте подберём однокоренные слова к слову «притяжательные» тянуть тяга притянуть притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит. Исходя из этого, делаем вывод:

Слайд 7

Притяжательные прилагательные Что их отличает от других прилагательных? Страусиное яйцо мамин шарф дедов характер лисий хвост На какой вопрос отвечают? Имеют ли краткую форму? Образуют ли степень сравнения? Сочетаются ли со словом очень ? Можно ли подобрать антонимы?

Слайд 8

-Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета определённому лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи? - не имеют краткой формы; - не образуют степеней сравнения; - не сочетаются со словами очень, весьма; - не образуют антонимических пар; - имеют особые суффиксы: _____?________

Слайд 9

Физминутка Потрудились — отдохнём Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо) Три наклона, прямо встать. (Приседания) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте) Всем улыбки подарили.

Слайд 10

Замените существительные притяжательными прилагательными, запишите их, выделите суффиксы притяжательных прилагательных . Уши волка и зайца - … Хвост павлина и вороны - … Глаза папы, бабушки - … Характер деда - … - Как же образуются притяжательные прилагательные?

Слайд 11

Ведём наблюдения над морфемным составом прилагательных!!! Образуйте от существительных прилагательные. Русь – Даль – Птица – Вывод: относительные, качественные и притяжательные прилагательные сходны по звучанию, но разные по значению морфем.

Слайд 12

Относительные и притяжательные прилагательные употребляются в значении качественных в переносном значении. К какому разряду относятся прилагательные в словосочетаниях ? ЗАЯЧЬЯ нора ЗАЯЧЬЯ шапка ЗАЯЧЬЯ душа

Слайд 13

Чем различаются прилагательные в следующих парах? Определите разряд прилагательных собачья шерсть – собачья преданность золотые часы – золотые руки сердечная мышца – сердечная встреча верблюжий горб – верблюжье одеяло

Слайд 14

Задание . Вставить в текст притяжательные прилагательные. Указать их род, число, падеж. ( Работа в парах) «Знаю ли я сказки?» Лисичка сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни, ( ) хвост. Подивился старик ( ) храбрости. «Кто там бежит?» - спрашивает лисица, услышав () лай. Поселилась лиса в ( ) избёнке, а зайчика выгнала. Содрал волк ( ) шкуру и ждёт Котофея Ивановича.

Слайд 15

Задание . Вставить в текст притяжательные прилагательные. Указать их род, число, падеж. ( Работа в парах) «Знаю ли я сказки?» Лисичка сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни, ( ) хвост. Подивился старик ( ) храбрости. «Кто там бежит?» - спрашивает лисица, услышав () лай. Поселилась лиса в ( ) избёнке, а зайчика выгнала. Содрал волк ( ) шкуру и ждёт Котофея Ивановича.

Слайд 16

Лисичка сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни, (волчий – ед.ч , мр,Ип ) хвост. Подивился старик (лисьей – ед.ч , жр , Дп ) храбрости. «Кто там бежит?» - спрашивает лисица, услышав (собачий – ед.ч , мр,Вп ) лай. Поселилась лиса в (заячьей – ед.ч , жр , Пп ) избёнке, а зайчика выгнала. Содрал волк (баранью – ед.ч , жр,Вп ) шкуру и ждёт Котофея Ивановича.

Слайд 17

Задание. Угадайте, от каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы ? Алещин , Анин, Аничков, Арбузов, Базаов , Балалайкин , Белов, Беседин , Большов, Борисов,Глазов , Горин,Галкин , Дедов,Дранкин , Егоров

Слайд 18

«Восстанови правило» Притяжательные прилагательные обозначают ……. Притяжательные прилагательные изменяются по ……. Притяжательные прилагательные в предложении являются ………….

Слайд 19

«Восстанови правило» Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность человеку, животному, птице. Образуются от существительных и имеют морфологические признаки: род, число, падеж. Склонятся как качественные прилагательные мужского, женского и среднего рода В предложении являются второстепенным членом предложения – определением.

Слайд 21

Способы образования русских фамилий

Слайд 22

1. Фамилии образовывались от имени: (Иван – ИванОв, ИвАнов ; Михайло – Михайлов ; Макар – Макаров ; Никифор – Никифоров ; Тарасий (Тарас) – Тарасов ; Кузьма – Кузьмин , Кузьминых ; Путислав – Путилев, Путинцев, Путилов, Путин ; Степан – Степанов, Стёпин и др.) 2. Фамилии образовывались от названий животных, рыб, птиц и насекомых: (Сорокин, Селезнёв, Гусев, Гусаков, Орлов ; Бобров, Зайцев, Кротов, Кобелев, Лосев ; Лисин, Лисицына ; Ершов, Бычков, Осетрова ; Шмелёв и др.)

Слайд 23

3. Фамилии образовывались от названий растений, цветов и пород деревьев: Корнева, Кедровских, Васильков, Листьев, Клёнин, Овсов и др. 4. Фамилии образовывались от названий профессий: Кузнецов, Плотников, Толмачёв (толмач – переводчик) , Бондарев (бондарь – изготовитель бочек) , Коновалов (коновал – ветеринар) , Псарёв (псарь – надсмотрщик за охотничьими собаками), Сапожников, Приказчиков и др.

Слайд 24

5. Фамилии образовывались от названия места проживания и географических названий: Задорожный ( за дорогой ), Москвитин (житель Москвы), Пермикин (житель Перми), Хохлов (родом из Украины), Казанцев (житель Казани), Новгородцев (житель Новгорода) и др. 6. Фамилии могли быть связаны с социальным происхождением и материальным положением человека: Князев (или бывший княжеский слуга, или богатый, как князь), Царёв (или бывший царский слуга, или богатый, как царь), Чеканов (чекан – маленький топорик, символ власти) и др.

Слайд 25

7. Фамилии образовывались от названий личных качеств человека: Самохвалов ( человек-хвастун ), Бахвалов( хвастун ), Горлов( человек с сильным голосом ), Чистяков( опрятный человек ), Искусных ( даровитый, талантливый человек ), Ломакин ( важничающий человек ) и др. 8. Фамилии могли быть связаны с внешностью человека. Губин ( человек с пухлыми губами ), Чернов ( человек с чёрными волосами ), Малютин ( маленький ), Белый ( белокурый, белолицый человек ), Долгорукий ( человек с длинными руками ) и др.

Слайд 26

. Рефлексия деятельности (итог урока). Что для меня самым полезным было на уроке? Что для меня на уроке было самым интересным? Что на уроке для меня было трудным? На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку? Домашнее задание: П.43, упр.323, история происхождения моей фамилии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация и конспект урока русского языка "Притяжательные местоимения"

Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ». Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. + презентацияТема. Притяжательные местоимения.Цель: ознакомить со значением и спос...

Конспект урока русского языка в 6-ом классе на тему "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока разработам с учетом требований ФГОС и направлен на формирование УУД. В конспекте используется авторский материал (стихотворение, физминутка)...

Конспект урока по теме "Притяжательные прилагательные"

Конспект урока для 6 класса по русскому языку разработан к учебнику под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой....

Конспект урока по теме "Притяжательные прилагательные"

Урок знакомит учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием. Проводится в форме путешествия, что позволяет повысить уровень познавательной активности и общей мо...

Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему

Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении  художественного  текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...