Программа социально-культурной реабилитации «Музыкально-сценическая деятельность воспитанников как средство социальной реабилитации»
рабочая программа на тему

Фролова Ольга Ивановна

Программа социально-культурной реабилитации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sotsialno-kulturnoy_reabilitatsii.docx42.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа социально-культурной реабилитации

«Музыкально-сценическая деятельность воспитанников  как средство социальной реабилитации»

                                             Постановка проблемы.

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт нашей работы убеждает, что одной из наиболее эффективных, а главное, видимых по конечному результату форм реабилитации   является социально-культурная, а именно та ее часть, которая включает творческую деятельность воспитанников в процессе подготовки и проведения различных праздничных и досуговых мероприятий.

У детей, поступающих в Центр, часто наблюдается социально-педагогическая запущенность, низкие интеллектуальные возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои эмоции, у них занижена личностная самооценка, наблюдается комплекс неполноценности.

          Для решения этих проблем и успешной социальной адаптации воспитанников Центра нами и была разработана данная программа, которая позволяет  оказать реабилитационную помощь в развитии, творческом самовыражении через все основные виды музыкально-сценической деятельности. Данная программа является логическим продолжением программы «Развитие творческих способностей воспитанников как средство социальной адаптации», успешная работа по которой, накопленный         опыт и методические разработки  позволили шагнуть за рамки исполнительской деятельности и объединить отдельные формы творческой деятельности (песенное исполнение, танец, чтение стихов, элементы театральной постановки, игры-драматизации) в одно целое - музыкально-сценическую деятельность. К созданию этой программы нас подтолкнуло понимание того, что форма проведения праздничных мероприятий СРЦН давно ушла от чисто концертной  к более интересным формам, таким, например, как музыкальная сказка, мюзикл, музыкально-литературная композиция, предполагающим  помимо пения, танца еще и актерское мастерство, работу над художественным образом, т.е. наличие тех компонентов, без которых невозможно обойтись при работе над сценическим произведением.

Именно музыкально-сценическая деятельность в качестве суммирующего результата различных видов творческой  деятельности  в процессе создания музыкального спектакля, доступная  и увлекательная  для детей,  поднимает на новый уровень их творческое и личностное развитие, а значит и успешность их социальной адаптации в целом.

Любой вид творческой деятельности является спасительным при попадании в тяжелую жизненную ситуацию. Поисковая активность, проявляемая при этом, является залогом устойчивости человека в  различных стрессовых ситуациях. Участвуя в музыкально-сценической деятельности, ребенок осваивает опыт различных жизненных явлений от природных до социальных, что несомненно помогает ему лучше адаптироваться к условиям жизни в обществе. Участие в музыкальных сценических постановках не только способствует развитию творческих способностей, но и дает детям возможность осуществить опыт ролевого перенесения в образ иного эмоционального содержания и, находясь в нем, пережить те мысли и чувства, которые в силу их сложившегося жизненного опыта были им недоступны. Побывав в процессе исполнения в образе другого человека – здорового и счастливого, ребенок возвращается к самому себе уже другим, а это и есть залог его завтрашних позитивных изменений. Такие составляющие музыкально-сценической деятельности, как песенное исполнение, танец, музыкально-двигательные и пластические упражнения также обогащают внутренний мир ребенка, способствуют активизации коммуникативных качеств. Кроме того, все эти виды творческой деятельности хорошо снимает нервно-психическое напряжение, которое часто свойственно нашим воспитанникам.

В ходе изучения инновационных технологий в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, нами был сделан вывод, что наиболее успешной социальной реабилитации воспитанников СРЦН способствует использование методов и средств такого направления коррекционной педагогики, как артпедагогика.

     Артпедагогика, являясь синтезом двух областей научного знания (педагогики и искусства), не рассматривает художественное творчество единственной целью деятельности, а использует его лишь как средство для решения коррекционных педагогических задач. Другими словами, сущность  артпедагогики не сводится к обучению навыкам пения, танца и т.д.,  она состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. Именно коррекционная направленность артпедагогики представляет для нас наибольший интерес и огромный простор для изучения и использования в практической работе. Каждый вид музыкально-сценической деятельности имеет в этом контексте свою ценность. Например, песенное исполнение, как самый доступный ребенку вид музыкальной деятельности, помимо узких задач (накопление вокальных навыков — певческого дыхания, звукообразования, правильной артикуляции, формирование певческих умений), помогает решению познавательных, воспитательных задач, формированию нравственно-эстетической культуры ребенка.  Исполнение песни позволяет не только выразить свои  чувства, но и  вызвать у других понимание и сочувствие.

В процессе движения под музыку решаются задачи  развития музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, напевную песню, вальс, народный танец и т. д.), при этом  посредством музыкально-двигательной деятельности осуществляется  коррекция отклонений в развитии психических функции (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы.

     Музыкально-сценическая деятельность занимает особое место среди видов художественного творчества. Ее синтетический характер (взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления)  обладает возможностями не только развития и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, но и становления личности  ребенка в целом, поскольку участие в этой деятельности создает условия и возможности для социальной адаптации воспитанников, а также приобщения их к художественной культуре.

      В ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность воспитанников в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога, создание им ситуации «успеха» для каждого ребенка.

         Наша программа была задумана для того, чтобы облегчить социальную адаптацию ребенка, сделать ее максимально успешной. Программа позволит детям развить творческие способности, даст каждому ребенку возможность почувствовать себя артистом  независимо от его способностей и повысит тем самым его социальную значимость, благодаря чему избавит от многих комплексов, восполнит пробелы в образовании и воспитании, обогатит  внутренний мир, поможет увереннее ориентироваться в окружающей действительности и успешнее реализовать себя в жизни, вселит  уверенность в завтрашнем дне. 

                                                 Цели и задачи программы

Цель:  социальная адаптация несовершеннолетних посредством развития их творческих способностей в процессе музыкально-сценической деятельности

Задачи:

  1. Максимально раскрыть творческие способности каждого ребенка средствами музыкально-сценической деятельности
  2. Развивать коммуникативные качества.
  3. Обогащать эмоциональную сферу, учить передавать различные эмоциональные состояния выразительными средствами.
  4. Расширить кругозор детей, повысить уровень культуры  и воспитания.
  5. Сформировать морально-нравственные ориентиры.
  6. Формировать позитивное мировоззрение.

Методы реализации программы

    В работе по программе используются методы и приемы артпедагогики, т.к. они с одной стороны, максимально способствуют художественно-эстетическому развитию (формированию художественной культуры, художественно-творческих способностей, художественно-творческой деятельности), с другой — отвечают специфике коррекционно-реабилитационной работы:

1. Репродуктивные методы (основаны на показе, подражании образцу педагога) помогают сформировать необходимые навыки творческой деятельности — восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на музыкальных инструментах, чтения стихов, драматизации, сценического мастерства.

    2. Методы стимулирования и мотивации творческой деятельности:

              -Игра, игра-драматизация как  средство активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему, к различным видам творческой деятельности

             -Творческие задания, этюды, импровизации  во всех видах творческой деятельности (например, предложение сочинить загадку, композицию танца, передать пластическими движениями образ какого-либо персонажа и т. д.)

             -Создание «ситуации успеха», как фактора развития, когда ребенок с помощью педагога преодолевает робость, страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе.

 

Этапы реализации программы

  1. Диагностический – комплексная диагностика, определение приоритетов в работе и выбор репертуара в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их психологического склада.
  2. Коррекционно-развивающий – коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие психических функций: внимания, памяти, речи, эмоционально-образного восприятия. Развитие творческих способностей.
  3. Образовательный  – восполнение кругозора воспитанников, работа по овладению практическими умениями и навыками.
  4. Воспитательный  – эстетическое воспитание, развитие коммуникативной сферы, познавательной деятельности, коррекция поведенческих навыков.
  5. Социально-реабилитационный  – формирование социальной компетентности.

Сроки реализации программы: программа реализуется ежегодно в течение года.

Адресаты:  программа рассчитана на всех воспитанников СРЦН от 3-х до 18 лет. В зависимости от возраста детей решаются разные задачи программы.

Формы реализации программы:

  1. Групповые и индивидуальные занятия в ходе подготовки к праздничному мероприятию.
  2. Открытые праздничные мероприятия согласно годовому плану СРЦН.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
  2. Преодоление ребенком страха перед выступлением на сцене.
  3. Положительная динамика в развитии психики ребенка: развитие познавательных интересов, повышение самосознания.
  4. Развитие коммуникативных способностей детей как важнейшего условия успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе.

Содержание программы и пути ее реализации.

В основе программы лежат занятия по подготовке и проведению различных праздничных и досуговых мероприятий, полностью или частично построенных в жанре музыкально-сценических произведений – музыкальная сказка, театрализованное представление, мюзикл, музыкально-литературная композиция и др., поэтому содержание программы согласовывается с планом мероприятий СРЦН.

Праздничные открытые мероприятия, проводимые в

ГКУ СО МО  «Лобненский СРЦН».

п/п

Месяц

Название мероприятия

1.

сентябрь

День знаний.

2.

октябрь

День рождения СРЦН.

3.

ноябрь

День народного единства.

4.

декабрь

Новогоднее представление.

5.

январь

Рождество.

6.

февраль

День защитника Отечества.

7.

март

Международный Женский день.

8.

март

Масленица.

9.

апрель

День смеха.

10.

май

Праздник Великой Победы.

11.

май

Всемирный день Семьи.

12.

июнь

День защиты детей.

Подготовка каждого мероприятия проводится в несколько этапов:

  1. Подбор репертуара, подготовка сценария.
  2. Разучивание с детьми песенного материала, танцевальных движений, текста ролей, диалогов персонажей, работа над сценической речью, интонацией.
  3. Драматизация музыкально-сценического произведения, работа над художественным образом, над средствами художественной выразительности каждого вида творческой деятельности.
  4. Подготовка костюмов, декораций, подбор атрибутов.
  5. Проведение мероприятия.

Тематическое планирование подготовки каждого мероприятия:

Содержание занятия.

Занятие 1.

1. Упражнение дыхательной гимнастики «Привет солнцу», тонизирует и очищает от негативных эмоций, формирует навыки певческого дыхания.

2. Разучивание песен:

а) знакомство с новой песней в исполнении педагога

б) пропедевтическая беседа (определение характера песни, художественного образа, работа с текстом, объяснение значения непонятных слов)  

в) разучивание песни по методу «Музыкальное эхо», когда педагог исполняет мелодическую линию, а дети эхом повторяют её, заучивание текста по методу ритмизации.

3. Музыкально-двигательные упражнения «Буратино и Пьеро», «Снежная королева», направленные на развитие артистизма, умения напрягать и расслаблять мышцы тела.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие 2.

1.Упражнения дыхательной гимнастики «Парад войск» помогает  справиться с неуверенностью и способствует эмоциональной разрядке.

2. Разучивание новой песни (по методу, описанному в предыдущем занятии)

3. Продолжение работы над ранее разученными песнями:

а) точность интонирования

б) дыхание между фразами

в) синхронность в исполнении окончания фраз

г) запоминание текста (ритмизация текста, опережающее напоминание педагогом, игра «Цепочка», сопровождение исполнения детьми показом педагогом определенных символов, облегчающих запоминание).

3. Игра  «Ритмическое эхо», в ходе которой  дети повторяют предложенный педагогом двух- или трехтактовый ритмический рисунок, хлопая в ладоши

4.Музыкально-двигательное упражнение-импровизация «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков. Вступление к первому акту оперы «Сказки о царе Салтане»

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие 3.

1.Упражнение дыхательной гимнастики, тонизирующее дыхание «Пробуждающийся гейзер», формирует навыки певческого дыхания.

2. Эмоциональный тренинг на развитие образного мышления, а также певческих способностей на примере скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным наполнением – грусть, радость, страх и т.д.

3. Исполнение ранее разученных песен, работа над  художественным содержанием песен.

4. Разучивание движений танца:

а) беседа, в ходе которой определяется художественный образ и средства его воплощения в танце 

б) показ танца

в) разучивание отдельных движений

г) объяснение структуры танца

д) исполнение с педагогом по методу «Зеркало»

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие 4.

1.Упражнения дыхательной гимнастики «Аромат роз» на формирование певческого дыхания, настраивает на позитивное мироощущение.

2. Эмоциональный тренинг на развитие образного мышления, а также певческих способностей  - звукообразования, правильной артикуляции «Две подружки в лесу».

3. Исполнение ранее разученных песен, работа над  выразительным исполнением

4. Продолжение разучивания танца (обращать внимание детей на технику исполнения, осанку, учить согласовывать движения с музыкальным сопровождением).

5. Музыкально-двигательные импровизации в этюдах «Карнавал животных» на музыку К.Сен-Санса «Карнавал животных» на развитие образного мышления, творческого воображения, актерского мастерства.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие 5.  

1.Упражнение дыхательной гимнастики «Сытая лошадь», направленное на расслабление мышц лица и головы.

2. Речевая гимнастика на основе скороговорок по схеме игры «Испорченный телефон», формирует культуру и технику речи.

3. Исполнение ранее разученных песен, работа над  музыкальными фразами, динамическими нюансами, выразительностью исполнения.

4. Музыкально-пластическая импровизация «Подарок», цель которой передать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений «Новая кукла», муз. П.И. Чайковского («Детский альбом»), «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича.

5. Продолжение разучивания танца, закрепление знания структуры и содержания танца, работа над выразительностью движений, умением координировать движения с музыкой.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие 6.

1.Упражнения дыхательной гимнастики «Недоеная корова» на формирование певческих навыков, помогает отреагированию отрицательных эмоций, снимает мышечные зажимы на уровне шеи и горла.

2. Игра со скороговоркой «Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

3. Музыкально-пластическая импровизация «Утро», игра, в которой нужно в пластических свободных образах передать ощущения просыпающегося человека на музыку «Утро», Э.Грига, «Рассвет на Москве-реке», муз. М. Мусоргского.

4. Исполнение песен.

5. Исполнение танца. Работа над синхронностью движений, выразительностью исполнения.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие 7.

1.Речевая гимнастика. Игра «Фраза по кругу» - дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель – свободное владение различными интонациями, формирование культуры и техники речи.

2. Музыкально-пластическая импровизация «Осенние листья», в которой детям предлагается в свободных движениях передать танец кружащихся на осеннем ветру и плавно опускающихся на землю листьев на музыку «Вальса-фантазии» М.И. Глинки.

3. Разучивание ролей. В ходе беседы для каждого актера определяется содержание художественного образа и средства выразительности для его раскрытия.

4. Исполнение танца.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие 8.

1.Речевая гимнастика. Игра  со скороговоркой «Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Направлена на формирование умения находить главные по смыслу слова и выделять их интонационно.

2. Исполнение песен.

3. Театральная игра  «Волшебные перевоплощения», в которой дети по команде педагога превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей и т.д., развивает воображение, фантазию.

4. Разучивание ролей. Работа над разными эпизодами. Научить детей работать с диалогами. Выполнение актерских задач, поставленных педагогом.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие 9.

1.Речевая гимнастика. Игра «Ворона», в которой дети учатся растягивать согласные звуки. Формирует правильное произношение, артикуляцию.

2.Исполнение танца.

3. Театральная игра на действие с воображаемыми предметами «Угадай, что я делаю?», развивает творческую фантазию, воображение, координацию движений.

4. Репетиция отдельных эпизодов, работа над средствами воплощения художественного образа.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие 10.

Репетиция, в ходе которой делаются замечания по исполняемым песням, танцам, технике речи, актерской игре. Проверяется знание текста.

Выполняются сценические задачи, поставленные педагогом, дети учатся свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Занятие 11.

Итоговая репетиция в костюмах, в декорациях, с атрибутами. Проводится без остановок. Сводная репетиция требует от детей концентрации внимания, дисциплины, педагог комментирует выполнение поставленных сценических задач, отмечает удачные моменты.

Занятие 12.

Проведение праздника. Непременное условие – присутствие зрителей (сотрудников СРЦН, родителей, гостей).

Подведение итогов, обсуждение – что получилось, над чем еще нужно работать, обязательно отмечается вклад каждого ребенка, тем самым создается «ситуация успеха» как стимул к участию в новых постановках.

Анализ эффективности реализации программы

За основу программы были приняты выступления детей на открытых праздничных мероприятиях, а также групповые и индивидуальные занятия по подготовке к ним.

По итогам работы программы цели и задачи были выполнены. Все воспитанники вовлекаются в разнообразные формы музыкально-сценической деятельности, с удовольствием выступают на сцене. Многие замкнутые ребята стали свободнее чувствовать себя в коллективе, легче идут на контакт со взрослыми и детьми. Неуверенные в себе дети поверили в свои силы после того, как сверстники и взрослые оценили их выступление на сцене.

В ходе репетиций воспитанники запоминают тексты ролей, стихи, разучивают песни, что значительно улучшает их память. Это отметили и воспитатели, и учителя. Некоторые ребята запоминают даже текст своего партнера по сцене, чтобы в случае необходимости прийти на помощь, что свидетельствует о сплоченности детского коллектива и ответственности за результат общего дела.

В ходе реализации программы преодолеваются многие комплексы детей. Выступая на сцене, любой человек, а тем более ребенок, испытывает страх. Но постепенно ощущение внутреннего дискомфорта и зажатости уходит, и дети раскрывают свои способности более полно. Особенно прогресс заметен у ребят дошкольного возраста, которые делают первые самостоятельные шаги на сцене, сначала робкие, потом все более уверенные. Пусть вначале это были несколько выученных наизусть стихотворных строчек, в следующий раз это уже маленькая роль в сценке. Но какая за этим, казалось бы, небольшим достижением стоит внутренняя работа ребенка? Он преодолел себя, свой страх перед сценой, неуверенность в себе! Эти маленькие достижения отмечают воспитатели, психологи, социальные педагоги.

На всем протяжении реализации программы проходит работа психологической направленности, что позволяет нам наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Того, кому в первый раз предстоит выйти на сцену, нужно подбодрить, заставить поверить в свои силы, кому-то помочь увереннее держаться на сцене, кому-то  помочь наиболее полно раскрыть свои лучшие качества, попробовав вжиться в несвойственный ему образ. Важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, отмечая даже небольшие достижения, побуждая его таким  образом к дальнейшему развитию и творческому росту.

В работу по подготовке очередной сказки, мюзикла или фольклорного праздника вовлекаются не только наши маленькие артисты, но и сотрудники Центра. Такое тесное сотрудничество взрослых и детей создает положительную динамику в решении задач всей программы, так как ребята видят самоотдачу взрослых, их интерес к общему делу и стараются не отставать в демонстрации своих талантов, получают дополнительный стимул к развитию.

В результате всеобщих усилий праздничные мероприятия всегда проходят с большим успехом. Дети получают удовольствие от выступлений, всегда очень довольны результатами. Они находятся в состоянии высокого эмоционального подъема в течение нескольких дней, с нетерпением ждут показа сюжета об их выступлении по городскому телевидению. Сложившаяся ситуация успеха дает толчок к самостоятельным творческим поискам: девочки ставят танцевальные номера, придумывают и шьют костюмы, оформляют декорации. Это помогает им с оптимизмом воспринимать действительность, не замыкаться в своих проблемах и положительно сказывается на учебной, трудовой деятельности, отношениях внутри коллектива.

Подводя итог, можно сказать, что данная программа оправдала свою актуальность. Ее большие положительные результаты отмечают  специалисты Центра. Все поставленные цели и задачи выполняются. В дальнейшем мы планируем развивать и расширять нашу программу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников"

Важнейшей задачей творчества  школьников  является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Первостепенной задачей учебной и воспитательно...

Проектная деятельность как средство социальной реабилитации.

Проектная деятельность как средство социальной реабилитации....

Художественно – творческая деятельность как средство социально-культурного развития детей

В статье рассматривается художественно - творческая деятельность как средство социально - культурного развития детей...

Программа социально-культурной и языковой адаптации семей и детей мигрантов «Мир без границ»

Цель программы: создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество....

Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.

Актуальность  и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи.  виды  и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе....