Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»
учебно-методический материал по теме
Цели:
1) актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы приёмов технологии решения изобретательских задач;
2) создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией решения изобретательских задач;
3) содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.rar | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»
Скирденко М.Н.
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
МОУ «Ракитянская СОШ №2 имени А.И.Цыбулева»
Цели:
- актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы приёмов технологии решения изобретательских задач;
- создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией решения изобретательских задач;
- содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса: «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся».
Эпиграфом к нему я хочу взять слова Анатолия Александровича Гина, одного из разработчиков теории ТРИЗ: «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности».
Презентация педагогического опыта
ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленные на решение жизненных задач».
ТРИЗ-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Георгием Константиновичем Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных технологий. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.
Основные принципы ТРИЗ
- Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
- Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
- Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.
Дидактические возможности ТРИЗ:
- решение творческих задач любой сложности и направленности;
- решение научных и исследовательских задач;
- систематизация знаний в любых областях деятельности;
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
- развитие творческих коллективов.
Специалистами по ТРИЗ Злотиным Борисом Львовичем, Зусман Аллой Вениаминовной были проанализированы, согласно теории Жана Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:
«Взрослое» мышление | «Детское» мышление | «Тризовское» мышление |
Страх перед противоречиями, стремление их избегать | Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях | «Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия |
Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно | Синкретизм, стремление связывать «все со всем» | Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями |
Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением | Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно | Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции |
Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции | Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу | Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции |
«Законопослушность, использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей | «Законотворчество» — стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей | Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей |
Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах | Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить | Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект |
Традиционно выделяют три вида логических умозаключений: дедукция (от общего к частному), индукция (от частного к общему) и трансдукция- различные виды логических умозаключений.
Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в дошкольных учреждениях и начальной школе.
Так как любая технология ориентируется на идею полного усвоения материала путем последовательных обучающих процедур, то ТРИЗ-технология также предполагает разбивку материала на фрагменты (учебные элементы). При таком подходе реализуется концепция достаточно полного усвоения учебного материала, что дает, в целом, высокие результаты.
Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как развитие творческого мышления, развитие творческого воображения, развитие творческой личности.
Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, побуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.
В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас познакомлю.
Представление системы учебных заданий (приемы )
Названия методов, приемов. | Краткая характеристика |
Метод «Да-нетка» | метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». |
Метод синектика | Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности. |
Метод фокальных объектов | Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового. |
Методика сочинений по картине | Цель метода: активизация словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике |
«Морфологический анализ» | Суть данного метода – построение таблицы, для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. |
Модель «Системный лифт» | для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта |
Механизм решения изобретательных задач | В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий: -умение увидеть, выявить противоречие; -формулирование противоречия; « если действие есть «х», то имеем «+», но «-»; -преодоление противоречия. |
Метод системного оператора | В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа. |
Модель «Создай паспорт» | для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями |
Модель «Составление плана/раскадровка | для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения |
Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков | для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов |
Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко) | Последовательность этапов сочинения загадки:
|
Модель «Элемент – имя признака – значение признака» | Для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений. |
Метод мозгового штурма | Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. |
Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ
1. (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
-1. Использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала.
- Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде. Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На слайде геометрические фигуры: отрезок, луч, прямая, окружность, ломаная линия, многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник и др.
Возможные вопросы учащихся:
- о количестве углов
- о количестве звеньев
- об ограничении концов
- о бесконечности линии
Загаданное слово – прямая.
2. Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. На уроке окружающего мира по теме «Первые русские князья» обучающиеся создали паспорт князей (таблица прилагается)
3. «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир). Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. На уроке окружающего мира при изучении свойств воды, предлагаю учащимся задание: посмотрите на каплю на оконном стекле.
- Представьте себе, что это маленький человечек.
- Какими ещё способами человечек из воды может двигаться, путешествовать? (вместе с каким-то сосудом, по реке)
- Могут ли у водяного человечка быть дети? (может разделиться на более мелкие капли)
- Во что он может превратиться? (в пар, в лед, в снежинку)
Чем питается? (дождем, веществами, которые в нем растворяются и т.д.)
- Какие у него могут быть друзья? (дождик, речка, снежинки и т.п.)
- А кого он боится? (солнце, огонь, грязь, человек - может каплю проглотить и т.п.)
- Как сможет спрятаться (сольётся с дождевой водой, впитается в землю, испариться.)
- А теперь давайте сочиним сказку о его приключениях.
4. Методика сочинений по картине И.Н. Мурашковской отличается от традиционной, прежде всего активизацией словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике. Рассмотрим этапы работы по картине на примере урока развития речи (сочинение) по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Состав картины
- Назовите все предметы, которые вы видите на картине (ответы детей учитель записывает на доске в виде символических рисунков или словами).
Грач, березы, темное небо, низкие серые тучи, потемневший снег, талая вода, церквушка с колокольней, сельские домики.
Восприятие объектов через разные органы чувств
- Представьте себе, что вы оказались внутри этой картины.
- Какие звуки вы бы могли услышать? (крики грачей, шум крыльев, воды)
-Какие бы уловили запахи? (запах талой воды, оттаявшей земли, сырости, свежести, запах весны)
- Что почувствуете, если дотронетесь до березы, земли, снега и т.д.
Использование выразительных средств речи (составление загадок и метафор).
- Придумайте, на что похожи деревья, грачи, снег, стволы, ветви деревьев,
- С чем можно сравнить небо, березы, грачей, снег, сельские домики, даль неба, небольшую церквушку.
- Назовите, какие признаки есть у снега, воды, грачей, неба, воды и т.д.
-Что может делать со снегом, с водой, с упавшими у берез ветвями.
Преобразование сюжета во времени
-Что могло быть перед тем, растаял снег? прилетели грачи? (называется ситуации, изображенные на картине).
- Что произойдет после того, как грачи построят гнезда? весь снег растает? выглянет солнышко?
Восприятие сюжета с разных точек зрения
- Придумайте рассказ от лица мальчишек, играющих возле сельских дворов, грачей, священника из церкви, солнышка (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект).
- Опишите, что думает одинокий, сидящий у корней берёзки грач, если он сейчас (грустит, радуется или торопится и т.п.)
Смысловая характеристика картины
- Выберите и объясните, какая из предложенных пословиц может быть названием картины.
Грач на горе — весна на дворе.
Герасим - грачевник грачей пригнал.
Грач на горе - весна на дворе.
Увидел грача - весну встречай.
Грач зиму расклевал.
Если грачи прямо на гнездо летят - дружная весна.
Если грачи сели в гнёзда, то через три недели можно начинать сев.
4. Морфологический анализ. Суть данного метода – построение таблицы, в которой должны быть охвачены всевозможные варианты (подобие таблицы Пифагора). Например: безударные гласные встречаются в приставке? Да!
Так постепенно заполняется вся таблица.
|
|
|
|
приставка | корень | суффикс | окончание | |
Безударные гласные | ||||
Звонкие и глухие согл. | ||||
Непроизносимые согл. |
Моделирование:
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме ТРИЗ (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
- Задание по группам разработать этапы уроков с применением ТРИЗ .
- 1 группа этап актуализации знаний учащихся, 2 группа- введение нового знания, 3 группа – этап применения новых знаний.
2) Обсуждение авторских моделей урока.
Результативность:
В аспекте обучения: одним из показателей успешности применения технологии ТРИЗ является позитивная динамика качественной успеваемости учащихся по предметам.
2011 - 2012 учебный год – 66,6%
2012 – 2013учебный год - 1 полугодие – 68,7%
В аспекте развития: в период работы использования ТРИЗ – технологии проводилось изучение уровня развития творческого мышления (тест креативности Торранса). Результаты приведены в таблице:
Год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2010-2011 | 11% | 19% | 70% |
2011-2012 | 23% | 46% | 31% |
Анализ данных позволяет сделать вывод о положительной динамике развития творческого мышления у школьников.
Показателем развития творческого мышления учащихся являются достижения обучающихся во Всероссийских конкурсах: Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»: Кондратенко Александр - 2 место в районе, Крамарова Ольга – 3 место в районе, Кондратенко Александр, стал победителем районного конкурса «Покормите птиц зимой», в номинации «Как я кормлю птиц», победителями международного игры-конкурса «Инфознайка – 2012» стали Кондратенко Александр, Крамарова Ольга. В текущем учебном году Гончарова Анастасия стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Рефлексия:
- Составление паспорта технологии ТРИЗ
Паспорт технологии ТРИЗ
Название технологии |
|
Автор | |
Родина | |
Приемы | |
Что дает ученику | |
Что дает учителю |
2. Я предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.
-Понравился Мастер – класс. Буду применять технологию ТРИЗ в своей работе, пусть прилетят бабочки оранжевого цвета.
- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять технологию ТРИЗ, не знаю, пусть прилетят бабочки белого цвета
- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки красного цвета.