Главные вкладки

    формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
    статья по логопедии на тему

    Пронина Ирина Александровна

    В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой практике.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование предложно-падежных  конструкций

    у дошкольников с ОНР в игровой деятельности.

        Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором  у детей отмечается позднее начало развития речи, дефекты звукопроизношения и фонемообразования, нарушения  в формировании предложно-падежных  конструкций , скудный словарный запас, аграмматизмы. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

       Своеобразие развития лексики и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В.Богданова - Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и других.

       Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости.

        Через речь осуществляется взаимодействие людей. В результате такого взаимодействия мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.

        Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи.

         Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением.

        Учителям-логопедам в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра  –основное занятие детей, их работа.

        Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро автоматизируются, расширяется словарный запас, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

        В логопедических играх часто встречаются не знакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.)

        Несформированность грамматического строя речи у детей с ОНР проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций:

    • родительного падежа в обозначении места  ( предлоги  из, около, возле, из-за, из-под),
    • винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог  через ),
    • дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и место движения (предлоги  к, по),
    • предложного падежа для обозначения места ( предлоги в, на).

         Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог- хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет  действие с предметом.

        Для формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы в своей логопедической работе я использую различные игры.

        Целью предлагаемых игр является научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.

         1.Игра «Веселое путешествие»

         Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают все предложение.

     Мама садится …. (в) машину.

    Коля бежит ….(по) дороге.

    Автобус едет….(по) улице.

    Петя любит ездить ….(на) велосипеде.

    2.Игра с мячом «Добавь слова»

       Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч,  должен закончить предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».

    Стол стоит….

    Полочка с книгами висит….

    Мишка сидит….

    Пирамидка стоит….

    Кукла лежит….

    Дверь находится….

    3.Игра «Исправь ошибки»

    Логопед: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:

    «Дед в печи, дрова на печи»

    «На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

    «Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?

    «Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.

    4.Игра «Солнечный зайчик»

    Логопед с помощью зеркала показывает солнечного зайчика и говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он спрятался».

    Зайчик на скамейке.

    Зайчик под скамейкой  и т.п.

    5.Игра «Кто с кем? Кто с чем?»

    Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.

    Мальчик идет  (с папой).

    Девочка играет (с котом).

    Девочка идет (с мамой).

    Мальчик играет  (с  машиной).

        Предложенные игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания – развитию речи детей, а именно: пополнению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, формированию предложно-падежных конструкций, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи, умению логично выражать свои мысли.

        Игра с ребенком, несомненно, доставляет радость, удовольствие взрослым, они испытывают удовлетворение от оживления интереса детей к овладению бесценным даром слова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

    Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

    Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

    Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...

    «Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»

    опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...

    «Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

    В данной методической разработке описана система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для формирования предложно-падежных констру...

    «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи, через игровые приемы».

    Игру не зря называют королевой детства, при умелом использовании она может стать незаменимым помощником педагога. Данный материал можно использовать в работе воспитателей групп компенсирующей направле...


     

    Комментарии

    ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

    Вы правы Ирина Александровна! Игры очень нужные, даже в обычных группах детского сада.