Музыкально-артикуляционные пальчиковые игры
материал (младшая, средняя группа)

Татьяна Гришанина

Музыкальные занятия в детском саду — это для детей всегда праздник и хорошее настроение. Включение пальчиковых игр в процесс воспитания музыкой играет важную роль в речевом развитии, стимулирует пространственное мышление, воображение, эмоциональную выразительность.

Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые навыки. Существуют различные пальчиковые игры: игры с пением, игры с мелкими предметами под музыку, игры под счёт или словесное сопровождение. Вот некоторые из них.

«Покатай между ладошек»

Цель: самомассаж ладоней. Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш. Описание упражнения: под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперёд-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из руки.

«Собираем-разбираем»

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера. Оборудование: пирамидка (матрешки, кубики, вкладыши). Описание упражнения: Ребёнок сначала разбирает, а затем собирает по кольцу пирамидку, соблюдая величину колец. В первый раз задание выполняется под замедленную музыку. Затем под музыку в нормальном темпе и, наконец, под музыку, исполняемую в ускоренном темпе. Аналогично проводятся игры с матрешками, вкладышами, кубиками.

«Ловкие ручки»

Цель: развитие подвижности и силы пальцев рук, точности их движений; закрепление в речи звука «Р». Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребёнка и один для педагога. Описание упражнения: дети сидят на стульях, поют а капелло или проговаривают вместе с педагогом слова, одновременно выполняя различные действия с мячом.

Это ручка- правая (сжать мячик правой рукой).

Это ручка- левая (переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой).

Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая).

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая (мячик катать между ладонями).

Будет сильной левая.

Будут ручки у меня (катать мячик по столу правой ладонью).

Сильные, умелые! (катать мячик по столу левой ладонью).

(под музыку К.Дискина «Ловкие ручки»).

Интересны игры и упражнения Г. Ф. Вихаревой для детей младшего дошкольного возраста под аккомпанемент. Эти игры рекомендуются с рифмованной подсказкой к заданным движениям. Тексты помогают детям лучше представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного. А также рифмованные тексты способствуют развитию речи и совершенствуют произношение детей. Например, пальчиковое упражнение «Ладушки-ладошки».

1. Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ножки (Дети двумя ладошками «моют ушки», потом «моют» коленочки)

 Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

2. Наварили кашки,

Помешали ложкой (Указательным пальчиком правой руки «мешают кашку» на левой руке)

Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

3. Курочке-пеструшке

Насыпают крошек (Пальчиками «сыплют» крошки)

Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

4. Пожалели птичку,

Погрозили кошке (Правой ладошкой гладят левую, грозят пальчиком)

Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

5. Строили ладошки

Домик для матрёшки (Стучат кулачком о кулачок)

 Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

6. Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко (кладут ладошки под щёчку)

 Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

 Пальчиковые игры фольклорного характера также полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они увлекательны, содержательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Если говорить о возрастных потребностях, то в возрасте 5–7 лет ребёнку интересно показывать не отдельные картинки (зайчик шевелит ушами, волк крадётся, птичка летит), а целые сюжеты. Таким образом можно даже разыграть пальчиковый спектакль.

С детьми младшего дошкольного возраста нужно предварительно «порепетировать»., то есть проработать пальчиками все движения. Например, попросить ребёнка изобразить птицу, скрестив ладони перед собой или показать густой лес, подняв руки вверх, приложить указательные пальцы к голове, изображая козлёнка и т. д. Движения нужно уточнять и разнообразить. Но в начале ребёнку лучше пройти весь «путь» потешки в картинках, изобразив его пальчиками. Играя с детьми, можно подобрать музыкальное сопровождение для того или иного движения или героя: лёгкую мелодию для полёта птички, весёлый марш для ходьбы пальчиками, тревожную для крадущегося зверя и т. д.

Таким образом, развитие речи ребёнка будет не просто нудным занятием для детей, а познавательной, увлекательной и полезной игрой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-artikulyatsionnye_palchikovye_igry.docx15.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные занятия в детском саду — это для детей всегда праздник и хорошее настроение. Включение пальчиковых игр в процесс воспитания музыкой играет важную роль в речевом развитии, стимулирует пространственное мышление, воображение, эмоциональную выразительность.

Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые навыки. Существуют различные пальчиковые игры: игры с пением, игры с мелкими предметами под музыку, игры под счёт или словесное сопровождение. Вот некоторые из них.

«Покатай между ладошек»

Цель: самомассаж ладоней. Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш. Описание упражнения: под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперёд-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из руки.

«Собираем-разбираем»

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера. Оборудование: пирамидка (матрешки, кубики, вкладыши). Описание упражнения: Ребёнок сначала разбирает, а затем собирает по кольцу пирамидку, соблюдая величину колец. В первый раз задание выполняется под замедленную музыку. Затем под музыку в нормальном темпе и, наконец, под музыку, исполняемую в ускоренном темпе. Аналогично проводятся игры с матрешками, вкладышами, кубиками.

«Ловкие ручки»

Цель: развитие подвижности и силы пальцев рук, точности их движений; закрепление в речи звука «Р». Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребёнка и один для педагога. Описание упражнения: дети сидят на стульях, поют а капелло или проговаривают вместе с педагогом слова, одновременно выполняя различные действия с мячом.

Это ручка- правая (сжать мячик правой рукой).

Это ручка- левая (переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой).

Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая).

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая (мячик катать между ладонями).

Будет сильной левая.

Будут ручки у меня (катать мячик по столу правой ладонью).

Сильные, умелые! (катать мячик по столу левой ладонью).

(под музыку К.Дискина «Ловкие ручки»).

Интересны игры и упражнения Г. Ф. Вихаревой для детей младшего дошкольного возраста под аккомпанемент. Эти игры рекомендуются с рифмованной подсказкой к заданным движениям. Тексты помогают детям лучше представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного. А также рифмованные тексты способствуют развитию речи и совершенствуют произношение детей. Например, пальчиковое упражнение «Ладушки-ладошки».

1. Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ножки (Дети двумя ладошками «моют ушки», потом «моют» коленочки)

 Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

2. Наварили кашки,

Помешали ложкой (Указательным пальчиком правой руки «мешают кашку» на левой руке)

Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

3. Курочке-пеструшке

Насыпают крошек (Пальчиками «сыплют» крошки)

Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

4. Пожалели птичку,

Погрозили кошке (Правой ладошкой гладят левую, грозят пальчиком)

Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

5. Строили ладошки

Домик для матрёшки (Стучат кулачком о кулачок)

 Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

6. Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко (кладут ладошки под щёчку)

 Припев: Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки. (Хлопают в ладоши)

 Пальчиковые игры фольклорного характера также полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они увлекательны, содержательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Если говорить о возрастных потребностях, то в возрасте 5–7 лет ребёнку интересно показывать не отдельные картинки (зайчик шевелит ушами, волк крадётся, птичка летит), а целые сюжеты. Таким образом можно даже разыграть пальчиковый спектакль.

С детьми младшего дошкольного возраста нужно предварительно «порепетировать»., то есть проработать пальчиками все движения. Например, попросить ребёнка изобразить птицу, скрестив ладони перед собой или показать густой лес, подняв руки вверх, приложить указательные пальцы к голове, изображая козлёнка и т. д. Движения нужно уточнять и разнообразить. Но в начале ребёнку лучше пройти весь «путь» потешки в картинках, изобразив его пальчиками. Играя с детьми, можно подобрать музыкальное сопровождение для того или иного движения или героя: лёгкую мелодию для полёта птички, весёлый марш для ходьбы пальчиками, тревожную для крадущегося зверя и т. д.

Таким образом, развитие речи ребёнка будет не просто нудным занятием для детей, а познавательной, увлекательной и полезной игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...