павлопасадский платок
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlopasadskiy_platok.docx740.18 КБ

Предварительный просмотр:

Л.И. Логвиненко

Воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ № 206 Центрального района г. Санкт-Петербурга.

                                                           Павловопосадский платок

Знаменитый павловопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном. Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.

        C:\Users\Люда\Desktop\БиЛ\s1200 (1).jpg
C:\Users\Люда\Desktop\БиЛ\russ_platok_-1.jpg

                                                                 История аксессуара

Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству. Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.

В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни.

        C:\Users\Люда\Desktop\БиЛ\img9.jpg
На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.
C:\Users\Люда\Desktop\БиЛ\s1200 (2).jpg

Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор.

                                       

                                        Павловопосадская платочная мануфактура

С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.

Техника окрашивания платков сохранилась с давних времен. Изначально художник рисует повторяющуюся часть узора гуашью на ватмане. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая делается для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.

C:\Users\Люда\Desktop\БиЛ\252647.jpg 
C:\Users\Люда\Desktop\БиЛ\252646.jpg

Долгое время фонами для платков служили три цвета — черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна). Остальные — розовый, зеленый и голубой — появились уже в нынешние дни. Каждый платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное самими художниками.

Традиционные павловопосадские платки — шерстяные и полушерстяные. Выпускаются также шёлковые изделия. Ткань ткётся и обрабатывается особым образом, у мастеров есть немало секретов. Бережно сохраняются традиции производства, при этом идёт освоение новых технологий. Изготовление платков и нанесение на них рисунков — сложный, многоэтапный процесс. Чтобы изделие появилось на свет, требуется проделать около ста операций. Художники создают эскизы будущих платков, тщательно подбираются краски. Нити подвергаются особой обработке, чтобы они стали прочнее, а шерстяная ткань в итоге получилась тонкой и нежной. После того как полотно соткано, оно отбеливается, что делает его более восприимчивым к краске. После нанесения рисунков ткань должна особым образом дозреть, чтобы цвета стали ярче. Затем полотнище разглаживается и нарезается на отдельные платки. До 1970-х годов рисунок наносился при помощи деревянных резных форм. Затем для этих целей стали использоваться шёлковые и капроновые сетчатые шаблоны. Это позволило сделать изображения красочнее, а очертания рисунков более изящными. К самым дорогим платкам добавляется бахрома — её вяжут вручную, что требует большого мастерства.

Узнаваемые орнаментальные мотивы — так называемые «огурцы» (пейсли), от которых веет восточной экзотикой. Каплеобразные элементы с загнутым кончиком смотрятся очень изысканно и колоритно. Такой узор нередко называют «турецким», он по сей день пользуется любовью модниц. Есть несколько версий его происхождения. Вероятнее всего, его прототипами стали узоры с персидских или индийских тканей. Цветы — главные «герои» многих композиций. Среди них есть особенно популярные. Редкий платок обходится без розы — королевы цветов. Аксессуары с белыми лилиями нередко становятся элементами свадебного наряда. И, конечно, не обходится без ромашек — символа русской природы. Очень часто можно увидеть георгины. Интересно, что они могут быть любых расцветок, даже таких, каких нет в природе. Весь платок смотрится как красочный букет. При этом композиции всегда строятся симметрично. Им присущ особый ритм, даже музыкальность — как будто народные напевы оживают и становятся зримыми. Платок похож на настоящую картину — им можно любоваться долго и долго. Дивные гирлянды тянутся из прошлого в настоящее и будущее. История павловопосадских платков продолжается, поэтому можно ожидать, что в неё будет вписано ещё немало ярких страниц.

C:\Users\Люда\Desktop\БиЛ\russ_platok_-3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ логоритмического занятия:"Ой, да чудо-платок"

Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста (авторский материал) "Ой, да чудо-платок"...

Павлопасадские платки

Конспект занятия по художественному творчеству...

конспект занятия "Красивый платок"

Это занятие  знакомит детей со свойствами ткани, учит различать геометрические фигуры, цвета, ориентироваться в системе узор и в пространстве сюжетной композиции....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...

Проект "Плат, платок, платочек"

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должна стать частью души ребёнка, порождающим личность....

Музыкальная игра "Волшебный платок" для детей младшего возраста.

Игра  используется  на  осенних  праздниках  как  сюрпризный момент....

: Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему Павлопасадский платок http://Завуч.рус/publication/372747

Занятия проводилось по тематической недели Народные промыслы россии...