Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"
консультация (подготовительная группа)

В рекомендациях для родителей размещается:

Минимальный словарь по теме недели

Формирование слоговой структуры

Пальчиковая гимнастика 

Координация речи с движением 

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме недели

Развиваем связную речь

Художественная литература и иллюстративный материал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_gruppa_may_3_na_sayt.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Май 3-я неделя

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОЗДНЯЯ ВЕСНА.
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ »

СЛОВАРЬ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Существительные: месяц, весна, март, апрель, май, зелень, листва, растительность, животное, птицы (перелетные), гнезда…

Глаголы: распускаться, появляться, расцветать, прилетать, вить, выводить, выкармливать, щебетать, греметь, громыхать, сверкать…

Прилагательные: ранняя, поздняя, весенний, зеленый, цветущая, поющая, перелетные, березовый, нежные…

Наречия: холодно, тепло, солнечно, ярко, светло, красиво.

Антонимы: холодный – теплый, прозрачный – мутный, сильный – слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный, ранняя – затяжная.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: листочек — клейкий.

2. Образование множественного числа существительных. Лужа - лужи.

3. Согласование числительных, местоимений. наречий с существительными. Один скворец, мой кораблик, много ручейков.

4. Предложно-падежное управление.

(Винительный.)

На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу).

Повесим скворечник (предлог «на»: липу, на березу).

На огороде (мы посадим огурцы, помидоры).

Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну).

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

ЗАГАДКИ О ВЕСЕННИХ ЦВЕТАХ:

Жемчужин белых россыпи в лесу.

Жемчужины похожи на росу.

На стебельках их ветерок качает.

Ты ими любоваться можешь в мае.

(Ландыши)

Вот лиловый мотылек

Сел на тонкий стебелек.

С каплей меда в серединке.

Он красив, как на картинке.

(Фиалка)

Проблемные вопросы:

Почему весна приходит после зимы, а не после осени?

Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, саженцы, капель.

КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ «ВЕСНЯНКА»

А уж ясно солнышко припекло, припекло,

(Хоровод, медленно поднимая руки вверх.)

И повсюду золото разлило, разлило.         (Хоровод, медленно опускают руки.)

Ручейки по улице все журчат, журчат.         (Бегут по кругу, руки на поясе.)

Журавли курлыкают и летят, летят.

(Поднимают высоко колени, руками изображают взмахи крыльев.)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЦВЕТОК»

Вырос высокий цветок на поляне.                (Показать руками цветок.)

Утром весенним раскрыл лепестки.        (Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье         (Движение пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.                
(Ладони вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести.)

Задания и упражнения по теме:

1. Познакомьте детей с приметами поздней весны:
– дни стали длиннее, а ночи – короче;

– на улице тепло, солнце ярко светит и греет;

– дуют теплые ветры;

– идут теплые дожди;

– прилетели перелетные птицы, они строят гнезда и выводят птенцов;

– появилась зеленая трава, на деревьях и кустарниках распустились листья, цветут весенние цветы.

2. Упражнение «Подбирай, называй» на подбор определений и глаголов.

Весна (какая) - ранняя, теплая, долгожданная и т. д.

Солнце (какое) -.

Погода весной (какая) -…

День (какой) -.

Солнце весной (что делает) - греет, припекает, ласкает, согревает.

Снег весной (что делает) - чернеет, тает.

Птицы весной (что делают) -.

Животные весной (что делают) -.

3. Подобрать как можно больше слов:

– ВЕСЕННИЙ – день, дождь, гром, цветок и т. д.

– ВЕСЕННЯЯ – капель, гроза… .

– ВЕСЕННИЕ – цветы, дни, … .

4. Найди общее слово:

– Льется, журчит - ….

– Дует, шумит - …

– Греет, светит - ….

5. Скажи наоборот: (продолжаем учиться подбирать антонимы) .

тепло – холодно

светло – …

сыро – …

грязно – …

день – …

утро – …

6. Упражнение «Бывает – не бывает»: (развитие логического мышления)

Зимой появляются проталины.

Весной дети катаются на санках.

Весной дети играют в снежки.

Зимой на деревьях распускаются листочки.

7. Работа над четкостью дикции,

(произношением звука [ч] и выразительностью речи)

выучите с детьми потешку:

Грач с грачихой на рассвете

В гнездышко грачатам-детям

Носят в клювах червячков,

И личинок, и жучков,

Чтоб росли грачатки —

Черные ребятки.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рассказы.

Рассказы по темам:

Весенние изменения в природе

Докажи, на картинке весна.

Игры детей весной.

Чем тебе нравится весна.

ПЕРЕСКАЗ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подготовьте с ребенком пересказ следующего текста. Не забудьте, что сначала вы должны выразительно прочитать рассказ ребенку, потом – задать несколько вопросов, затем еще раз прочитать текст, предупредив о том, что его надо будет пересказать.

Весну открыли грачи. Они прилетели, когда еще лежал снег, и сразу же принялись за ремонт старых гнезд и постройку новых. Вслед за грачами прилетели скворцы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят мухоловки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.

Вопросы к тексту.

  • Какие птицы открыли весну? (Весну открыли грачи.)
  • Когда они прилетели и что стали делать? (Они прилетели, когда еще лежал снег, и принялись за постройку гнезд.)
  • Какие птицы прилетели вслед за ними? (Вслед за ними прилетели скворцы, жаворонки, зяблики, дрозды.)
  • Какие водоплавающие и болотные птицы скоро прилетят? (Скоро прилетят утки, гуси, журавли.)
  • Какие птицы прилетят, когда лес покроется зеленой дымкой? (Когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.)

Предложите ребенку вспомнить названия птиц из прочитанного рассказа. Сможет ли он вспомнить названия птиц, которые начинаются с гласного звука (утка), с твердых согласных звуков (грач, скворец, жаворонок, дрозд, гусь, журавль, соловей, кукушка, мухоловка, ласточка, стриж), с мягкого согласного звука (зяблик).

Художественная литература и иллюстративный материал:

Предметные и сюжетные картинки по теме.

Стихи и загадки по теме недели

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ.

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста  познавательного характера.

Цель:
– познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;

– развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

– воспитывать интерес к жизни животных.

Весна – период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать  более сухие места.

Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?

Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.


МЕДВЕДИ ВЕСНОЙ.

В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может  броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать».  Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

ЕЖИ ВЕСНОЙ.

Ёжики просыпаются после зимней спячки, только когда прогревается его норка. А норка прогревается, когда земля оттаивает. В конце марта, в начале апреля вы можете прийти в лес и услышать под кустами фырканье, кашель и шуршание прошлогодними листьями. Это наверняка ёжик. А если проснулся ёжик, значит, зима уже точно не вернётся.

В апреле появляются и ежата.  Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата,  рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Ёжиков любят. Знаете почему... Потому что редко с ними встречаются. А те кто с ними знаком знает, что характер и манеры у ёжиков... Ну, короче, ёжики - это вам не зайчики пушистые!

Для начала я вам сообщу, что ёжики ужасные засони. Спят они много. И долго. С октября по март они в спячке. Да и летом, когда они наедают бока, ёжики могут проспать большую часть суток. Уж очень любят они поспать.

Особенно любит поспать  ёж-папа. Он убегает от жены сразу после свадебной церемонии. В одну из своих норок, которых у него обычно штук десять. А ежиха 30-40 дней ухаживает за своим потомством. После этого маленькие ёжики разбегаются в разные стороны: кто за жуками, кто за слизняками, а самые хитрые - за личинками комаров и многоножек. Когда подрастают грибы и созревают ягоды, ёжики могут стать вегетарианцами.

Поесть ёжики тоже очень любят, - иногда за ночь они съедают столько, что их вес увеличивается на треть.

ВЕСНОЙ МНОГИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛИНЯЮТ..

 Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.

Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев.  Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.

Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.

Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».

ВЕСНОЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ У ЗВЕРЕЙ ДЕТЕНЫШИ.

Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.

БЕЛКИ ВЕСНОЙ.  

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них  заботится, два месяца  кормит бельчат молоком. А вот папа -  белка не живет с семьей, он живет отдельно. Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза  и начинают выглядывать из гнезда. Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

ЗАЙЦЫ ВЕСНОЙ.

  Мама – зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три – четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама – зайчиха. У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху – лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает. Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

ЛИСЫ ВЕСНОЙ.

Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята —  темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают —  прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?

Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.

ВОЛКИ ВЕСНОЙ.

Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа  вместе их кормят.

Домашнее задание:

18.05.– 22.05.20 Лексическая тема «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»

1. Выучите с ребенком названия весенних месяцев. В этом вам поможет четверостишие:

Март, апрель и май зеленый

Дарят листья липам, кленам.

Просыпаются сады,

Распускаются цветы.

Объясните ребенку, что ранняя весна закончилась и началась поздняя весна. 2. Понаблюдайте на прогулке за приметами поздней весны, помогите ребенку их запомнить.

Приметы поздней весны:

– дни стали длиннее, а ночи – короче;

– на улице тепло, солнце ярко светит и греет;

– дуют теплые ветры;

– идут теплые дожди;

– прилетели перелетные птицы, они строят гнезда и выводят птенцов;

– появилась зеленая трава, на деревьях и кустарниках распустились листья, цветут весенние цветы.

3. Подготовьте с ребенком пересказ следующего текста. Не забудьте, что сначала вы должны выразительно прочитать рассказ ребенку, потом – задать несколько вопросов, затем еще раз прочитать текст, предупредив о том, что его надо будет пересказать.

Весну открыли грачи. Они прилетели, когда еще лежал снег, и сразу же принялись за ремонт старых гнезд и постройку новых. Вслед за грачами прилетели скворцы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят мухоловки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.

Вопросы к тексту.

  • Какие птицы открыли весну? (Весну открыли грачи.)
  • Когда они прилетели и что стали делать? (Они прилетели, когда еще лежал снег, и принялись за постройку гнезд.)
  • Какие птицы прилетели вслед за ними? (Вслед за ними прилетели скворцы, жаворонки, зяблики, дрозды.)
  • Какие водоплавающие и болотные птицы скоро прилетят? (Скоро прилетят утки, гуси, журавли.)
  • Какие птицы прилетят, когда лес покроется зеленой дымкой? (Когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.)

4. Предложите ребенку вспомнить названия птиц из прочитанного рассказа. Сможет ли он вспомнить названия птиц, которые начинаются с гласного звука (утка), с твердых согласных звуков (грач, скворец, жаворонок, дрозд, гусь, журавль, соловей, кукушка, мухоловка, ласточка, стриж), с мягкого согласного звука (зяблик).

5. Поработайте над четкостью дикции, произношением звука [ч] и выразительностью речи сына или дочери, а для этого выучите с ним (с ней) потешку.

Грач с грачихой на рассвете

В гнездышко грачатам-детям

Носят в клювах червячков,

И личинок, и жучков,

Чтоб росли грачатки —

Черные ребятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ"

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ" Составлен по программе Н.Е. Вераксы "От рожде...

Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ.

Уважаемые родители!Началась очередная апрельская неделя.Лексическая тема на этой неделе "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖМВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"Вашему вниманию предлагаются задания и уп...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

Весна. Растения и животные весной.

Материал для развития речи детей 5-7 лет....

«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме

Практический  материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...

Рекомендация для родителей по теме недели "Как дружат растения и животные"

Рекомендация для родителей по теме недели "Как дружат растения и животные"...