Главные вкладки

    Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"
    консультация (подготовительная группа)

    В рекомендациях для родителей размещается:

    Минимальный словарь по теме недели

    Формирование слоговой структуры

    Пальчиковая гимнастика 

    Координация речи с движением 

    Лексико-грамматические игры и упражнения по теме недели

    Развиваем связную речь

    Художественная литература и иллюстративный материал

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_gruppa_may_3_na_sayt.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Май 3-я неделя

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОЗДНЯЯ ВЕСНА.
    РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ.
    ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ »

    СЛОВАРЬ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

    Существительные: месяц, весна, март, апрель, май, зелень, листва, растительность, животное, птицы (перелетные), гнезда…

    Глаголы: распускаться, появляться, расцветать, прилетать, вить, выводить, выкармливать, щебетать, греметь, громыхать, сверкать…

    Прилагательные: ранняя, поздняя, весенний, зеленый, цветущая, поющая, перелетные, березовый, нежные…

    Наречия: холодно, тепло, солнечно, ярко, светло, красиво.

    Антонимы: холодный – теплый, прозрачный – мутный, сильный – слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный, ранняя – затяжная.

    ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:

    1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

    Согласование существительных и прилагательных: листочек — клейкий.

    2. Образование множественного числа существительных. Лужа - лужи.

    3. Согласование числительных, местоимений. наречий с существительными. Один скворец, мой кораблик, много ручейков.

    4. Предложно-падежное управление.

    (Винительный.)

    На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу).

    Повесим скворечник (предлог «на»: липу, на березу).

    На огороде (мы посадим огурцы, помидоры).

    Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну).

    РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

    ЗАГАДКИ О ВЕСЕННИХ ЦВЕТАХ:

    Жемчужин белых россыпи в лесу.

    Жемчужины похожи на росу.

    На стебельках их ветерок качает.

    Ты ими любоваться можешь в мае.

    (Ландыши)

    Вот лиловый мотылек

    Сел на тонкий стебелек.

    С каплей меда в серединке.

    Он красив, как на картинке.

    (Фиалка)

    Проблемные вопросы:

    Почему весна приходит после зимы, а не после осени?

    Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, саженцы, капель.

    КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ «ВЕСНЯНКА»

    А уж ясно солнышко припекло, припекло,

    (Хоровод, медленно поднимая руки вверх.)

    И повсюду золото разлило, разлило.         (Хоровод, медленно опускают руки.)

    Ручейки по улице все журчат, журчат.         (Бегут по кругу, руки на поясе.)

    Журавли курлыкают и летят, летят.

    (Поднимают высоко колени, руками изображают взмахи крыльев.)

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЦВЕТОК»

    Вырос высокий цветок на поляне.                (Показать руками цветок.)

    Утром весенним раскрыл лепестки.        (Развести пальцы рук.)

    Всем лепесткам красоту и питанье         (Движение пальцами вместе-врозь.)

    Дружно дают под землей корешки.                
    (Ладони вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести.)

    Задания и упражнения по теме:

    1. Познакомьте детей с приметами поздней весны:
    – дни стали длиннее, а ночи – короче;

    – на улице тепло, солнце ярко светит и греет;

    – дуют теплые ветры;

    – идут теплые дожди;

    – прилетели перелетные птицы, они строят гнезда и выводят птенцов;

    – появилась зеленая трава, на деревьях и кустарниках распустились листья, цветут весенние цветы.

    2. Упражнение «Подбирай, называй» на подбор определений и глаголов.

    Весна (какая) - ранняя, теплая, долгожданная и т. д.

    Солнце (какое) -.

    Погода весной (какая) -…

    День (какой) -.

    Солнце весной (что делает) - греет, припекает, ласкает, согревает.

    Снег весной (что делает) - чернеет, тает.

    Птицы весной (что делают) -.

    Животные весной (что делают) -.

    3. Подобрать как можно больше слов:

    – ВЕСЕННИЙ – день, дождь, гром, цветок и т. д.

    – ВЕСЕННЯЯ – капель, гроза… .

    – ВЕСЕННИЕ – цветы, дни, … .

    4. Найди общее слово:

    – Льется, журчит - ….

    – Дует, шумит - …

    – Греет, светит - ….

    5. Скажи наоборот: (продолжаем учиться подбирать антонимы) .

    тепло – холодно

    светло – …

    сыро – …

    грязно – …

    день – …

    утро – …

    6. Упражнение «Бывает – не бывает»: (развитие логического мышления)

    Зимой появляются проталины.

    Весной дети катаются на санках.

    Весной дети играют в снежки.

    Зимой на деревьях распускаются листочки.

    7. Работа над четкостью дикции,

    (произношением звука [ч] и выразительностью речи)

    выучите с детьми потешку:

    Грач с грачихой на рассвете

    В гнездышко грачатам-детям

    Носят в клювах червячков,

    И личинок, и жучков,

    Чтоб росли грачатки —

    Черные ребятки.

    СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

    Загадки-описания.

    Описательные рассказы.

    Сравнительно-описательные рассказы.

    Рассказы по темам:

    Весенние изменения в природе

    Докажи, на картинке весна.

    Игры детей весной.

    Чем тебе нравится весна.

    ПЕРЕСКАЗ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

    Подготовьте с ребенком пересказ следующего текста. Не забудьте, что сначала вы должны выразительно прочитать рассказ ребенку, потом – задать несколько вопросов, затем еще раз прочитать текст, предупредив о том, что его надо будет пересказать.

    Весну открыли грачи. Они прилетели, когда еще лежал снег, и сразу же принялись за ремонт старых гнезд и постройку новых. Вслед за грачами прилетели скворцы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят мухоловки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.

    Вопросы к тексту.

    • Какие птицы открыли весну? (Весну открыли грачи.)
    • Когда они прилетели и что стали делать? (Они прилетели, когда еще лежал снег, и принялись за постройку гнезд.)
    • Какие птицы прилетели вслед за ними? (Вслед за ними прилетели скворцы, жаворонки, зяблики, дрозды.)
    • Какие водоплавающие и болотные птицы скоро прилетят? (Скоро прилетят утки, гуси, журавли.)
    • Какие птицы прилетят, когда лес покроется зеленой дымкой? (Когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.)

    Предложите ребенку вспомнить названия птиц из прочитанного рассказа. Сможет ли он вспомнить названия птиц, которые начинаются с гласного звука (утка), с твердых согласных звуков (грач, скворец, жаворонок, дрозд, гусь, журавль, соловей, кукушка, мухоловка, ласточка, стриж), с мягкого согласного звука (зяблик).

    Художественная литература и иллюстративный материал:

    Предметные и сюжетные картинки по теме.

    Стихи и загадки по теме недели

    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ.

    Беседы с детьми старшего дошкольного возраста  познавательного характера.

    Цель:
    – познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;

    – развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

    – воспитывать интерес к жизни животных.

    Весна – период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать  более сухие места.

    Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?

    Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.


    МЕДВЕДИ ВЕСНОЙ.

    В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

    Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

    Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

    Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может  броситься на любого врага.

    Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

    Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать».  Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

    ЕЖИ ВЕСНОЙ.

    Ёжики просыпаются после зимней спячки, только когда прогревается его норка. А норка прогревается, когда земля оттаивает. В конце марта, в начале апреля вы можете прийти в лес и услышать под кустами фырканье, кашель и шуршание прошлогодними листьями. Это наверняка ёжик. А если проснулся ёжик, значит, зима уже точно не вернётся.

    В апреле появляются и ежата.  Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

    Ежата, как и бельчата,  рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

    Ёжиков любят. Знаете почему... Потому что редко с ними встречаются. А те кто с ними знаком знает, что характер и манеры у ёжиков... Ну, короче, ёжики - это вам не зайчики пушистые!

    Для начала я вам сообщу, что ёжики ужасные засони. Спят они много. И долго. С октября по март они в спячке. Да и летом, когда они наедают бока, ёжики могут проспать большую часть суток. Уж очень любят они поспать.

    Особенно любит поспать  ёж-папа. Он убегает от жены сразу после свадебной церемонии. В одну из своих норок, которых у него обычно штук десять. А ежиха 30-40 дней ухаживает за своим потомством. После этого маленькие ёжики разбегаются в разные стороны: кто за жуками, кто за слизняками, а самые хитрые - за личинками комаров и многоножек. Когда подрастают грибы и созревают ягоды, ёжики могут стать вегетарианцами.

    Поесть ёжики тоже очень любят, - иногда за ночь они съедают столько, что их вес увеличивается на треть.

    ВЕСНОЙ МНОГИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛИНЯЮТ..

     Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.

    Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев.  Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.

    Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.

    Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».

    ВЕСНОЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ У ЗВЕРЕЙ ДЕТЕНЫШИ.

    Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.

    БЕЛКИ ВЕСНОЙ.  

    У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них  заботится, два месяца  кормит бельчат молоком. А вот папа -  белка не живет с семьей, он живет отдельно. Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза  и начинают выглядывать из гнезда. Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

    ЗАЙЦЫ ВЕСНОЙ.

      Мама – зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три – четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама – зайчиха. У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

    Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху – лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает. Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

    ЛИСЫ ВЕСНОЙ.

    Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята —  темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

    К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают —  прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

    Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?

    Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.

    ВОЛКИ ВЕСНОЙ.

    Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа  вместе их кормят.

    Домашнее задание:

    18.05.– 22.05.20 Лексическая тема «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»

    1. Выучите с ребенком названия весенних месяцев. В этом вам поможет четверостишие:

    Март, апрель и май зеленый

    Дарят листья липам, кленам.

    Просыпаются сады,

    Распускаются цветы.

    Объясните ребенку, что ранняя весна закончилась и началась поздняя весна. 2. Понаблюдайте на прогулке за приметами поздней весны, помогите ребенку их запомнить.

    Приметы поздней весны:

    – дни стали длиннее, а ночи – короче;

    – на улице тепло, солнце ярко светит и греет;

    – дуют теплые ветры;

    – идут теплые дожди;

    – прилетели перелетные птицы, они строят гнезда и выводят птенцов;

    – появилась зеленая трава, на деревьях и кустарниках распустились листья, цветут весенние цветы.

    3. Подготовьте с ребенком пересказ следующего текста. Не забудьте, что сначала вы должны выразительно прочитать рассказ ребенку, потом – задать несколько вопросов, затем еще раз прочитать текст, предупредив о том, что его надо будет пересказать.

    Весну открыли грачи. Они прилетели, когда еще лежал снег, и сразу же принялись за ремонт старых гнезд и постройку новых. Вслед за грачами прилетели скворцы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят мухоловки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.

    Вопросы к тексту.

    • Какие птицы открыли весну? (Весну открыли грачи.)
    • Когда они прилетели и что стали делать? (Они прилетели, когда еще лежал снег, и принялись за постройку гнезд.)
    • Какие птицы прилетели вслед за ними? (Вслед за ними прилетели скворцы, жаворонки, зяблики, дрозды.)
    • Какие водоплавающие и болотные птицы скоро прилетят? (Скоро прилетят утки, гуси, журавли.)
    • Какие птицы прилетят, когда лес покроется зеленой дымкой? (Когда лес покроется зеленой дымкой, прилетят соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.)

    4. Предложите ребенку вспомнить названия птиц из прочитанного рассказа. Сможет ли он вспомнить названия птиц, которые начинаются с гласного звука (утка), с твердых согласных звуков (грач, скворец, жаворонок, дрозд, гусь, журавль, соловей, кукушка, мухоловка, ласточка, стриж), с мягкого согласного звука (зяблик).

    5. Поработайте над четкостью дикции, произношением звука [ч] и выразительностью речи сына или дочери, а для этого выучите с ним (с ней) потешку.

    Грач с грачихой на рассвете

    В гнездышко грачатам-детям

    Носят в клювах червячков,

    И личинок, и жучков,

    Чтоб росли грачатки —

    Черные ребятки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ"

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ" Составлен по программе Н.Е. Вераксы "От рожде...

    Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ.

    Уважаемые родители!Началась очередная апрельская неделя.Лексическая тема на этой неделе "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖМВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"Вашему вниманию предлагаются задания и уп...

    Рекомендации для родителей по теме недели «Там, где всегда лето. Животный мир жарких стран».

    Тема недели:«Там, где всегда лето. Животный мир жарких стран»....

    Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

    Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

    Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

    Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

    Весна. Растения и животные весной.

    Материал для развития речи детей 5-7 лет....