Весна
материал (средняя группа)

Кастюкевич Елена Алексеевна

поздняя весна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_konspekt_2020_mart.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад №185»

Конспект открытого занятия

в средней группе №1 «Гномики»

на тему

«Весна-красна»

Проводит учитель-дефектолог:

Бахвалова Марина Сергеевна

г. Ярославль

2020 год

Цель:

  • развитие связной речи по лексической теме «Весна».

Образовательные задачи:

  • закреплять характерные признаки весны;
  • упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Развивающие задачи:

  • развивать диалогическую и связную речь;
  • развивать слуховое внимание и логическое мышление;
  • развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
  • развивать общую и мелкую моторику

Образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие
  • игровые
  • развивающего обучения

Методические приемы:

  • Игровые
  • Словесные
  • Слушание музыки
  • Наглядные

Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; дидактические и подвижные игры.

Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», картинки птиц.

Раздаточный материал: разрезные картинки птиц (утка).

Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса».

ХОД   НОД:

Дети входят в кабинет встают (возле столов).

Дефектолог: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.) А вы знаете почему Весна – красна? Красный цвет совсем ни причем, Весна - это самое яркое и красивое время года. Потому-что, просыпается живая природа после зимней спячки, солнышко чаще радует и согревает нас, прилетают перелетные птицы, мы с вами снимаем теплую и тяжелую одежду и т.д.

А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

(воспитатель с детьми)

Дефектолог и дети:

Здравствуй, красно солнышко!

Здравствуй, ветерок,

Солнечные зайчики,

Быстрый ручеек!

Здравствуй, ранняя трава,

Здравствуй, свежая листва!

Здравствуйте, ребята!

Всех приветствуем сейчас,

Очень рады видеть Вас!

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук.

На уровне груди движения кистями вправо-влево.

Показывают ладошки на уровне груди.

Трут ладонями друг о друга.

Слова произносит воспитатель.

Дефектолог: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (уч.-д. обнаруживает конверт.)

Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (уч.-д. открывает конверт и читает письмо.)

«Собирайтесь в лес скорее,

В необычный турпоход.

Ждут вас тайны там лесные,

Вдаль дорожка поведет…

Дефектолог: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.

Мы пойдем не за грибами,

Не за цветами,

А за лесными чудесами!

Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.

А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (ответ детей:в лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)

Дефектолог: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

(Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту).

Звучит звукозапись «Голоса леса»

Дефектолог: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Присаживайтесь, ребята.

Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»). Какое время года изображено на картине?

Дети: Весна.

Дефектолог: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?

Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы.

Если дети затрудняются ответить, дефектолог задает наводящие вопросы:

1. Как светит солнце весной?

2. Что происходит со снегом весной?

3. Когда снег растаял, что появляется?

5. Кто прилетает из теплых краев?

6. Что происходит с лесными жителями?

7. Что вырастает из-под снега?

Дефектолог: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Дефектолог выставляет на мольберт 2-ю картину («Ранняя весна»).

Дефектолог: А как же дальше просыпается природа?

Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши.

Если дети затрудняются ответить, дефектолог задает наводящие вопросы:

1. Снег еще лежит?

2. Что происходит с деревьями?

3. Что происходит с цветами?

4. Что происходит с травой?

5. Кто появляется у птиц?

6. Что происходит с дикими животными?

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).

Дефектолог: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.

Это значит, что …

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой холодно, а весной… (тепло).

- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Дефектолог: Молодцы ребята, правильно ответили. Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

Давайте вспомним стихотворение о Весне.

У Весны веселый старт-

На пороге стоит март.

К нам уже спешит Апрель.

Май их быстро догоняет,

Всех цветами он встречает.

Света, радости полны

Все три месяца Весны.

Дефектолог: Какие же вы молодцы, все вы помните и знаете.


Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».

Дефектолог: Ребята, что вы услышали? (ответы детей). Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.

Дети с дефектологом подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

Дефектолог: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.

Загадки

1.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач)

4.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

2.

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

5.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив ...

(Снегирь)

3.

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

6.

Как на речку прилетает,

Сразу в воду попадет.

«Кря» - нырнула на минутку

Вы узнали это…..     (Утка)

Дефектолог: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?

Дети: Снегирь.

Дефектолог: Объясните почему. (Ответы детей.)

Дефектолог: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети: Аист, ласточка, грач, соловей, дикая утка, журавль.

Дефектолог: А почему этих птиц называют перелетными?

Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.

Дефектолог: Молодцы! Правильно! А почему они улетают от нас?

Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.

Дефектолог: Когда птицы возвращаются назад, как они встречают весну? Что весной делают птицы?

Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.

Дефектолог: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?

Дети: Грач, утка и скворец.

Экологическая минутка

Дефектолог: Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц? Как им нужно помогать?

Дети: Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице. Подкармливать птиц ранней весной.

Дефектолог: молодцы.

Физкультминутка «Лесная полянка»

По тропинке

Друг за другом мы идем.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки,

Поднимая ноги выше,

Мы к лесной полянке вышли.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом опять пойдем!

Дети шагают друг за другом.

Шагают, поднимая высоко ноги.

Приседают.

Дефектолог: Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний»

Синица     грач      пчела      утка

Голубь    муравей     воробей     ворона

Бабочка   синица    кузнечик   пчела

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

Дефектолог: Какие буквы мы с вами пропели и проговорили? Давайте найдем их. (в кабинете ищем буквы «А», «О», «Я», «Е»).

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

мама

ребенок

У утки - …

У журавля - …

У грача - …

У скворца - …

утенок

журавленок

грачонок

скворчонок

Дефектолог: Ребята, вы не устали? (при ответе «Нет» предлагается составить картинку). Тогда я вам предлагаю собрать целую картинку из отдельных частей.

Дефектолог раздает разрезные картинки (утка).

Дефектолог: Какие вы молодцы, как быстро и правильно собрали.

Дефектолог: Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? Вам понравилось в гостях у весеннего леса?  (ответы детей)

Дефектолог: Лесные жители передали вам вот эти маленькие подарки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.

Спасибо, вы - молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...