Метод проектов как средство развития познавательных способностей. Консультация
консультация (средняя группа)

Брагина Ирина Евгеньевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение детей с помощью проекта19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство развития познавательных

                способностей

Основоположником проектов считают американского педагога Уильяма Кильпатрика.

Он считал, что проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-

познавательной. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение

научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость

выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы,

является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Зачем нужны проекты?

Проекты:

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется

исследовательский поиск; проект — это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых;  обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской

деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

1. по составу участников;

2. по целевой установке;

3. по тематике;

4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты

оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и

реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн

группы, витражи и др.);

4. творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например: «Театральная неделя».

В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Игровые:

— «Игра-путешествие в подводное царство»;

— сюжетно-ролевая игра «Театр»;

— игра «Строим город будущего»;

— «Путешествие в древний мир»;

— «Строим сказочный снежный городок».

Творческие:

осенний (весенний, зимний) вернисаж;

музыкальная сказка (по выбору);

настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);

«Веселая ярмарка»; создание фильмотеки рисованных диафильмов;

фестиваль искусств «Весенняя капель».

Познавательные:

журнал «Почемучка»;

«Путешествие в Царство Математики»;

конкурс «Моя родословная»; «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина

неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена

года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир

природы», «Рябины России»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая

астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты

бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с

педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы проекта

Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При

постановке цели определяется и продукт

проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие

группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление

проекта.

7. Формирование специфических

знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к

презентации.

9. Представляют (зрителям или

экспертам) продукт деятельности__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития творческой активности всех субъектов образовательного процесса ДОУ.

В статье раскрывается сущность проектной деятельности, основные этапы работы над проектом, влияние проектов на творческую активность всех участников образовательного процесса ДОУ....

Метод проекта как средство развития познавательной инициативы и самостоятельности детей

Материал из опыта работы для выступления на методическом объдинении....

Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни

Презентация к защите ВКР Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни...

Опыт работы «Метод проектов как средство развития познавательных способностей дошкольников»

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы...

«Метод проектов как средство развития мышления дошкольников»

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышл...