Игровые логопедические приемы
консультация

Ноздрачева Елена Николаевна

Иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.И не обязательно проводить специальные занятия. Игра, только игра! Заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать. Отдыхая вместе, у вас образуется больше время для общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_-_roditelyam.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективный способ коррекции речи для родителей

      Eсли возможности заниматься с логопедом нет, то можно обучить своего ребенка такому полезному приёму, как самомассаж.
Самомассаж – это средство, дополняющее основной массаж, который проводит специалист. Самомассаж выполняется самим ребёнком, нуждающимся в коррекции произносительной стороны речи.

Самомассаж является полезным и удобным способом, так как его можно проводить в домашних условиях, и делать это несколько раз в течение дня. Хорошо, если выполнение самомассажа будет проводиться перед артикуляционной гимнастикой.

Один сеанс самомассажа для ребёнка-дошкольника может длиться от 5 до 10 минут. Каждое массажное движение можно повторять 4-6 раз. В одно занятие лучше включать несколько предлагаемых ниже упражнений, их можно варьировать в течение дня.
Перед выполнением процедуры самомассажа ребёнка нужно удобно расположить. Малыш может выполнять его, сидя на стуле или в кресле, или в положении лёжа. Во время обучения малыша приёмам самомассажа, взрослый сначала должен показать каждое движение 
на себе и прокомментировать его.  

Самостоятельно ребёнок начинает выполнять движения, сидя перед зеркалом. Когда малыш хорошо усвоит все приёмы, и необходимость в зрительном контроле отпадёт, зеркало будет уже не нужно. Упражнения можно будет выполнять под тихую, спокойную музыку.
Чтобы малыш с удовольствием выполнял массажные движения, и получал от них удовольствие, лучше проводить самомассаж 
в игровой форме.
    Итак, знакомимся с игровыми 
приёмами самомассажа:

• Для губ и щёк.
1. «Расчёска». Поглаживаем губы зубами.
2. «Молоточек». Легонько постукиваем зубами по губам.
3. «Пылесос». Всасываем поочерёдно верхнюю и нижнюю губу.
4. «Вкусняшка». Пожёвываем слегка то верхнюю, то нижнюю губу.
5. «Красим губы». Обводим контур губ указательным пальцем. При этом меняем форму губ: сначала – открываем рот, как во время произнесения звука А, затем – губы вытягиваем в форме трубочки, как будто произносим звук У, далее – губы улыбаются, как во время произнесения звука И.
6. «Пальчиковый душ»-1. Набираем воздух под верхнюю губку и мягко постукиваем по ней пальчиками, затем проделываем то же с нижней губой.
7. «Пальчиковый душ»-2. Теперь надуваем обе щеки и легко постукиваем по ним подушечками пальцев.
8. «Печём блинчики». Похлопаем легонько ладонями по щёчкам.
9. «Умываемся». Двумя ладонями совершаем лёгкие поглаживающие движения от средней линии лба вниз по щекам, направляясь к подбородку.

• Для мышц языка.

1. «Пошлёпаем язычок».
Кладём язык на нижнюю губу и шлёпаем его губами, многократно произнося при этом слог «
пя-пя-пя».
2. «Поглаживаем язычок».
Продвигаем язык вперёд сквозь узкую щёлку между зубами, а затем постепенно убираем его назад, в рот.
3. «Печатная машинка».
Выдвигаем язык вперёд, легонько покусывая его зубами, а затем таким же образом убираем его обратно, в полость рта.

          Эти простые рекомендации  могут выполнить родители, чтобы помочь    ребёнку с речевыми проблемами.

Предложите ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

Надувать воздушные шарики;

Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи; Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять; Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

Собирать, перебирать ягоды;

Помогать взрослому полоть грядки;

Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

Вырезание

Лепка из пластилина 

В дождливые дни можно:

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы, перебирать крупы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Складывать простые игрушки из бумаги(оригами); вышивать (крупным крестиком);

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера; Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка. Полоскать рот;

Жевать боковыми зубами;

Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные); Лизать эскимо, леденцы

 НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ!!!!!

В любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.

«Скажи наоборот» (высокий-низкий)

«Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)

«Скажи ласково» (птица – птичка, ковер – коврик)

«Один – много» (стул – стулья, много стульев; дом – много домов) «Словообразование» (напр.: стол из дерева – какой? деревянный) «Подбирать определения» (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

 «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

Назвать слова с определённым слогом, звуком;

Составлять предложения с заданными словами;

«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»).

Играем, развивая фонематические процессы:

«Повтори за мной» (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та…); «Назови первый (последний) звук в слове;

«Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце?» - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ. Так же –с другими звуками.

Желаю вам успехов и здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых театрализованных приемов в работе с детьми раннего возраста»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осозна...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СЕАНСА с дошкольниками 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Тема: «Путешествие на ЛЕГО-остров».

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предпологающий чередование прпктических и умственных действий ребенка. Такой подход легко реализовать в о...

Интегрированное игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «В гостях у бабушки Маши»

Конспект интегрированного игрового логопедического занятия, которое мы проводили в рамках недели "Игра и игрушки"....

Игровой логопедический самомассаж

Применение игрового логопедического самомассажа на индивидуальных и подгрупповых занятиях...

Конспект тематического занятия, посвященного Дню защитника Отечества – 23 февраля. (с логопедическими приемами)

- расширить представления детей о Российской армии -  надежной защитнице нашей Родины;- познакомит детей с разными родами войск: сухопутными, морскими, воздушными и профессиями военнослужащих;- з...

Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни

Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни...

Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля".

laquo;Успех каждого ребенка» предлагаю познакомиться с новой технологий образовательного процесса -Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля"....