Материал для дистанционной работы в подготовительной группе по теме: "Всемирный день ребенка. Мои друзья"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Родионова Ирина Вячеславовна

Этот материал мы сделали для родителей, которые находятся на больничном с ребенком и разместили на сайте детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distant_6_gr_-_kopiya.docx585.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Всемирный день ребенка. Мои друзья».

В рамках данной темы предлагаем вместе с детьми вспомнить о здоровье и здоровом образе жизни. Как формировать положительную самооценку. Закрепите знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий, как важен для общества их труд. Познакомьте с понятиями «друг», «дружба»; поговорите о положительных  взаимоотношениях между детьми, побуждая их к добрым поступкам.

Познавательное развитие

Предлагаем погрузиться в историю и отправиться в «Путешествие в прошлое книги» (приложение 1)

Наши дети очень любят своих домашних животных, много нам рассказывают о них. Попросите их понаблюдать за вашим домашним питомцем, а если его нет, посмотреть видеофильм или понаблюдать на улице. После побеседуйте на тему «Наблюдение за живым объектом». (приложение 2)

А теперь окунитесь в мир науки математики. (приложение 3)

Речевое развитие

У нас в каждой группе есть книжный уголок и ребятам очень нравиться, когда там появляются новые книги, ведь от них такой особый запах, они сверкают глянцем и там очень красивые иллюстрации. Предлагаем посмотреть, как правильно рассматривать иллюстрации в книгах. (приложение 4)

Развитие речи является неотъемлемой частью развития детей и чтобы в школе они хорошо читали и писали, им необходимо слышать звуки, знать место звука в слове, уметь считать слова и составлять предложения. Попробуйте поиграть с детьми со звуками и словами. (приложение 5)

Чтобы воспитать ребенка хорошим человеком, надо чаще обсуждать его поступки и поступки окружающих его людей, а лучше это делать на литературных примерах. Но каждое чтение должно быть с учением, поэтому предлагаем занятие по пересказу. (приложение 6)

0_d4c96_8ed9e94c_orig.png

Приложения

1.

Путешествие в прошлое книги.

Программное содержание. Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

   Вам понадобится материал: Красочно оформленные книги, береста, старинные книги; для беседы предлагается презентация.

   Ход занятия

   Загадайте ребенку загадки:        


Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней —                                             book_PNG51058.png
Станешь вчетверо умней!                                  


Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

   Затем предложите  осмотреть подготовленную заранее выставку книг, обратите внимание на их красочность.

   Задайте вопросы: Что это? Для чего нужны книги? (С помощью книг передают знания, информацию.) Кто делает книги? Человек делает книги вручную? (Книги создаются с помощью машин в типографии.)

   Теперь проведите беседу и посмотрите презентацию.  (ссылка)

   Беседа: Вы знаете, как создавали книги, когда не было печатных станков? Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? Конечно, нет! Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках (показывает рисунок), нанизанных на крепкую веревку. Но и это было неудобно. Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке. А в Египте писали книги на каменных плитах (показывает рисунок), а потом на папирусе – похожем на бумагу очень тонком и длинном листе, сделанном из тростника. Папирусы хранили свернутым в свиток (показывает картинку). Наконец люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге: сначала рукописные, а затем и печатные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью. Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создавать много книг, человек придумал печатный станок. Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров. Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показывает), в которых есть замечательные картинки.

   Проводится игра «Как я берегу книгу».

   Попросите ребенка выбрать из предложенных сюжетных картинок (см. приложение ниже), на которых изображено правильное, бережное отношение к книгам и назвать правила обращения с книгами (не рвать, не рисовать на книгах, не загибать страницы). Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

   Предложите ребенку пройти в его уголок книги и проверить, хорошо ли живется книгам в его комнате.

2.

«Наблюдение за живым объектом»

Цель: Расширять представления о декоративных животных. Учить наблюдать не мешая животному. Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за животным.

Вам понадобится картинка морской свинки.

sea-pig-44286__340.jpg

Спросите у ребенка,каких декоративных животных он знает? (Ответы детей.)

Покажите изображение морской свинки. Уточните, знают ли дети, как называется это животное и почему его назвали морской свинкой. Расскажите: «Морская свинка называется так потому, что попала в Европу из-за моря —из далекой Южной Америки, где в диком виде встречается и в настоящее время. Звук, издаваемый этим грызуном, очень похож на хрюканье свиней, поэтому его назвали «свинкой». У дикой морской свинки мех серо-коричневый. Среди декоративных свинок чаще всего встречаются трехцветные, у которых черная, красновато-желтая и белая окраски распределяются пятнами в различных сочетаниях. Есть породы морских свинок, окрашенных в два, четыре цвета. Существуют гладкие, короткошерстные, длинношерстные и с фигурным волосяным покровом (розеточные) виды свинок». В условиях домашнего содержания морская свинка становится совершенно ручной, отличается миролюбивым характером. Если в  клетке живет только одна свинка, то между ней и человеком возникает  особенно тесный контакт. Она позволяет брать себя на руки и не кусается. Если в зооуголке живет целая стайка, зверьки менее  привязаны к человеку, хотя так же безобидны и редко кусаются. Морских свинок можно дрессировать — например, научить находить кормушку по цвету. Это требует большого терпения и настойчивости.

Морские свинки питаются исключительно растительной пищей. Летом —в основном зеленью: травой, зелеными побегами кукурузы, ветками деревьев лиственных пород, овощами, корнеплодами, зимой —сеном, зерном. Охотно поедают сладкие яблоки, черствый хлеб. Им полезна твердая пища, о которую зверьки стачивают резцы, и  они вырастают до больших размеров. Переходить с зимнего рациона на  летний, и наоборот, надо постепенно, чтобы не создавать зверьку проблем с пищеварением. Корм должен быть свежим, вода меняться  ежедневно. Посмотрите видеофильм о морской свинке. (ссылка)

А сейчас понаблюдайте за своим питомцем, покормите его.

В процессе наблюдения обратите их внимание на следующее.

  • Каков окрас животного?
  • Как животное реагирует на звуки?
  • Чем покрыто тело?
  • Гладкошерстная или длинношерстная?
  • Как передвигается?
  • Сколько пальцев на передних лапах? (Четыре.)
  • Сколько пальцев на задних лапах? (Три.)
  • Какие звуки издает?

Предложите детям вспомнить правила ухода за декоративными животными (кормить вовремя, следить за чистотой и состоянием животного, иметь представления о рационе питания и особенностях поведения, соблюдать меры предосторожности и т.д. После наблюдения детям предлагается высказать свои впечатления.

Можно предложить детям нарисовать морскую свинку или своего питомца.

3.

Занятие 1

   Программное содержание

   • Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

   • Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

   • Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.

   • Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Две корзины: в одной 10 мячей, в другой – 5 мячей, банка с рисом, 6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок, лист бумаги, картонная полоска (полоска должна укладываться полное количество раз в листе бумаги), 2 коробки с карандашами: в одной коробке – 5 карандашей красного цвета, в другой коробке – 5 карандашей синего цвета; карточки с цифрами.

   Раздаточный материал. листы бумаги с изображением здания детского сада (прямоугольник) и участка (овал) (см. рис. 8), карандаши.

   Методические указания

   I часть. Игровое упражнение «Играем с мячами».

   В корзине 10 мячей. Предложите ребенку взять по одному мячу и сосчитать, сколько мячей он взял.

  Давайте по одному мячу остальные 5 штук, каждый раз пересчитывая количество мячей и выясняя, как получилось новое число. (Было 10, добавили 1, получилось 11…)

   II часть. Игровое упражнение «Учимся измерять».

   На столе 6 кубиков и банка с рисом. Спросите уребенка: «Как узнать, сколько здесь кубиков? (Посчитать.) Как узнать, сколько риса с банке?»

   Выслушайте ответы и подведите к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго: «Можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы?»

   После ответов детей положите на стол ложку, стакан, линейку, шнурок и спросите: «Чем удобнее измерить крупу?» (Стаканом, ложкой.)То, чем мы что-то измеряем, называется мерой».

   Измерьте крупу с помощью стакана. Насыпьте полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана, и пересыпьте ее в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют их количество. Уточните: «Количество кубиков показывает, сколько стаканов риса в банке. В банке четыре стакана риса».

   Затем дети вместе с родителями  измеряют длину листа бумаги с помощью картонной полоски. Предварительно уточняем правила измерения: «Начинаем от начала листа бумаги, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом».

   Выясните, сколько мер получилось, на что указывает число, чему равна длина листа бумаги.

   В ходе измерения используйте слова: мерили, измерили, мера.

   Физкультминутка «Оливер Твист»

   Прочитайте стихотворение и вместе с ребенком выполните соответствующие движения. Игра повторяется 5 раз с повтором последнего слова в строке до 5 раз.


Поди подивись – (Качают головой.)
Оливер Твист,
Не может ни сесть, (Приседают.)
Не может ни встать, (Садятся на пол.)
Ни хлопнуть в ладоши – (Руки за спину.)
Начнем опять: (Встают.)
Поди подивись, подивись – (Далее повторяются те же движения.)
Оливер Твист, Твист,
Не может ни сесть, ни сесть,
Не может ни встать, ни встать,
Ни хлопнуть в ладоши, в ладоши,
Начнем опять, опять:
Поди подивись, подивись, подивись…

   III часть. Игровое упражнение «Составляем число».

   У вас 2 коробки с карандашами: в одной коробке – 5 карандашей красного цвета, в другой коробке – 5 карандашей синего цвета. Уточните у детей, сколько карандашей в коробках и какого они цвета. Затем даете ребенку задание:


Возьми один,
Дружочек, карандаш
И положи
К другим пяти в коробку.
Теперь скажи:
Каких цветов и сколько ты отдал,
Чтоб получилось шесть, и только.

   Задайте вопросы: «Сколько теперь карандашей в коробке? Какого цвета карандаши? Как мы составили число шесть?» (Пять и один.)

   Обсудите все возможные варианты состава числа шесть. (Четыре и два, три и три, два и четыре, один и пять.)

   IV часть. Игровое упражнение «Рисуем дорожку к участку».

   У детей листы бумаги с изображением плана территории детского сада (здание и участок детского сада).

i_009

   Рис. 8

Предложите детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дайте указания:

   – Придумайте, как мы будем обозначать направление движения. (Прямой линией со стрелкой.)

   – Нарисуйте треугольник посередине листа. (Спортивная площадка.)

   – Проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

   – Нарисуйте круг посередине одной из боковых сторон листа (участок какой-то группы).

   – Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

   – Уточните дальнейшее направление движения до участка.

   – Проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

   Затем попросите ребенка рассказать о направлении движения от детского сада до участка, используя слова, обозначающие пространственные отношения (прямо, налево, направо и т. д.).

Занятие 2

   Программное содержание

   • Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

   • Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20.

   • Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

   • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, картинки с изображением 7 гномов в шапочках одного цвета, 6 шапочек разного цвета, полоска бумаги, мера (бумажная полоска), цветные мелки.

   Раздаточный материал. Круги одного цвета (по 9 шт. для каждого ребенка), силуэт корзины (по 2 шт. для каждого ребенка), полоски бумаги (коврики), меры (бумажные полоски), фишки, наборы счетных палочек, резинки (по 2 шт. для каждого ребенка), лист бумаги в крупную клетку, цветные карандаши.

   Методические указания

   Игровая ситуация «Путешествие Белоснежки».

   I часть. Напомните ребенку сказку «Белоснежка и семь гномов». Покажите картинки с изображением 7 гномов в шапочках одного цвета.

   Задайте вопросы: «Сколько всего гномов? Какого цвета у них шапочки?» Затем скажите, что Белоснежка хочет поиграть с ними. Ребенок закрывает глаза, а сами надеваете последнему гному шапочку другого цвета.

   Дети открывают глаза и отвечают на вопросы: «Сколько всего гномов? Сколько шапочек какого цвета? (Шесть синих и одна красная.) Сколько всего шапочек? Как мы составили число семь?» (Шесть и один.)

   Запишите состав числа цифрами 6 и 1. Таким же образом рассматриваются остальные варианты образования числа 7 (5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6).

   II часть. Белоснежка вместе с гномами предлагает детям собрать орешки для белочки. Дети отсчитывают 7 кругов одного цвета.

   Белоснежка просит подумать, как разложить орехи в 2 корзинки.

   Дети выполняют задание на раздаточном материале и рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 7 на два меньших числа. Предложенные варианты записываются с помощью цифр.

   III часть. Белоснежка просит детей измерить коврики, лежащие у кроваток гномов.

   У вас образец коврика (полоска бумаги) и образец-мера. Выясните у детей: «Что надо сделать, чтобы узнать длину коврика? Чем мы будем измерять длину? (Мерой.)Как мы будем это делать?» (Уточняются правила измерения, см. занятие 1)

   Родитель измеряет коврик, сопровождая свои действия комментариями. Дети считают количество мер (без остатка). Уточните: «Сколько раз уложилась мера в длине коврика? Чему равна длина коврика?»

   Дети измеряют длину своих ковриков, отмечая количество мер фишками и располагая их напротив каждой меры.

   После выполнения задания спросите у детей: «Сколько у вас фишек? На что они указывают? Чему равна длина коврика?»

   IV часть. Белоснежка предлагает детям помочь гномам собрать хворост для камина.

   Дети из счетных палочек составляют один десяток, связывают его резинкой и добавляют еще 5 счетных палочек. Попросите назвать число, которое обозначает данное количество палочек.

   Дети добавляют еще по одной счетной палочке, называют новое число и рассказывают, как оно получилось. (К 15 добавили 1, получилось 16. И так до 20). Полученный десяток они связывают резинкой.

   Уточняем: «Сколько десятков у нас получилось? Какое число получилось?»

   V часть. У детей листы бумаги в крупную клетку и цветные карандаши. Белоснежка просит детей украсить коврики для гномиков.

   Проведите линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточните: «Что образуют линии? (Клеточки.)Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов.) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек».

Занятие 3

   Программное содержание

   • Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

   • Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 15.

   • Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры.

   • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Карточки с цифрами, 15 карточек с изображением мышат в маечках (у 10 из них на майках написаны цифры от 1 до 10), 8 картинок с изображением осьминогов (с одной стороны картинки осьминоги одинакового цвета, с другой стороны – разных цветов).

   Раздаточный материал. Полоски-дорожки, условные меры, листы бумаги в клетку, простые карандаши.

   Методические указания

   I часть. Игровое упражнение «Наведем порядок».

   Для задания потребуется 15 карточек с изображением мышат, у 10 из них на майках написаны цифры от 1 до 10. (можно заменить мышат рисунками прямоугольника с цифрой внутри)

   Предложите детям проставить номера остальным спортсменам (от 11 до 15). После выполнения задания уточните, какая цифра обозначает количество десятков, а какая – количество единиц. Вместе с детьми пересчитайте всех спортсменов и произносит следующие слова:

Пятнадцать спортсменов бегут на зарядку,
Но не желают бежать по порядку.
Последний, случается, первым придет —
Такой вот бывает неправильный счет.

  Предложите детям сосчитать спортсменов в обратном порядке (от 15 до 1).

   II часть. Игровое упражнение «Измеряем беговую дорожку».

   У детей полоски-дорожки одинаковой длины.

   Спросите: «Как узнать длину дорожки? С помощью чего можно ее измерить? (С помощью меры.) Что можно использовать в качестве меры?»(Полоску бумаги, счетную палочку…)

  Уточните правила измерения: начинать измерять нужно от начала дорожки слева направо; у конца меры следует поставить отметку карандашом и продолжить измерение, приложив меру к отметке и т. д.

   Дети измеряют дорожки, считают количество мер и отвечают на вопросы: «Сколько раз мера уложилась в длине дорожки? На что указывает это число? Чему равна длина дорожки?»

   Физкультминутка

Прочитайте стихотворение и вместе с детьми выполните соответствующие движения:


Сколько ног у осьминога? (Топают.)
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!


Сколько рук у осьминога? (Хлопают в ладоши.)
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!


И детей у осьминога (Прыгают.)
Тоже много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!


Бедный папа! Сколько ног (Выполняют ходьбу на месте.)
Моет деткам осьминог?!

А.Усачев

   III часть. Игровое упражнение «Сколько деток у осьминога».

   Для этого задания необходимы 8 картинок с изображением осьминогов одинакового цвета. (Опять же можно заменить нарисованными). Предложите детям сосчитать их. Затем замените последнего осьминога осьминогом другого цвета и спросите: «Сколько осьминогов? Сколько осьминогов какого цвета? Как мы составили число восемь?» (Семь и один.)

   Дети продолжают играть с осьминогами и рассказывают о возможных вариантах составления числа 8: 6 и 2, 5 и 3, 4 и 4, 3 и 5, 2 и 6, 1 и 7. Варианты записываются с помощью цифр.

  

   4 часть. Игровое упражнение «Поможем папе-осьминогу найти своих детей».

   У детей листы бумаги в клетку и простые карандаши.

Сообщите детям, что осьминоги убежали от папы и нужно помочь ему их найти. Папа-осьминог просит поставить сеть-заграждение.

    (см. рис. 9).

   Дети выполняют задание поэтапно по ходу показа действий родителем. Затем они продолжают ставить точки до конца строки через клетку.

i_010

   Рис. 9

Занятие 4

   Программное содержание

   • Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

   • Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

   • Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры.

   • Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, 20 картинок с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры), куб, по высоте равный 5 мерам-полоскам, полоска бумаги (мерка).

   Раздаточный материал. Круги двух цветов (по 9 кругов каждого цвета для каждого ребенка), листы бумаги в клетку, на которых в начале строки нарисованы две точки с интервалом в одну клетку (см. рис. 11), карандаши, кубы, равные по высоте 3 полоскам-мерам (по 1 кубу на двоих детей), полоски бумаги (меры), счетные палочки.

Методические указания

   I часть. Игровое упражнение «Составим команду спортсменов».

   У детей наборы кругов одного цвета. Прочитайте стихотворение. На каждое названное животное дети кладут на стол по одному кругу.


Бег – прекрасная игра.
Ускоритель – номера.
Приготовились. На старт!
Первым номером гепард!
Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа гну.
Страус – третий. Он в галопе
Не уступит антилопе!
А за ним быстрее ветра
По четвертой скачет зебра.
Номер пятый – лев бежит.
Шесть. Жираф за ним бежит.
Семь. Легко бежит гиена.
Есть характер у спортсмена!
Номер восемь. Лошадь мчится.
А девятая – волчица.
Мы на этом кончим счет.
Победителям почет.

А.Усачев

   Уточните у детей: «Сколько всего кругов? Как разделить девять спортсменов на две команды?»

   Покажите таблицу с кругами (см. рис. 10) и вместе с детьми перечислите варианты раскладывания числа 9 на два меньших числа.

i_011

   Рис. 10

   Предложите детям составить число 9 из двух меньших чисел. Дети в пустые клеточки добавляют нужное количество кругов другого цвета и рассказывают, как они составили число 9 из двух меньших чисел.

   Сделайте вывод: «Число девять можно составить по-разному (перечисляет все варианты). Девять кругов тоже можно по-разному разделить на группы (перечисляет все варианты)».

   II часть. Игровое упражнение «На зарядку становись».

   У вас 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры.

  Предлагаете детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом уточняете, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитываете спортсменов.

   Затем читаете стихотворение:


Двадцать спортсменов бегут на зарядку,
Но не желают бежать по порядку.
Последний, случается, первым придет —
Такой вот бывает неправильный счет.

   Предложите детям пересчитать спортсменов в обратном порядке (от 20 до 1).

   Физкультминутка «Делаем зарядку»

   Прочитайте стихотворение и покажите  карточки с цифрами. Дети в соответствии с текстом выполняют движения столько раз, сколько показывает цифра на карточке.


Сколько зайчиков у нас, (Показывает цифру.)
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки, (Показывает цифру.)
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге, (Показывает цифру.)
Столько раз поднимем руки.

   III часть. Игровое упражнение «Кубы для гимнастов».

   Покажите детям куб искажите: «На соревнованиях спортсменам разрешено использовать кубы высотой в 3 меры-полоски. Как узнать, подойдет ли куб гимнастам по высоте?»

   Покажите приемы измерения высоты куба с помощью меры: «Прикладываем меру к основанию куба. Конец меры отмечаем карандашом. К метке опять прикладываем меру».

   По ходу измерения дети считают, сколько мер укладывается в высоте куба, и выкладывают счетные палочки на каждую меру. Дети выясняют, что высота куба равна 5 мерам.

   Далее спросите у детей: «На что указывает число пять? Чему равна высота куба? Можно ли использовать этот куб на соревнованиях?»

   Дети обосновывают свой ответ.

   IV часть. Игровое упражнение «Кубы для гимнастов» (работа с раздаточным материалом).

   Предложите детям измерить высоту куба с помощью счетных палочек, соблюдая правила измерения, и выяснить, могут ли гимнасты использовать эти кубы на соревнованиях.

   V часть. Игровое упражнение «Рисуем план расположения кубов на площадке».

   У детей листы бумаги в клетку, на которых в начале строки посередине клетки нарисованы две точки с интервалом в одну клетку (см. рис. 11).

i_012

   Рис. 11

   Дети проставляют точки до конца строчки. Оцените правильность выполнения задания, нарисовав улыбающееся (если задание выполнено правильно) или неулыбающееся (если задание выполнено неправильно) солнышко:

i_013

4.

«Осенние мотивы»

   Цель. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

   Ход занятия

   Поинтересуйтесь у детей, нравиться ли им рассматривать картинки в книгах. Попросите их отобрать из домашней библиотеки любимые и сделать в них закладки на иллюстрациях.

   Попросите ребенка объяснить свой выбор.

   По ходу рассказа ребенка следите за его речью, подсказывайте нужные слова, помогайте правильно построить предложения.

   Рассмотрите иллюстрации из книги «Осенние стихи».

Обратите внимание на цвета на этом рисунке –розовый куст, ставший наполовину золотистым, сиреневая дымка (просинь) между деревьями, еле заметная желтоватая тропинка около убранного поля, на котором собирают опавшие зерна две осторожные вороны.

osennie-stihi-03.jpg

Звуковая культура речи. Работа над предложением

   Цель. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

   Ход занятия

   Начните беседу: «Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете ламп? –Это могут быть… бокалы, рюмки, салатницы, конфетницы, бра, люстры. А может осенний день быть хрустальным?


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

   Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные и красивые слова встречаются в этом четверостишии. Услышали? Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная

    Объясните, что такое лучезарные вечера. Затем попросите детей сосчитать количество слов со звуком р в первых двух строчках стихотворения и назвать эти слова.

   «Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивнаяДи – часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди-. Какие? (Дима, Дина, Динара, директор, диван…) Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-. Итак:диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер. Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер? Определите, в какой части слова слышится звук р в слове дирижер

   Далее предложите детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне» и напоминаете ее правила: «Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем ребенок произнесет свое предложение, а вы считаете количество слов. Предложение для примера: „Поспевает брусника, стали дни холоднее“».

   Дети считают слова, а затем называют слова в порядке их следования в предложении.

   

   Завершая занятие, почитайте  детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».

* * *

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. Тютчев

Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.


Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.


Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт

Лексические игры и упражнения

   Цель. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.

   Ход занятия

   Начните разговор так: – Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове – и получится чепуха. Проверим?

   Спешат грачи, летят врачи. Какая буква изменила слово грачи(Буква В.)

   Стояли бочки, за бочками дочки».

Произносите следующие пары слов: дом – сом, жук – лук, мак – лак.

   Далее  предложите детям послушать рассказ и пофантазировать: «В одном сказочном городке на всех домах были написаны имена животных: Белка, Еж, Енот… Однажды в городе построили новый красивый дом, на котором вскоре появилась надпись: „Кот“.

   Бежали в школу мышата. Увидели они табличку и прочитали: „Кот“. Можете представить себе их поведение, передать их разговоры? (Например: «Какой ужас! Теперь нам придется ходить в школу другой дорогой. Дом очень богатый. Должно быть, у этого кота и слуги есть» и т. п.)

   Шагала по делам кошечка. Можете описать ее? А что киса промяукала, увидев надпись „Кот“?

   Следом бежала собака. Как думаете, какой породы она была? Увидев вывеску „Кот“, собака разозлилась…

   А маленькая девочка, которая гуляла по соседству, читать не умела. Но зато она увидела, как из дома вышел кот и сел на ступеньку крыльца. Девочка тотчас оказалась рядом и заговорила с ним. Как думаете, о чем?»

   В заключение можно прочитать детям отрывок из стихотворения Н. Матвеевой «Путаница»:


Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон…

   Повторите стихотворение еще раз, а дети договаривают слова бутон, батон, бидон, бетон, питон.

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

   Цель. Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

   Ход занятия

   Предложите ребенку прочитать рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский.  Называется рассказ „Яблоко и рассвет“».

suhomlinskij.jpg

...

   Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.

   А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

   – Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

   – Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

   Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

   Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

   Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

   – Ну что ж, теперь яблоко твое. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

   – Нет, дедушка… Лучше завтра.

   – Почему?

   – Хочу еще раз увидеть рассвет.

   Продолжаете беседу: «Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказ у нас получится без существенных пропусков и ненужных повторов. Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?»

   Заслушиваете ответы детей и говорите, что все, о чем он рассказал, случилось в саду у дедушки Корнея: «Я думаю, что первый пункт плана так и надо назвать: „В саду у дедушки Корнея“. А дальше действие рассказа разворачивалось уже не в саду, а где? И как развивалось действие? Эту часть рассказа можно назвать…? „Миша перестал лениться“, „Миша победил лень“…

   Получил мальчик заветное яблоко? Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? А когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда.)

   План у нас составлен. Теперь вы читаете рассказ еще раз, чтобы ребенок лучше его запомнил.

   Затем вы и ребенок  вместе пересказываете рассказ. Взрослый заканчивает свою часть словами: «Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то большое яблоко». Далее пересказывает ребенок.

  «Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное). А какие яблоки встречались вам?» – интересуетесь вы, завершая занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Всемирный день журавля"

Журавли одни из самых статных птиц, обитающих на нашей планете. Именно защите птиц, которые занесены в красную книгу, но чья популяция постоянно снижается из-за различных факторов, и посвящён этот эко...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Всемирный день защиты слонов"

Конспект подготовлен в рамках проекта "Природа - наш дом" и приурочен к экологическому празднику "Всемирный день защиты слонов"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Всемирный день мониторинга качества воды"

Всемирный день мониторинга качества воды отмечается во всем мире 18 сентября. Этот день был учрежден в 2003 году. Данный праздник стал глобальной информационно-образовательной программой, направленной...

Занятие в подготовительной группе по теме: «Всемирный день животных».

Цель: Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный мир, обогащать словарный...

Материал для дистанционной работы в подготовительной группе по теме: "Народная культура и традиции"

Предлагаем помощь родителям для занимательного проведения досуга вместе с ребенком по теме месяца....

План воспитательно-образовательной работы в старшей группе на тему "Всемирный день Земли и водных ресурсов"

План воспитательно-образовательной деятельности   на тему "Всемирный день Земли и водных ресурсов" предназначен для детей старшей возрастной группы....