Поиграем и научим
консультация (старшая группа)

Сухомлинский В.А. писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigraem_i_nauchim.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Поиграем и научим

Сухомлинский В.А. писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Основной задачей логопедической группы является коррекция речи, ибо у детей с нарушением речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией. В связи с этим возникает необходимость подготовки руки к письму. Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, координации пальцев моторики.

В нашей группе довольно насыщенная предметно – развивающая среда, где для свободного пользования находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики рук, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застёжек, шнуровок, конструкторов и мозаик нами сделаны следующие пособия:

  • верёвки капроновые плетёные – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  • «моталки» - верёвки с ручками на концах, привязанные к какому – то центру, - для выработки координации вращательных движений;
  • кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
  • клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон, «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • кастаньеты – для отстукивания координации движений;
  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
  • ребристые, неотточенные карандаши – для самомассажа кистей, для развития координации движений пальцев рук;
  • мячи (каучуковые, колючие, с шипами);
  • «сухие бассейны» - ёмкость, наполненная горохом – для самомассажа;
  • ёмкости для гидромассажа, разнообразные массажёры для гидромассажа, которые способствуют развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук,

Подготовительным этапом подготовки руки к письму являются:

1. Массаж:

• сгибание и разгибание пальцев рук;

• поглаживание пальцев рук;

• раскатывание различных предметов между ладонями;

• игры с пластилином, бусинками, бумагой и т. д.

2. Игровые упражнения:

С карандашом: 

• «Послушай, как шуршит карандаш».

• «Сделай, как я».

• «Удержи карандаш».

Цель: развитие подвижности и гибкости мышц пальцев и кистей рук, ориентация.

В пространстве с мячом: 

• «Сожми мяч».

• «Удержи мяч».

Цель: закрепление сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, хватательных движений, согласованных действий обеих рук.

Игра «Чашки, ложки»

Цель: развитие координации движений рук, ручной умелости при пересыпании  сыпучих веществ.

В своей работе широко используем игры со счётными палочками, а также с удовольствием и большим желанием дети обрывают бумагу, вырезают силуэты предметов, букв.

Особую роль в подготовке руки к письму мы отводим простым, увлекательным играм – заданиям:

«РАСКРАСКИ»:

  •   раскраски по лексическим темам;
  •   раскраски «Наоборот»;
  •   дорисовывание деталей;
  •   раскраски с кодированием цвета;
  •   дорисовывание половинки рисунка.
  •  «обведение контура»: обведение внутреннего, внешнего контура.

«ШТРИХОВКИ»:

  •  штриховки вертикальные, наклонные, горизонтальные;
  •  штриховки с дорисовыванием;
  •  штриховки по лексическим темам.

«РИСУНКИ ПО КЛЕТОЧКАМ»:

  •  продолжи строку до конца;
  •  продолжи орнамент;
  •  рисунки по клеточкам по лексическим темам;
  •  зеркальное срисовывание по клеточкам по лексическим темам;
  •  дорисовать по клеточкам второй половинки рисунка;
  •  графические диктанты;
  •  кодирование букв.

«РАБОТА НАД ОБРАЗОМ БУКВЫ»:

  •  раскрашивание крупно нарисованной буквы;
  •  раскрашивание зашумлённого контура буквы;
  •  заштриховывание контура буквы;
  •  рисование контура буквы по клеткам с образца;
  •  поиск буквы в ряду похожих;
  •  зачёркивание неправильных образцов – перевёрнутых зеркальных букв;
  •  складывание из счётных палочек;
  •  дорисовывание недостающих частей буквы;
  •  превращение одной буквы в другую;
  •  дорисовывание половинок букв, имеющих вертикальную или горизонтальную ось симметрии;
  •  наложение контуров букв и цифр с заданием, например, раскрасить только буквы или только гласные (согласные).

Такие игры приносят детям радость, исключены скука и переутомление. Упражнения способствует формированию тонких движений пальцев рук, которые благотворно влияют на улучшение речи ребёнка, что является залогом успеха в подготовке руки к письму и в дальнейшем обучении ребёнка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Научился вырезать - можешь в сказку поиграть"

Проект по совершенствованию у детей старшего дошкольного возраста навыков вырезывания....

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...

конспект встречи в родительском клубе "На встречу друг другу" "Научи любить ребенка все окружающее и ты его научишь всему"

В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №19 «Светлячок» (Коломенский муниципальный район) не первый год функционирует родительский клуб «На встречу друг другу», руководителем которого является пе...

Доклад. Тема:Научить детей играть – значит научить жить.

Цель. Повышение педагогической компетентности в организации детских игр....

Консультация для родителей « Поиграй со мною, поиграй со мною…» (Игры на развитие логического мышления детей 6 лет)

Предлагаю Вам интересные игры,направленные на развитие логического мышления старших дошкольников. Эти игры можно рекомендовать родителям, воспитанников. Игры очень полезны для подготовки к школе....