Картотека игр и упражнений для детей и родителей подготовительной к школе группы (для занятий дома).
картотека

Яшина Наталья Валериевна

Данная картотека разработана по специальному курсу встреч в рамках детско- родительской группы, по программе «На пороге школы», разработанный в 2011 г. и направленный на взаимодействие взрослых и детей, послужит базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности к школе, снижению уровня тревожности у участников. Такая форма работы интересна тем, что позволяет детям и родителям подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать свой творческий и умственный потенциал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области

  Картотека игр и упражнений  для детей и родителей подготовительной к школе группы (для занятий дома).

 по специальному курсу встреч в рамках детско- родительской группы, по программе «На пороге школы», разработанный в 2011 г. и направленный на взаимодействие взрослых и детей, послужит базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности к школе, снижению уровня тревожности у участников. Такая форма работы интересна тем, что позволяет детям и родителям подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать свой творческий и умственный потенциал.

Цели программы: формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса и учебной мотивации у детей;
  • демонстрация родителям возможностей игры для развития интеллекта ребенка;
  • активизация умственной активности ребенка;
  • развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.

                                                   

                                  1. Игра со счетными палочками «Повтори»

Инструкция. Игра в парах с родителями. Каждой паре даются счетные палочки. Один из участников выкладывает из палочек какую-нибудь композицию. Задача второго — посмотрев на нее в течение нескольких секунд, повторить. После этого участники меняются ролями.

                                  2. Игра «Обобщающие слова»

Инструкция. Взрослый называет группы слов, к которым дети  должны подобрать обобщающие слова:

  • Вера, Надежда, Елена, Лиза;
  • январь, март, июль, август;
  • понедельник, среда, пятница, воскресенье;
  • стол, диван, кресло, кровать;
  • волк, еж, медведь, лиса;
  • береза, тополь, липа, клен;
  • голубь, воробей, синица, дятел;
  • корова, коза, лошадь, собака;
  • ручка, тетрадь, учебник, линейка;
  • сапоги, туфли, ботинки, кроссовки.
                                    3. Игра «Летает — не летает»

Инструкция. Взрослый  перечисляет животных и различные предметы. Задача ребенка: если он называет предмет, который летает, развести руки в стороны, словно крылья; если называется предмет, который не летает, — присесть.

                                 4. Упражнение «Будь внимательным»

Инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть изображенные рисунки в таблице. После того, как взрослый ее закроет, дети должны вспомнить, что видели, и в своих таблицах  обвести те картинки, которых изначально не было.

           

5. Рисование на тему «Мир дошкольника и мир школьника»

Инструкция. Детям предлагается нарисовать цветными карандашами два мира: мир дошкольника и мир школьника. Родители могут помогать.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Чем отличается мир дошкольника от мира школьника?
  • Какой мир тебе больше нравится? Почему?
6. Игра «Кто кем был?»

Инструкция. Ребенку, бросая мяч, взрослый задает вопрос: «Кем (чем) был(а) раньше… (цыпленок (яйцом); лошадь (жеребенком); корова (теленком); дуб (желудем); рыба (икринкой); яблоня (семечкой); шкаф (доской); рубашка (тканью); дом (кирпичом); собака (щенком); птица (птенцом); хлеб (мукой); бабочка (гусеницей); листок (почкой))?»

7. Упражнение «Чужое слово»

Инструкция. Взрослый повторяет слово, заменяя в нем один раз звук. Например:

  • пол, пол, пол, кол, пол;
  • кол, кол, кол, гол, кол;
  • мак, мак, лак, мак, мак;
  • лик, лик, лик, лик, лим.

Задача детей — внимательно слушать и, когда будет произнесено новое слово, хлопнуть в ладоши.

8. Упражнение «Сортировка».

Инструкция. На столе у  ребенка — пластиковая тарелка с тремя отделами, мисочка со смесью из макарон, фасоли, гороха. Взрослый просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки. По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполнения задания.

9. Упражнение «Что следующее?»

Инструкция. Ребенку предлагаются следующие ряды.

Детям предлагается перерисовать в тетрадь и закончить нужным изображением каждый ряд. При необходимости взрослые оказывают детям помощь.

10. Игра «Воздушный шарик»

Инструкция. Участники игры (мама, папа, братья, сестра) стоят в кругу и легонько толкают воздушный шарик друг другу через круг. Задача — не допустить, чтобы шарик упал на пол.

11. Игра «Что изменилось?»

Инструкция. Ребенок выходит из комнаты на несколько минут. Взрослый изменяет детали обстановки в комнате. Задача ребенка, после того как он вернется в комнату, — определить, что изменилось.

12. Задание «Рисование по памяти»

Инструкция. Взрослый читает небольшой рассказ. Задача детей — внимательно прослушать, после чего нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

Примерный вариант рассказа

Я слепил трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой — поменьше, а третий совсем крохотный. Руки первого и второго — снежные комочки, а у третьего — из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

13. Упражнение «Скажи наоборот»

Инструкция: Взрослый:- «Я буду тебе кидать мяч и говорить разные слова. Твоя задача - поймать мяч, — назвать слово, противоположное по значению тому, что я сказала. Например, высоко — низко, громко — тихо…»

14. Задание «Отличительные признаки»

Детям предлагается выполнить следующие задания:

  • нарисовать желтый дом выше, чем красный;
  • нарисовать дерево, которое будет ниже, чем елочка;
  • нарисовать синюю ленту короче красной;
  • нарисовать желтую ленту длиннее красной.

15. Игра «Секретики»

Инструкция: Взрослый – «Сейчас я буду называть самые разные слова (например, чашка, телефон, кот, дуб, яблоко, клубника, мяч, обруч, цветок, карандаш).Ты будешь повторять их за мной кроме тех слов, которые начинаются на букву «К», – эти слова являются секретиком. А так как секреты нельзя рассказывать, ты должен  молча хлопнуть в ладоши».

16. Задание в тетрадях «Узоры»

Инструкция: Взрослый:-«Нарисуй в ряд семь квадратиков, делая пропуски между ними в одну клетку… Под квадратиками нарисуй круги, но на два меньше. Ниже нарисуй и раскрась синим цветом пять треугольников, а рядом с ними – красные, но их должно быть на один больше. Посчитай, сколько будет красных треугольников». (по необходимости взрослый помогает ребенку).

17. Игра на внимание «Пар – вода – лед»

Инструкция. Ребенок (дети) свободно двигается по комнате. Услышав команду «Пар!», разбегается  в разные стороны; услышав команду «Вода!» берутся за руки, образуют цепочку, передвигаются шагом. По команде «Лед!» – замирают на месте.

18. Игра «Закончи предложение»

Инструкция. Взрослый говорит начало предложения, задача ребенка –  закончить его.

Варианты предложений:

  • Лимоны кислые, а сахар…
  • Собака лает, а кошка…
  • Ночью темно, а днем…
  • Трава зеленая, а небо…
  • Зимой холодно, а летом…
  • Ты ешь ртом, а слушаешь…
  • Птица летает, а змея…
  • Лодка плывет, а машина…
  • У человека две ноги, а у собаки…
  • Птицы живут в гнездах, а люди…
  • Ты читаешь глазами, а рисуешь…
  • Из шерсти вяжут, а из ткани…
  • Балерина танцует, а пианист…
  • Дрова пилят, а гвозди…
  • Певец поет, а строитель…
  • Композитор сочиняет музыку, а музыкант…

19. Упражнение «Складываем буквы»

Инструкция. Дети складывают на столах буквы из палочек по данному образцу взрослого:

20. Логические задачи

Инструкция. Дети отвечают на вопросы, объясняя свой ответ:

  • Марина и Таня пили разные соки – яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
  • Дима и Максим читали стихи и сказки. Дима читал не сказки. Что читал Максим?
  • Таня и Сережа купили мороженое и конфеты. Таня купила не мороженое. Что купил Сережа?
  • Алеша и Миша катались на санках и лыжах. Алеша катался на санках. На чем катался Миша?
  • Таня и Оля шили куклам одежду: платье и юбку. Оля шила не платье, а Таня – не юбку. Какую одежду шила каждая девочка?
  • Дети играли в прятки. Ваня и Гриша спрятались за столом и под кроватью. Ваня спрятался не за столом, а Гриша – не под кроватью. Где спрятался каждый мальчик?
  • Наташа и Марина играли во дворе с мячом и скакалкой. Наташа играла не с мячом, Марина – не со скакалкой. С чем играла каждая девочка?

21. Упражнение «Составь рассказ»

Инструкция. Детям предлагается составить рассказ по заданным словам на следующие темы:

  • На рыбалке.
    Воскресенье, речка, друг, ловить, рыба, поймали, солнце.
  • В сентябре.
    Осень, ветерок, растут, крепкие грузди, яркие грозди, орехи.
  • В лесу зимой.
    Зима, деревья, земля, кусты, следы, заяц, дятел.
  • В школе.
    Учитель, сентябрь, урок, цветы, парта, класс, мечта.

Получившиеся сюжеты дети могут, при желании, нарисовать.

Педагог- психолог

Яшина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного развлечения для детей и родителей подготовительной к школе группы "Морское путешествие к дальним островам"

Данный конспект будет полезен воспитателям подготовительных к школе групп как итоговое мероприятие в рамках проведения проектной недели "для чего нужна математика?"...

Познавательная викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус!» для детей и родителей подготовительной к школе группы.

В познавательной викторине представляются беседы, отрывки из стихотворений, пословицы  о важности профессии и труда в жизни человека. Детям предлагается отвечать на вопросы  в игровых задани...

Развитие творческих способностей детей старшей и подготовительной к школе групп на занятиях по изодеятельности и художественному труду»

Пояснительная записка.…«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем боль...

Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе "Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники"

Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе"Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники"...

Сценарий мероприятия, посвященного дню рождения города Нижнекамск для детей и родителей подготовительной к школе группы

Сценарий мероприятия, посвященного дню рождения города Нижнекамскдля детей и родителей подготовительной к школе группы в рамках работы над групповым проектом «Театральная «Ромашка&raq...