Проект Электронный музей «Обо всем на свете» как инструмент успешной социализации и развития воспитанников.
проект

МАДОУ Детский сад 27

Проект о том, как можно полезно использовать и организовать электронные пространства и ресурсы для обучения и ознакомления с окружающим, начиная уже с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_elektronnyy_muzey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект Электронный музей «Обо всем на свете» как инструмент успешной социализации и развития воспитанников

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение, знакомство с предметами и явлениями.

Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. До настоящего времени в дошкольной музейной педагогике активно развивались два крупных направления:

· сотрудничество ДОУ с музеями;

· создание и использование мини-музеев в ДОУ.

Но время идет: развиваются новые технологии, создаются компьютерные программы, электронные игротеки, социальные сети.

В современном мире все больше внимания уделяется созданию так называемых виртуальных образовательных пространств, используя которые любой желающий может в виртуальном формате просмотреть книгу, пройти залами музея, поплавать с глубоководными обитателями и т.д.

Поэтому перед нами встал вопрос: Как же можно полезно использовать и организовать электронные пространства и ресурсы для обучения и ознакомления с окружающим начиная уже с дошкольного возраста?

Тогда возникла мысль о создании виртуального электронного музея «Обо всем на свете», цель которого – повышение качества дошкольного образования, создание единого информационного образовательного пространства, осуществление деятельности с использованием электронного ресурса и решение творческих задач.

Если обратить внимание на образовательно-пространственную среду нашего детского сада, можно увидеть, что в структуре учреждения, кроме игровых помещений, изостудии, музыкальных и физкультурных залов созданы уголки с разнообразными коллекциями интересных экспонатов: патриотического направления, истории игрушки, исторического прошлого города, технического направления и т.д. В большинстве вариантов такие экспозиции располагаются в групповых помещениях возрастных групп.

Постепенно коллекции экспонатов пополняются педагогами детского сада, родителями и детьми. Со временем небольшие экспозиции превращаются в настоящие необычные музеи с большим количеством занимательных, порой даже редких, предметов. Параллельно с экспонатами в музеях располагается интересная информация о представленных экспонатах, создаются картотеки.

Для воспитанников детских садов в таких мини-музеях педагогами проводятся интересные экскурсии. Дети узнают много новой информации об истории экспонатов, происхождении, материале изготовления, применении предметов. Так же сами дети довольно часто выступают в роли экскурсоводов.

Нужно отметить, что работа в музее не ограничивается одними экскурсиями. Педагоги предлагают детям разнообразную познавательную деятельность, связанную с изучением предметов музея. Разрабатываются интересные игры.

Хотелось бы отметить, что дети с большим интересом относятся к таким видам деятельности, как рассматривание и изучение новых предметов. Ребенку хочется продолжать заниматься изучениями не только в детском саду, но и дома. Увидеть интересные экспозиции других музеев, организованных на базах дошкольных учреждений. Может быть, даже сравнить экспозиции, находящиеся в разных местах, найти что-то общее и т.д. Но в силу разных причин, не всегда представляется возможным посетить такие музеи. В этом случае выручают виртуальные музеи или специально созданная сеть электронных музеев по разнообразным тематикам, что и было организовано на базе МАДОУ «Детский сад №27».

Создав такое виртуальное пространство, мы тем самым осуществляем возможность продолжать познавательную деятельность за пределами музея. Воспитанники детских садов, не покидая здания учреждения, могут посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада и свего дома.

Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет.

Наш виртуальный музей представляет собой страничку в интернете, оптимизированную для экспозиции музейных материалов, которыми выступают и предметы искусства, и исторические артефакты, и виртуальные коллекции, фамильные реликвии и другие экспонаты. Не все дети в современных реалиях имеют возможность посетить и познакомиться с настоящими музеями, в этом плане виртуальный музей является прекрасной

альтернативой.

В ходе работы по разработке идеи создания виртуального музея перед

коллективом ДОУ была поставлена цель: разработать и внедрить модель

информационно-образовательной среды (виртуального музея), способствующей развитию дошкольников.

Цель реализовывалась через задачи:

• Выявление особенностей использования интерактивного музея как

современной технологии работы с дошкольниками.

• Разработка алгоритмов, методов и форм интерактивного включения

в образовательный процесс, возможностей интерактивного пространства.

• Повышение информационной компетентности педагогов;

• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды через создание электронной базы музейных экспозиций, дидактических и

методических материалов по использованию виртуального музея в работе ДОУ.

• Обобщение основных направлений использования интерактивного музея как современной технологии работы с дошкольниками.

Важным моментом в перспективе работы виртуального музея является расширение сферы социального партнерства, направленное на обновление электронных экспозиций различного содержания. Важнейшим вопросом организации интерактивного музея является его внедрение в различные направления воспитательно-образовательного процесса.

Активизация восприятия музейного материала осуществляется по двум основным направлениям:

- создание интерактивных экспозиций. К таким экспозициям относятся экспозиции- мастерские, игротеки, лабиринты.

Сопровождает такие экспозиции интерактивный этикетаж (изготовление этикеток), включающий вопросы, задания, загадки, карты и маршруты следования. Такие интерактивные формы работы подразумевают расширение исторического пространства в сознании ребенка, развитие творческого воображения и фантазии, создание из фрагментарных знаний целостной картины мира.

- коммуникативные методы и формы работы в музейном пространстве. Они хорошо известны, успешно применяются на практике: сценарии занятий, включающие ролевые игры, элементы театрализации, костюмирования, творческие задания.

Педагоги нашего детского сада не ограничиваются экспозициями своего музея, а активно сотрудничают с другими детскими садами города и такими организациями, как музыкальная школа (русские народные, шумовые, духовые музыкальные инструменты), библиотека ( первые старинные книги), Дом культуры (национальные костюмы), Энгельсский краеведческий музей, музей Л. Кассиля, которые предоставляют экспонаты в наш интерактивный музей.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что интерактивный музей для детей- это пространство для диалога и эксперимента, это целая воспитательно-образовательная система, которая облегчает ребенку вхождение в сложный мир культуры и искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала воспитанников с целью их успешной социализации в самостоятельной жизни через игру»

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...

Реализованный проект: мини-музей "Хлеб - всему голова"

Воспитательно-образовательный проект...

Проект «Кукольный мир из шариков» (театрально - творческая деятельность, как средство социализации и развития личности ребенка)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.Тип проекта: творческийСрок реализации проекта: сентябрь – декабрь 2019 г.Цель: приобщать детей к раз...

Виртуальный музей в детском саду как инструмент успешного художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.

Виртуальный музей в детском саду как инструмент успешного художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.В целях художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в дошкольных об...

Конспект ОД Тема: «Всем на свете нужен дом» Образовательная область: познавательное развитие. Группа общеразвивающей направленности полного дня, Старший возраст 5-6 лет.

Тема ОД: «Всем на свете нужен дом».Приоритетная образовательная область: ОО Познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное ...

Проект "Мини музей "Хлеб всему голова"

   Работая над этим проектом, нам хотелось сформировать у детей представление о том, что хлеб - это ценный продукт, производство которого требует большого труда....

Проект. Мини - музей "Хлеб всему голова"

Хлеб является символом многих народов. Хлеб рассатривается как источник жизни и символом труда. С хлебом связано много обрядов. Хлеб - это символ благополучия и достатка....