Проект «Кукольный мир из шариков» (театрально - творческая деятельность, как средство социализации и развития личности ребенка)
проект (старшая группа)

Короткова Клавдия Георгиевна

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.

Тип проекта: творческий

Срок реализации проекта: сентябрь – декабрь 2019 г.

Цель: приобщать детей к разнообразному кукольному миру детства

Задачи:

  1. Развивать творчество детей посредством использования платковых кукол и кукол из воздушных шаров в театрализованной деятельности.
  2. Воспитывать интерес и желание у детей активно участвовать в постановке театральных сценок, экспромтов и спектаклей.
  3. Формировать личностные качества детей - креативность, самостоятельность, инициативность и другие.
  4. Помочь детям накопить социальный опыт.

Ожидаемый результат:

  • Установление партнерских отношений между участниками образовательного процесса в ДОУ
  • Оснащение центра детской активности по театрализованной деятельности самодельными куклами
  • Обеспечение успешной социализации через театрализованную деятельность

 

Актуальность

Понятие «социализация» - процесс трансформации личности посредством освоения социально - ценностных ориентаций общества, культуры, исторического опыта, принятых правил и норм поведения. В педагогике термин «социализация», как правило, связывают с понятиями «обучение» и «воспитание». ФГОС устанавливает основные принципы дошкольного образования (п. 1. 4):

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (п. 1. 4. 6);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей (п. 1. 4. 9).

И определяет ряд задач (п. 1. 6):

  •  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п. 1. 6. 5);
  •  формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (п. 1. 6. 6);
  •  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей (п. 1. 6. 8).

           Дошкольники под влиянием окружающих людей, постепенно адаптируются, приучаются нести определенную ответственность за свои действия и поступки. В процессе становления личности ребенка заметную роль играют разнообразные виды творческой деятельности. Значение театрализованной деятельности в развитии и социализации ребенка трудно переоценить. Процесс социализации в доверительной игровой атмосфере проходит легче и быстрее. По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Занимаясь театрализованной деятельностью, дошкольники становятся более наблюдательными, внимательными, терпеливыми по отношению друг к другу. У них развивается креативное мышление, воображение, фантазия, а также творчество, инициатива, самостоятельность, взаимопомощь и взаимовыручка. Театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО. А это хороший показатель их успешной социализации детей, позволяющий накопить и реализовать социальный опыт.

 

Реализация проекта

           Коллективными формами сотворчества и сотрудничества являются разыгрывание в лицах литературных произведений - сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Сказки способны помочь ребенку в усвоении норм поведения и общения, способствуя его позитивной социализации. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра. Герои художественных произведений являются действующими лицами, а их приключения, иногда основанные на детской фантазии, сюжетом театрализованной игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Соединение театрализованной и сюжетно-ролевой игры - «игры в театр», дает возможность детям объединиться общей идеей, на основе интересной деятельности.

           Все новое – это хорошо забытое старое!  Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь и в повседневной работе с детьми по  нравственному и художественно - эстетическому воспитанию.   Но, проявив фантазию и творчество, можно своими руками сделать персонажей для детского театра. Мы предлагаем нетрадиционные способы создания кукол - из платков и воздушных шаров.

Формы совместной деятельности:

  • Кукольные представления;
  • Игры-этюды, игры-забавы с платковыми куклами и куклами из воздушных шаров;
  • Инсценировка эпизодов сказки;
  • Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
  • Cюжетно - ролевые игры с платковыми куклами и куклами из воздушных шаров

Формы работы с детьми: тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; игры-драматизации, театрализованные игры и тематические выставки в ДОУ.

Формы работы с родителями: консультации, мастер – классы по изготовлению кукол для театрализованной детской деятельности.

Методы работы с детьми:

- практический метод - практические задания, постановка сказок, игры-драматизации, театрализованные игры;

- словесный метод - беседа, чтение художественных произведений, рассказывание и пересказ сказок; слушание музыкальных произведений.

- наглядный метод - рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для театральной деятельности; демонстрация мультфильмов и видеофильмов по сюжетам сказок.\

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями

- Сбор и накопление материала, изучение литературы

- Организация развивающей предметно-пространственной среды – центра детской активности «Театр» в группе

- Изготовление атрибутов – кукол из платков и воздушных шаров

- Подбор наглядной информации

2 этап. Основной - реализация проекта. Создание развивающей среды по театрализованной деятельности.

- Беседы с детьми о театре («Что такое театр?», «Кто придумал театр?», «Как вести себя в театре», «Виды и жанры театра», «Театральная азбука» (знакомство с театральными терминами - актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т.д.), «Что такое афиша, пригласительные билеты, декорации?», «Новые виды театров» и т.п.)

- Чтение художественной литературы (сказок)

- Художественно – творческая деятельность

- Театрализованные деятельность (этюды с куклами, показ театра по сказкам)

- Театральные игры, игры - драматизации и настольные игры (Игра «Зеркало - мимические этюды у зеркала», «Игра на выражение эмоций - сделай лицо», сюжетно – ролевая игра «Театр», настольные игры - «Собери сказку», «Расскажи сказку», «Назови сказку», «Любимые сказки», «Путешествие по сказкам», «Сказочное домино»)

- Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса («Мизинчик», «Весёлые человечки», «Веселые сочинялки» - пересказ одной из знакомых сказок, язычковая гимнастика: «Путешествие язычка» и зарядка для губ «Веселый пятачок»)

- Разучивание текстов сказок

- Организация и проведение образовательной деятельности

- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых кукол из платков и воздушных шаров)

           

    Самым популярным и увлекательным направлением в детском возрасте является театрализованная деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Взяв в руки куклы, чтобы обыграть знакомую сказку, малыши знакомятся с различными моделями поведения.  Сказки показывают дошкольникам последствия положительных и отрицательных поступков. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями.

Таким образом, кукольный театр занимает в жизни детей особое место. Легче всего установить контакт с ребенком именно с помощью куклы. С ней дети сразу начинают разговаривать и играть.

 

Праздник воздушных шаров – нетрадиционный кукольный театр.

           Необычными и неординарными получаются куклы из воздушных шаров. Многие шары продаются с уже готовыми рисунками, а доделать некоторые характерные детали можно из бросового материала. Все это не составляет большого труда. Дети с удовольствием, активно сами мастерят будущих героев спектакля. Шары, скотч, клей, цветная бумага, ленты - вот и готова команда кукол для яркого красочного представления. Это веселое занятие развивает творческие и коммуникативные способности, а также объединяет детей и взрослых.

Взаимодействие с родителями:

- Формирование представлений о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка

- Повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

- Привлечение родителей к участию в жизни группы

- Консультация для родителей – «Театр дома», «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста и применение различных видов материалов для игр»

- Изготовление сказочных героев – кукол из платков и воздушных шаров

- Мастер-класс «Куклы своими руками»                                                       

- Опрос родителей – «Играете ли Вы с ребёнком в театр»

Взаимодействие с педагогами:

- Консультация для педагогов «Виды театра в ДОУ» 

3 этап. Заключительный.

- Презентация проекта.

- Анализ центра детской активности «Театр».

- Выставка – показ кукол.

          

Вывод

           Занимаясь с детьми театром, мы делаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Увлеченные привлекательным замыслом театральной постановки дети и родители учатся многому, учатся тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на детей. Театрализованная деятельность в ДОУ, хотя и не выделена в особое направление, была и остается неотъемлемой частью воспитания дошкольников. Через театрализованную деятельность дети приобщаются к театральному искусству, у них формируется творческое мышление и воображение. Работа в данном направлении способствовала повышению интереса родителей к жизни детей в группе. Родители приняли активное участие в организации и оформлении центра детской активности «Театр», пополняя его различными видами театров; реквизитом для разыгрывания спектаклей, этюдов, сценок; атрибутами для различных игровых ситуаций.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд, как средство социализации, формирования личности ребенка, приобщения к человеческой культуре.

"Труд" в программе "Детский сад 2100". Трудовое начало в дошкольном учреждении. Задачи, виды, формы организации труда....

Ручной труд – средство всестороннего развития личности ребенка дошкольника

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития  личности ребенка  дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию дей...

Сказка как средство всестороннего развития личности ребенка

Определении форм и методов работы со сказкой направленных на всестороннее развитие личности ребенка в предшкольном возрасте...

Проект «Добрые сказки В. Сутеева " Театрально – игровая деятельность как средство художественно – литературного развития детей среднего дошкольного возраста.

Проект предназначен для реализации в средней возрастной группе. Содержание проекта раскрывает возможность формирования у детей представлений о творчестве В. Сутеева, приобщению к книге, к художественн...