система мероприятий,направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие
материал (средняя группа)

Винц Ольга Александровна

Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст является уникальным возрастом для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Однако, не секрет, что общей закономерностью является снижение числа «абсолютно» здоровых детей (1 группа здоровья). Повышенного внимания требует укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у дошкольников. Поэтому необходим поиск новых методов и подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

В ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Физическое развитие»  определена главная задача воспитания и образования детей – гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. Это определяет для дошкольных учреждений новую задачу: «создание единого процесса взаимодействия педагога и воспитанников, в условиях которого органично переплетены разные образовательные области, а в итоге у каждого ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения  сформировано представление о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни» [3].

Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития. Формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей. Всё вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы: «Система мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие».

Объект исследования ‒ процесс обучения физическому развитию детей дошкольного возраста.

Предмет-система мероприятий в области «Физическое развитие».

Цель исследования -изучение различных подходов к системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие.

Задачи:

1. Изучитьнормативные требования к организации физического развития и здоровья детей в дошкольной образовательной организации.

2. Рассмотреть теоретические основы здоровьесберегающей деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации требований ФГОС ДО.

3. Описать опыт работы педагогов дошкольных образовательныхучреждений по разработке системы мероприятий в области физического развития и здоровья.

4. Разработать систему мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности в процессе реализации «Программы развития» в средней группе МКДОУ «Росинка» п. Маслянино.

Для решения поставленных задач были использованы исследовательские методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой темы, изучение опыта педагогов ДОУ.

Основные понятия:

Здоровье ‒это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной жизни каждого человека, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

Здоровьесберегающая технологияэто система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Закаливание‒ это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Двигательная деятельность- деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.

Технология-строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.

Физические упражнения‒ движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

1. Нормативные требования к организации физического развития и здоровья детей в дошкольной образовательной организации

В современное время к детям дошкольного возраста предъявляются новые, более высокие требования, к их развитию и здоровью. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. Забота о здоровье детей занимает приоритетные позиции во всем мире: хорошее здоровьеслужит фундаментом для общего развития человека.В Конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государством осуществляется финансирование федеральных программ охраны «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры».

В Федеральном законе «Об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в статье 10 установлено, что федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятия, «по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей» [3].

В Федеральном законе «Об образовании» в статье 41 указано:

п. 4. «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения» [1].

Конвенция о правах ребенка (статья 3 п.3)[4]определяет заботу о детях и их защиту, ответственность нормам, установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а так же компетентного надзора.Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Об этом говорится в Концепции дошкольного воспитания. Согласно этому документу, физическое воспитание «пронизывает всю организацию жизни детей в дошкольном образовательном учреждении, организацию предметно-развивающей и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей».

Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В Семейном кодексе Российской Федерации отмечено: родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии[5].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в пункт 2.6 отмечено: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

-  способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)»[2].

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели ‒ формирования культуры здоровья детей через решение следующих задач: 

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Две образовательные области в конечном итоге призваны обеспечить формирование у дошкольников потребности бережно относиться к своему здоровью, то есть вести здоровый образ жизни.

В Профессиональном стандарте педагогов [7]дана характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 статья 195.1 ТК РФ). Профессиональный стандарт объединил в себе требования к педагогам всех ступеней образования. К педагогам дошкольной образовательной организации (воспитателям, педагогам, узким специалистам) применяется 2 вида стандартов:ФГОС, утвержденныйМинобрнауки РФ,и Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ. Среди профессиональных компетенций были выбраны те, которые непосредственно влияют на укрепление здоровья детей и их физическое развитие.

Во-первых, педагог дошкольного образования должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, «обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации»[7].

Во-вторых, владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них «необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе» [7].

Проанализируем, как отражена образовательная область «Физическое развитие» в различных Программах для дошкольных образовательных организаций.

В Программе «От рождения до школы»(под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) [18]в разделе «Физическое развитие и здоровье» говорится о том, какие в детском саду должны создаваться условия для полноценного физического развития:

«- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

- создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей;

- использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать;

- реализовывать индивидуальный подход к детям во время организации и проведении физкультурных занятий и в подвижных играх;

- систематически вести работу по профилактике и снижению заболеваемости детей».

Отличительными особенностями Программы являются:

а) «направленность на развитие  личности ребенка: эта приоритетная задача Программы способствует воспитанию свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его»;

б) направленность на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе, привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

В образовательной области «Физическое развитие» сформулированы основные цели и задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в условиях дошкольной образовательной организации:

«- формированиеначальныхпредставленийоздоровомобразе жизни;

- сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;

- повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании), формирование полезных привычек.

- воспитание культурно- гигиенических навыков;

- обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;

- развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений»[18].

В «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» [23]большое внимание уделяется охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни. Приобщение к миру физической культуры начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Рассмотрим направления деятельности педагогов в группе детей 4-5 лет (средняя группа):

1) «охранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни, содействовать полноценному физическому развитию;

2) обеспечивать безопасность жизнедеятельности, строго соблюдая санитарныенормы и правила охраны жизни и здоровья детей;

3) содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности путёмпоощрения двигательной активности ребёнка и создания условий для формирования основ культуры здоровья;

4) расширять начальные представления о правилах безопасного поведения в быту, на природе, на улице;

5) организовывать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психологический комфорт ребенка;

6) приобщать детей к ценностям физической культуры».

В любой дошкольной организации важное место принадлежит санитарно-эпидемиологическому режиму (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН  2.4.1.3049-13) [8]к организации физического воспитания:

«12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

- в младшей группе - 15 мин.,- в средней группе - 20 мин.;

- в старшей группе - 25 мин.,- в подготовительной группе - 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры».

Таким образом, изучение нормативно-правовых основ в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития отражает главный фактор, что здоровье ребенка – это основа успешного формирования, развития и реализации его способностей и задатков, адаптации к быстро меняющимся условиям социальной жизни. Законодательная база, регламентирующая всю систему физического воспитания ребёнка, направлена на использование педагогами комплекса средств воспитания здорового ребёнка, предусмотренных как программами дошкольных образовательных учреждений, так и рекомендованных родителям в домашних условиях.

 

 

 

2. Теоретические основы здоровьесберегающей деятельности педагогов дошкольного образовательного учрежденияв условиях реализации требований ФГОС ДО

В современных дошкольных учреждениях педагогическая деятельность происходит в условиях динамичных трансформаций, модернизации традиционных ценностей, систем, представлений и суждений в обществе. Воспитательный процесс способствует формированию социальной активности, комфортности в развивающей детской среде. В основе всей деятельности и выбора личностно-ориентированных технологий и концепций лежит здоровый образ жизни подрастающего поколения. По данной теме была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей, их физического развития. Изучение содержания физического воспитания необходимо для осознания того, как эта проблема формулируется ученымии разработчиками методики физического воспитания.

В последнее время приоритетным направлением дошкольного образования стала физкультурно-оздоровительная работа. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно в дошкольном возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Привычка к здоровому образу жизни ‒ это жизненно важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Исследования академика РАМН, профессора Ю.П. Лисицына, доказывают, что главным фактором риска состояния здоровья является образ жизни человека, более того, именно от образа жизни зависит здоровье или нездоровье человека. Исследователь выделяет психологические факторы, которые возникают в результате действий различных биологических и социальных факторов. Эти психологические факторы служат факторами риска для здоровья: вредные привычки, загрязнение среды обитания, эмоциональные переживания, стрессы, генетика [20].Группировка факторов риска ученых-исследователей (Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова), связанная с социально-биологическими факторами,

Ю.К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:

1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.

2. Формирование двигательных умений и навыков.

3. Развитие основных двигательных качеств.

4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.

5. Воспитание воли, смелости, дисциплины. 

6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Т.И. Осокина [20]в области физического развития выделяет две основные задачи: охрана жизни и укрепление здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева[14]  все задачи данного направления разделили на три группы.

К первой группе исследователи отнесли оздоровительные задачи, направленные на развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, закаливание организма ребенка.

Ко второй группе -образовательные:

а) формирование навыков выполнения основных движений;

б) привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье;

в) формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.  3.

К третьей группе - воспитательные задачи:

а) формирование нравственно-физических навыков;

б) освоение на практике осознанных привычек к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенстве;

в) воспитание культурно-гигиенических качеств.

В работах этих исследователей выделены средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка: оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и влияние художественных средств – литературы, фольклора, мультфильмов, произведений музыкального и изобразительного искусства. Большое значение в этом направлении имеют здоровьесберегающие технологии: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии. Рассмотрим особенности каждой технологии:

В педагогическом образовательном процессе широкое распространение в вопросах сохранения и укрепления физического здоровья получили такие понятия: «здоровьесберегающие технологии» и «здоровьесберегающее воспитание». Здоровьесберегающая образовательная технология в детском саду представляет собой систему разных целенаправленных воздействий на воспитательный процесс, который организуется образовательным учреждением для профилактики и коррекции состояния здоровья детей. Эта технология помогает медицинским работникам, психологам и педагогам-воспитателям формировать и совершенствовать личностные особенности развития дошкольников [10].

Использование здоровьесберегающей технологии предполагает важный элемент в дошкольной образовательной среде – это проектирование мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.  В основу этой технологии педагоги вкладывают такие принципы, методы, приемы, которые безопасны для здоровья и направлены на физическое развитие детей разного возраста: это закаливание, тренировка сил и выносливости, быстроты, гибкости.

Медико-гигиенические технологии профилактической работы в детском саду составляет важную часть в формировании физической культуры и укрепления здоровья детей. Понятие «здоровье» является краеугольным в такой технологии, однако на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чаще всего детские педиатры и другие специалисты работают с теми детьми, которые уже болеют, поэтому в дошкольных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов (новые санитарно-эпидемиологические правила и нормы). В основе социальной работы медицинских работников заложена консультативная и неотложная помощь детям. Кроме этого проводятся мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению дошкольников, отслеживается динамика здоровья детей всех возрастных групп детского сада.Медицинский подход к профилактике заболеваний отличается от психолого-педагогического‒ он требует индивидуальных средств воздействия и врачебного вмешательства. Ежедневная, кропотливая деятельность медицинских работников направлена на формирование и развитие гигиенических правил и норм, на проведение лечебной физкультуры, оказание необходимой медицинской помощи [12].

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) в современное время в дошкольном образовательном процессе хорошо задействованы. Эти технологии направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий для жизни и деятельности детей, для гармоничных взаимоотношений с природой. В детском саду эта деятельность направлена на обустройство территории, уход за зелеными растениями в каждой группе, рекреациях, в живом уголке, участие в природоохранных мероприятиях.Эта технология способствует формированию индивидуально-личностных качеств, укрепляет духовно-нравственное здоровье дошкольников.

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного школьника от физически слабого. Реализуются во время прогулок, подвижных игр, игр с правилами и музыкально-физическими занятиями [25].

Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности связана с воспитательным процессом в дошкольном образовательном учреждении. Во время прогулок, трудовых процессов на территории детского сада, проведения спортивных занятий или подвижных игр может возникнуть травма или нанесение ущерба здоровью. На уровень здоровья в группе существенное влияние оказывают социальные процессы: межличностные отношения, психологический (нравственный) климат, индивидуальные особенности характера и уровень культуры [11].

В исследованиях Ю.Е. Антонова[10], В.Г. Борисенко[12] здоровьесберегающие педагогические группы представлены несколькими группами:

1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- стретчинг: представляет собой особые упражнения, направленные на развитие гибкости всего тела и рекомендуемые детям вялой осанкой и плоскостопием;

- ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц;

- динамические паузы: они рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления, включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики;

- подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате со средней степенью подвижности; все подвижные игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения, в условиях ДОУ применяются лишь элементы спортивных игр;

- релаксация: во всех возрастных группах чаще всего используется спокойная классическая музыка, звуки природы;

- гимнастика разных видов: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая – форма проведения гимнастики зависит от поставленных задач в области укрепления здоровья детей конкретной группы ДОУ.

2) Технологии обучения здоровому образу  жизни:

- физкультурное занятие, которое поводится систематически в соответствии с требованиями ФГОС ДО и утвержденной Программой;

- проблемно-игровые -игротренинги и игротерапия ‒ проводятся в свободное время, чаще всего во второй половине дня, в зависимости от задач, поставленных педагогом;

- коммуникативные игры строятся по определенной схеме и состоят из таких частей: беседа, этюд, игры.

В любом типе игр используется метод игрового моделирования. При использовании игры во время занятий педагоги могут «разыгрывать» роли, учитывая возраст детей. С учетом имитации игры воспитатель дает образец поведения. Метод игрового моделирования помогает соединить активную деятельность педагогов и дошкольников, расширяя возможности индивидуальной и коллективной работы. Цель игрового моделирования состоит в соединении педагогических приемов, ведущих к самостоятельному, творческому, инициативному процессу. Этот процесс направлен на развитие двигательной активности детей, на формирование коммуникативных навыков и умений [21].

К этой группе педагогических здоровьесберегающих технологий относятся самомассаж, точечный самомассаж – они проводятся медицинским сотрудником по специальной методике в старшей и подготовительной группах. Это необходимо, в первую очередь, детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.

3) Коррекционные технологии включают арттерапию, сказкотерапию, технологию воздействия цветом, психогимнастику, фонетическую ритмику. Занятия с использованием данных технологий рекомендованы детям с различными проблемами здоровья либо в профилактических целях.

Выбор педагогами группы определенных технологий имеет оздоровительную направленность и используется в комплексе здоровьесберегающей деятельности, повышая результативность воспитательно-образовательного процесса, формируя ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. При проведении статистического мониторинга здоровья детей вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку.

Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий зависит от выбора методов и приемов обучения физическим упражнениям. Традиционно на занятиях, в игровой деятельности и во время прогулок используются наглядный, словесный и практический методы.

Наглядные методы основаны на непосредственном чувстве восприятия физических упражнений и используются для создания у детей зрительных представлений о движении. К наглядным методам относятся такие приёмы:

- показ физических упражнений педагогом: при показе у детей через органы зрения создаётся зрительное представление о движении; этот прием применяется во всех возрастных группах, когда внедряются новые движения;

- имитация: процесс подражания действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении движениям детей дошкольного возраста. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление. Например, для выполнения прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед, педагог использует образ воробышка. Образы, которые не полностью соответствуют характеру разучиваемого движения (прыгать как зайчики), применяются для того, чтобы дети с большим интересом выполняли физические упражнения. Такие образы используются после того, как движение в основном освоено, то есть, при закреплении двигательных навыков;

- наглядные пособия (рисунки, фотографии, картины): рассматривание способствует уточнению у детей зрительных представлений об отдельных элементах движений и качественному выполнению упражнений на занятиях и во время утренней гимнастики;

- помощь учителя физической культуры или воспитателя используется для уточнения положения отдельных частей тела с целью создания правильных зрительных и мышечно-двигательных представлений;

- применение зрительных ориентиров (предметная и графическая разметка) помогает детям углубить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, способствует более энергичному выполнению упражнений, стимулирует к самостоятельной деятельности;

- применение звуковых ориентиров: «эти приемы используются с целью освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен, хлопки в ладоши»[24].

Словесный метод помогает точнее воспринимать упражнение, активизирует мышление ребёнка, содействует осмыслению двигательных действий, способствует созданию более полных и точных представлений о движении. С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

Название упражнения: многие физические упражнения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например «растягивание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят». Педагог, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его.После того как упражнение будет освоено, его больше не показывают, а только называет его.

Описание: это последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Полное описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста.

Объяснение используется при разучивании движения: педагогом подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому будет привлечено внимание на данном занятии. Постепенно у детей формируется представление о каждом элементе. Объяснение носит характер краткости, точности, образности и эмоциональности.

Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или  углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иныестороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождаетпоказ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.

Рассказ, придуманный педагогом или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса и желания заниматься физическими упражнениями.Под рассказдошкольники выполняют упражнения, например, «Поездка на дачу», «Прогулка в лес», «В зоопарке».

Беседа при выполнении физических упражнений чаще всего имеет вопросо-ответную форму. Она направлена на выяснение интересов дошкольников, степени усвоения движений, правил подвижной игры[13].

Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков. К практическим методам относятся: повторение упражнений – вначале отдельных элементов, затем овладение движением в целом; проведение упражнений в игровой или соревновательной формах. Игровой метод применяется при обучении сложным движениям, когда они уже в основном освоены, с целью закрепления двигательных навыков и развития умения применять их в различных ситуациях.

Таким образом, изучение теоретических аспектов деятельности педагогов в образовательной области «Физическое развитие» показало, что главными факторами укрепления и сбережения здоровья детей разных возрастных групп являются: комфортное пребывание каждого дошкольника в ДОУ; личностное взаимодействие всех участников образовательного процесса; экологическая грамотность и здоровый образ жизни родителей, а также здоровьесберегающие технологии.Процесс физического развития и укрепления здоровья в дошкольном возрасте сложный и многогранный. Для успешного формирования основ здорового образа жизни через воспитание нравственных ценностей необходимы не только материальные ресурсы, но и желание педагогов в системе использовать инновационные формы и методы, которые приносят результативность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по учебной и производственной практике ПМ.01 Организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития студентки ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького»

Требования к оформлению документов Текст документов печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4.При компьютерном наборе текста  используется размер шрифта 14 Times New Roman, ...

Конструкт организации режимных моментов в первую половину дня по ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

           Конструкт организации режимных моментов в первую половину дняпо  ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка ...

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИАДЫ по ПМ 01 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ,НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ЕГО ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ специальность 44.02.01 Дошкольное образование

ПОЛОЖЕНИЕО ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИАДЫ по ПМ 01ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ,НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ЕГО ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ специальность 44.02.01 Дошкольное образование...

«Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, и их физическое развитие через совместную деятельность с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО».

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнидеятельности общества.При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска д...